Маалот а-Тора — 6 — Деталь заповеди – тоже заповедь

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

907
заповедь

6. Каждая деталь заповеди – тоже заповедь

Из сказанного выше мы можем узнать, сколько раз повторена в Торе заповедь изучения Торы, и каждое из этих повторений – особая заповедь.

Подобное этому мы находим в недельной главе Ваера в связи с выполнением заповеди гостеприимства. В Торе подробно рассказывается обо всех действиях нашего праотца Авраама: «И поспешил Авраам [в шатер…]» (Берешит, 18:6), «И к скоту побежал Авраам…» (18:7), «И взял сливочного масла и молока…» (18:8), «…И сказал: «Поторопись …и сделай лепешки!» (18:6), ведь каждая подробность – это выполнение особой заповеди.

И так же в главе, посвященной вознесению Ицхака на жертвенник, описаны все подробности: «И встал Авраам рано [утром], и взял с собою двух отроков, и взнуздал своего осла, […и наколол дров для всесожжения], и поднялся и пошел к месту, [о котором сказал ему Б-г]» (там же, 22:3) – ведь каждым своим действием он намеревался выполнить заповедь своего Создателя.

И также мы видим, что, когда Элиэзер, раб Авраама, говорил с Бетуэлем, он постоянно подчеркивал свою преданность своему господину, говоря: «И взял с меня клятву мой господин…» (там же, 24:37), «И сказал я моему господину…» (24:39) – ведь каждым действием, относящимся к своей миссии, он стремился выполнить волю своего господина.

И уж тем более, когда мы выполняем заповеди нашего Творца, да будет Он благословен!

А теперь разъясним все детали заповеди изучения Торы. Написано: «И выбери жизнь» (Дварим, 30:19) – т.е. Тору, о которой сказано: «Она – твоя жизнь» (Мишлей, 4:13). А значит, выбирать изучение Торы – это тоже выполнение заповеди. [Каждый раз, когда у нас есть возможность открыть газету или заняться какими-то другими подобными делами, а мы предпочитаем изучение Торы в любой его форме, мы каждый раз заново выбираем жизнь! (примеч. редактора).] И [каждый раз], когда мы склоняем свой слух и свое сердце к словам Торы, это тоже выполнение особой заповеди.

И так же стремление к ней – желание [познать] ее, и заповедь прилепиться к Нему, и любовь, и радость, и память – по поводу каждого из этих качеств есть особый стих, как это приведено выше. [Например, в предыдущем разделе приведен стих «Только к Торе Б-га влечет его» (Теилим 1:2), в котором говорится о стремлении к Торе. В стихе «Скажи мудрости: «Ты – моя сестра!» (Мишлей, 7:4) говорится о заповеди «прилепиться» к Творцу и к Его Торе. В стихе «Постоянно предавайся ее любви» (там же 5:19) сказано о любви к Торе. А в стихе «Помните Тору Моего слуги Моше» (Малахи, 3:22) говорится о памяти и т. д.]

[Выдающийся знаток тайной мудрости р. И.-А. Хавер поясняет, что на самом деле заповедь «прилепиться» к Б-гу («двейкут» – буквально «слитность», «присоединение») заключается не только в постоянном мысленном сосредоточении на Нем, как полагают многие, а, в первую очередь, в серьезном и углубленном изучении Торы. Ведь, как утверждают знатоки кабалы, вся Тора состоит из Имен Всевышнего (см. предисловие Рамбана к Берешит), и она составляет единство с Б-гом. Через изучение Торы, которая радует сердце и дает свет глазам, человек обретает любовь к Б-гу, а она приводит его к двейкуту – к единению с Б-гом. И поэтому написано: «…чтобы вы любили Г-спода, Б-га вашего, и шли по Его путям, и прилепились (וּלְדָבְקָה – у-ледавка) к Нему» (Дварим 11:22). А числовое значение слова אהבהhава) равно гиматрии слова אחד (эхад — един) – 13 (а это намек на 13 способов толкования Торы, о которых говорится в знаменитой барайте раби Ишмаэля, произносимой каждое утро перед молитвой, – ведь эти способы лежат в основе толкования Торы).

Благодаря изучению Торы и выполнению ее заповедей, человек постигает некоторые качества Творца, проявляемые Им по отношению к сотворенному миру. Эти качества (например, милосердие, истинность и т.д.) запечатлены через Его святые Имена в самом тексте Торы. Ведь Его духовные свойства материализовались в этом мире и облачились в подробности и детали заповедей Торы. На это намеком указано в словах наших мудрецов: «Из чего сотворена Тора? Из света, в который облачился Всевышний, как написано: «Облачился светом, как покрывалом» (Теилим, 104:2). Имеется в виду, что сотворенные люди не в состоянии познать Самого Всевышнего, как сказано: «Навел мглу, чтобы сокрыть Себя» (там же, 18:12). Но вместе с тем, Он по Своему великому милосердию дал нам возможность познавать Его действия и Его свойства, которые проявляются по отношению к сотворенному миру – и это свет Торы, с помощью которой мы постигаем Его действия и Его волю. Поэтому-то Тора названо «светом», ведь она и есть Его облачение, через которое Он проявляет Себя в сотворенном мире. Но без изучения Торы днями и ночами невозможно даже приблизиться к постижению Творца (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 11).]

Это также проворность, [когда человек при каждой возможности сразу же занимается изучением Торы], как написано: «Спешил я, не откладывая [выполнять Твои заповеди]» (Теилим, 119:60). И также заповедано идти, [чтобы заниматься Торой], как сказано: «[Намечал я свои пути] и направлял стопы к Твоим заповедям» (там же, 119:59).

Это заинтересованность и усилия, как написано: «Если будешь добиваться ее (мудрости Торы), как серебра (т.е. денег)» (Мишлей, 2:4), а также поиск – «…и искать ее, как клад» (там же).

Это усидчивость и настойчивость – [как сказано:] «…пребывающий изо дня в день у моих дверей» (там же, 8:34).

Это и заповедь бежать [ради Торы – т.е. в Дом Учения], как написано: «Поспешу путем Твоих заповедей» (Теилим, 119:32), и это стремление, как написано: «…стремиться к познанию Б-га» (Ошея, 6:3).

Это размышления – [как написано:] «…и размышляй о ней (о Торе) днем и ночью» (Йеошуа, 1:8).

[В Книге Пророков сказано:] «Ведь Мои мысли – не ваши мысли… И как небо выше земли, так Мои пути выше ваших путей и Мои мысли выше ваших мыслей» (Йешаяу, 55:8-9). Имеется в виду, что размышления человека по поводу Торы и служения Творцу далеки от мыслей по поводу дел этого мира в той же мере, как небеса и Небеса небес отдалены от земли. И об этом сказано: «Ведь, как дождь и снег нисходят с небес и туда не возвращаются, а поят землю, и она рождает и прорастает, …[так и Мое слово, исходящее из Моих уст – оно не возвратится ко Мне пустым, но выполнит то, чего Я желал, и преуспеет в том, для чего Я его послал]» (там же 55:10). Имеется в виду следующее: [как дождь приходит], чтобы напоить землю, и чтобы она дала жизнь растениям, так, когда человек размышляет по поводу слов Торы, эта мысль «не возвратится к нему пустой», даже если она и не реализуется в практической плоскости. [Т. е. даже если размышления на темы Торы не были записаны или высказаны, они все равно «прорастают» и дают плоды. Ведь, когда человек размышляет на темы Торы, он соединяет свою мысль с помыслами Творца, которые открыты нам через Тору, – а это те «Мои мысли», о которых сказано у пророка.]

Перевод и составление — рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=43811