Месилат Йeшарим — 2 — Прямота в постижении Торы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1062
йешарим, прямота, интеллект
В основу книги «Месилат Йешарим» легла барайта рабби Пинхаса бен Яира, которая начинается со слов: «Тора приводит к осторожности…» Но есть один жизненный принцип, который предшествует этой книге. А именно – прямота в словах Торы.

Великий мудрец Торы предыдущего поколения рав Хаим Камил (человек, который на каждую изучаемую тему в Талмуде прочитывал десяток-другой книг) как-то задал, казалось бы, простой вопрос: «Что мы хотим от изучения той или иной темы в Талмуде? К чему мы стремимся прийти?». И тут же дал необычный ответ: «К тому, что называется свара яшара – к прямому пониманию написанного». И несмотря на то, что в каждой изучаемой теме может быть много важных моментов, прямое понимание – это основа всего.

И это есть основа всего исправления человека в этом мире. Когда человек понимает вещи не прямо, с ним ничего нельзя сделать, все что ты ему скажешь, он изменит на свой лад. Но если человек привыкает мыслить прямо в Торе, то он начинает мыслить прямо и во всех других сферах повседневной жизни. При этом важно желание постичь вещи истинно. То есть так, чтобы человека, который изучает Тору, интересовало, какое самое правильное понимание изучаемой темы. Для этого нужно «взвесить» ее со всех сторон.

У Торы есть несколько лиц, и проявляются они в понимании различных комментаторов. Таких, как Раши, Тосфот, Рашба, Ритва и многих других. И, несмотря на то, что они отличаются друг от друга, у всех у них есть один общий момент: когда человек на самом деле ищет истину – через него открывается та сторона понимания Торы, которую он должен открыть. Но если он не ищет истину, то и понимание Торы через него не открывается. Более того, если человек, изучающий Тору, не ищет истину, а ищет, чем бы себя прославить в Торе, – своего удела никогда не достигнет. Ведь только когда человек стремится к абсолютной истине, к прямому пониманию написанного, тогда у него есть шанс, что через него откроется его удел в Торе.

На это намекает один очень известный стих в начале книги Теилим. Сказано так: «Его желания к Торе Всевышнего, и своей Торой он будет заниматься день и ночь». На первый взгляд, не очень понятно, почему стих в начале говорит, что Тора принадлежит Всевышнему, а в конце говорит – человеку. Объяснить это можно следующим образом. Когда человек действительно хочет постичь Тору Всевышнего, тогда он удостаивается своего настоящего удела. И тогда получается, что все величайшие комментаторы (Раши, Тосфот, Рашба, Ритва) изначально ищут не «как бы мне объяснить то, что я сам хочу сказать. Не могу же я уйти из этого мира, не написав хотя бы пары томов своих открытий в Торе». Ни в коем случае! Каждый из них стремился и тяжело трудился всю жизнь, чтобы истинно понять Б-жественную Тору. То, чего они достигли, и есть их истинный удел, их Тора!

Когда мы говорим о книге «Месилат Йешарим», то в первую очередь нам стоит задуматься, для кого эта книга была написана: для всех или только для мудрецов? Хотя даже если человек не будет думать об этом, а просто ее читать, – даже тогда для него будет большая польза.

На первый взгляд, ответ на этот вопрос лежит совсем на поверхности. Если мы заглянем в первичный вариант этой книги, который называется «Седер Викуах», то увидим, что она написана как дискуссия между хахамом – мудрецом Торы, и хасидом – благочестивым. И книга «Месилат Йешарим», это как раз те слова, которые хасид говорит хахаму. Из этого можно понять, что слова этой книги обращены к тому, кто называется на языке Рамхаля хахам – мудрец Торы.

На самом же деле книга «Месилат Йешарим» обращена ко всем, потому что у нее есть достоинство, которое есть у самой Торы. Ведь, как известно, Хумаш – Пятикнижие, учат как дети от 5-6 лет, так и величайшие мудрецы Торы. И в каждом возрасте, и на любом уровне каждый находит в Торе свое удовольствие, свое понимание, свою радость. То есть это – Б-жественное творение, которое действительно освящает наши души на всех уровнях понимания. В этом и заключается достоинство Торы – она универсальна. «Месилат Йешарим» написана величайшим мудрецом Торы, Б-жественным каббалистом и праведником. Он весь был направлен на постижение Торы лишма – во имя замысла Творца в ней, и потому удостоился очень многого – величайшего удела в Торе. Книга «Месилат Йешарим» – его неоценимый дар миру. Это учение о служении и благочестии, которое включает постижение в Высших мирах, выраженное доступным всем языком. И поэтому у этой уникальной книги есть достоинство, подобное достоинству Торы – она приносит пользу всем! Хотя, безусловно, того, что увидел в ней Виленский Гаон, мы не увидим.

Итак, после всех предисловий пришла пора читателю ознакомиться с самой книгой.

Книга начинается с предисловия автора, который извиняется перед читателями за то, что он написал книгу не для того, чтобы научить людей чему-то новому, а чтобы напомнить то, что они уже знают и что хорошо известно всем. И нет у него никакого сомнения в том, что это известно большинству людей!

Мы же, читая эти строки, должны задуматься о том, насколько было велико то поколение, большинству которого эти вещи были известны. И Рамхаль пишет, что при всем том, что все эти вещи были известны, – их истинное и глубокое понимание далеко от людей.

Далее автор говорит, что польза от этой книги будет не в том случае, когда человек прочтет ее один раз. И вполне возможно, что после одного раза читатель ничего нового для себя не найдет. Польза будет только в том случае, если человек будет ее повторять, причем неоднократно.

Нам с вами следует понять, в чем смысл такого повторения? Объяснить это можно двумя способами.

1) Когда человек растет духовно, то на каждом уровне он понимает вещи более глубоко, более серьезно. И несмотря на то, что книга действительно написана для всех, нужно быть мудрецом Торы, чтобы вникнуть в нее по-настоящему. Поэтому, когда человек повторяет ее несколько раз и не стоит на месте в своем духовном развитии, то эта книга каждый раз добавляет ему нечто новое.

2) Написано в мишне в конце трактата Авот: «Бен Баг Баг говорит: ”Копай, копай – все в Ней“». В простом понимании это означает, что все необходимое ты найдешь в Торе. Но наш учитель рав Моше Хаим Луцатто в книге «Дерех Эц Хаим» (которая частично переведена на русский язык под названием «Путь древа жизни») объясняет эти слова более глубоко. Он говорит, что слова Торы, над которыми человек не трудился, не повторял, не вдумывался в них – как угольки, которые не светят, и несмотря на то, что в них есть огонь, – он скрыт. Но если его раздуть, то вспыхнет пламя, и тот огонь, который есть в этих угольках, выйдет наружу. И если человек читает, повторяет и вдумывается в то, что он учит, то само по себе это «копание» в Торе озаряет его душу светом.

Это является важнейшим правилом в изучении Торы. И тот, кто этого не знает – вообще не понимает, как нужно учиться.

Безусловно, в любой мудрости и в любой науке, чем больше человек думает – тем лучше и больше он понимает. Но есть принципиальная разница. И это то, что говорит нам Рамхаль: если в Торе что-то не понимаешь – повтори это еще раз и еще раз, ну хотя бы просто прочти. И когда прочтешь это еще раз – откроет Тора свет в этом месте. Если говорить о реальном понимании, то вроде бы понял, что написано. Что можно к этому добавить? Но если вдуматься, то это совершенно нерационально. Ведь когда человек действительно «копает» в Торе, она озаряет его за это своим светом. Поэтому говорят наши мудрецы, что Тора называется Эш – огонь, и Ор – свет.

И то же можно сказать о книге «Месилат Йешарим», которая является квинтэссенцией всей мудрости Торы Рамхаля, включая его тайное учение. И даже если мы в этом учении не понимаем, то слова, которые в этой книге написаны, несут в себе свет Торы. И если мы «копаем» и вдумываемся в них – они освещают нашу душу.

Теперь, когда мы поняли, зачем нужно повторение, следует сказать что и повторять можно по-разному. Есть два основных подхода.

Первый, самый простой, когда человек прочитал и обдумал книгу в первый раз. Допустим, у него это заняло полгода. Через 2-3 года можно повторить еще раз. Или даже сразу по окончании начать заново.

Второй заключается в том, чтобы повторять один и тот же отрывок несколько раз и вдумываться в него до того момента, когда он начнет видеться тебе иначе, чем до этого.

И именно на втором подходе выдающийся мудрец рав Исраэль Салантер основал так называемое движение Мусар, которое перевернуло весь еврейский мир. И если бы не оно, вообще неизвестно, где бы мы сегодня были. Практически вся Тора, которая у нас есть на сегодняшний день, пришла к нам из мест, которыми руководили главы движения Мусар. Выдающийся руководитель предыдущего поколения – рав Шах говорил, что сегодня вся Тора к нам пришла от машгиаха ешивы Слободка – рава Носона Цви Финкеля, благословенна память о праведнике, которого называли Саба из Слободки. И рав Шах знал, что говорит.

После столь красочного описания важности этого движения, у читателя может возникнуть совершенно справедливый вопрос: а что нового принес в мир рав Исраэль Салантер, создав движение Мусар? Ведь книги по мусару были и до него: «Месилат Йешарим», «Ховот а-Левавот», «Шаарей Тшува», «Орхот Цадиким» и еще много других книг. Если новым стало то, что нужно учить мусар – так написано в книге «Мишна Брура» от имени Аризаля, что нужно учить книги по мусару каждый день.

Так что же нам добавило движение Мусар? Что добавил рав Исраэль Салантер? Ровно одну вещь, и возможно, это даже не совсем его открытие. Он говорит, что надо учить мусар, учить Тору не просто интеллектом, но еще и с чувством. Надо не только читать, но и вдумываться в каждое слово. Поэтому есть такая традиция в ешивах – учиться с «мелодией» мусара. И действительно, когда человек читает мусар вслух, мелодично, и вдумывается в каждое слово – это влияет на него совершенно иначе. И когда прочтет то же самое место несколько раз – оно не даст ему спокойно уснуть!

На самом же деле, прототип того, что передал нам рав Исраэль Салантер, был всегда. Когда евреи в праздник Симхат Тора поют и пляшут, и те слова, которые они поют, выходят из сердца – это и есть самый большой седер мусар. Евреи впитывают эти слова, и они входят им в кровь. Но рав Салантер говорил не только о Симхат Тора, он говорил о повседневной жизни еврея, который должен так жить постоянно. И так учить мусар постоянно!

Есть известный стих в Торе: «И чтобы ты знал сегодня, и чтобы уложилось в твоем сердце, что Всевышний един на земле и на небе…». На этот стих рав Моше Хаим Луцатто написал целую книгу под названием «Даат Твунот», которая выражает его понимание этого места в Торе. Но руководители движения Мусар понимали этот стих не так, как он. Многие вещи мы можем понять головой, но понимать, как именно нам следует поступать, – до этого еще далеко.

Как пример этого можно привести известный мидраш о том, что голова злодея Эсава похоронена в могиле с нашим праотцом, праведником Яаковом. Когда Яакова хотели похоронить в пещере Махпела (в Хевроне), Эсав пришел этому помешать, и отвоевать свои мнимые права на это место. Тогда Хушим, сын Дана, убил его, отрубив голову. И голова Эсава упала в могилу Яакова. Почему это произошло? Потому что с головой у Эсава все было в порядке: он знал Всевышнего, знал о Его единстве. Но жить в соответствии с этим пониманием он не хотел.

Из этого примера нам нужно понять, насколько важно донести слова Торы, «спустить» их из головы в наши сердца. И наша задача в том, чтобы Тора превратилась из интеллектуального занятия в подлинную «Книгу Жизни».

Многие люди, которые учились наукам и потом начали заниматься Торой, получали больше удовлетворения от Торы, чем от науки. Почему? Потому что Тора несла свет в их души. И те многие, которые не могли себе представить, как можно сидеть и учиться больше двух-трех часов в день, когда начинали учить Тору, смогли учиться по 10 и даже по 12 часов в день. Почему? Потому что Тора называется Эц Хаим – древо жизни. Она несет нам свет жизни – Ор а-Хаим. И нужно этот свет жизни впитать нашим сердцем, и настроить себя жить по нему. В этом и заключается смысл изучения книг по мусару: чтобы то, что мы учим, превратилось для нас в учение жизни.

Об этом же пишет великий мудрец Рамбан в своем послании: «Когда ты встаешь из-за книги, подумай, как ты можешь применить в жизни то, что только что выучил». И это в буквальном смысле Тора лишма – Тора ради ее исполнения.

Еще одну вещь приводит Рамхаль в «Месилат Йешарим»: «Тот, кто будет неоднократно повторять эту книгу – напомнит себе те вещи, которые естественно забываются людьми. И напомнит себе о тех своих обязанностях, которые он хочет забыть». И именно в этих словах – квинтэссенция всей книги.

У человека есть обязанности в этом мире. И есть то, что он сам хочет. Часто то, что он сам хочет, совсем не является его обязанностью. И так как книга «Месилат Йешарим» несет нам Тору, у нее есть сила напомнить нам о наших обязанностях. И «выпрямить» нас таким образом, чтобы мы построили нашу жизнь на знании и наших обязанностях в этом мире.

Подготовил рав Д. Ицкович


http://www.beerot.ru/?p=38422