Месилат Йeшарим — 1 — Вступление — Об авторе и о названии книги

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1065
йешарим, прямота, интеллект

Вступление — Об авторе и о названии книги

Есть одна особенная книга по мусару, изданная впервые 272 года назад. С тех пор она была переиздана сотни раз и переведена на несколько языков. В частности на русском языке есть два перевода. Ее влияние на еврейский мир огромно. Название этой книги – «Месилат Йeшарим». Ее автором является рав Моше Хаим Луцатто, известный многим под акронимом Рамхаль.

В качестве предисловия можно рассказать один интересный момент. Мишлей – книга притчей царя Шломо – начинается такими словами: «Притчи Шломо, сына Давида, царя Израиля». На первый взгляд, непонятно, зачем в начале книги автор описывает нам свою родословную. Виленский Гаон в своем комментарии на Мишлей объяснил это так: «Человек, который читает книгу, должен знать кто ее автор, насколько он мудр и благочестив. Таким образом читатель будет знать, насколько серьезно и глубоко относиться к написанному в этой книге». Это объясняет, почему Мишлей начинается именно этими словами: «притчи Шломо» – так как царь Шломо был мудрейший из всех людей, «сын Давида» – царь Давид был один из величайших людей, который славился своим благочестием. И это все написано для того, чтобы читатель знал, что в этой книге можно найти много важного.

Поэтому, начиная разговор о книге «Месилат Йeшарим», в первую очередь нужно сказать несколько слов о ее авторе и о том, как наши величайшие учителя относились к ней и как наш народ эту книгу воспринял.

Автор – рав Моше Хаим Луцатто, как известно, был величайшим каббалистом, и кроме книги «Месилат Йeшарим» оставил после себя выдающиеся труды по каббале. Виленский Гаон говорил о понимании Рамхаля в скрытой мудрости, что по его книгам видно, как будто бы он стоял и наблюдал за тем, как Всевышний строит Миры.

Известно, что когда Виленскому Гаону принесли одну из великих книг Рамхаля по каббале под названием «Адир Бемаром» – ради того, чтобы открыть ее, он надел субботние одежды. А когда в руки Гаона попала книга «Месилат Йешарим», он попытался узнать, жив ли автор. Ведь если жив, то он был готов пойти к нему пешком, для того чтобы учиться у автора Б-гобоязненности.

Не подумайте, что у Виленского Гаона не хватало страха перед Небесами. Он был полон Б-гобоязненности. Примером этого является следующий случай. По нашему закону нельзя переносить мукце – предмет, с помощью которого можно нарушить Субботу, но трогать мукце можно. Так вот, однажды Виленский Гаон нечаянно прикоснулся к мукце и… потерял сознание от ужаса, что он, не дай Б-г, мог нарушить постановление мудрецов. Чего же он опасался, если нет запрета касаться мукце? Он опасался, что мукце сдвинется от его прикосновения.

И несмотря на свою великую Б-гобоязненность, Гаон был готов искать ее еще больше у автора этой книги. Но как он мог быть уверен, что найдет ее у автора книги, если не знал его лично? Он увидел это в самой книге.

Известно предание, что Виленский Гаон повторил эту книгу 101 раз. При его гениальности мы можем быть уверенны, что он знал  книгу наизусть уже после считанных прочтений. И более того, первые главы, которые касаются осторожности, он повторял каждый раз перед тем, как выйти на улицу.

И не только Гаон. Известно, что величайшие хасидские ребе знали эту книгу наизусть. И в очень многих хасидских общинах эта книга воспринята как нечто предшествовавшее хасидизму.

Этическое движение мусар, которое основал великий мудрец рав Исраэль Салантер, во многом основывается на идеях этой книги. Известно, что учитель рав Исраэля Салантера – рав Йосеф Зундель из Саланта, прощаясь с равом Хаимом из Воложина, спросил его о том, какие книги по мусару нужно учить. Тот ответил, что все книги хороши, но пусть книга «Месилат Йешарим» будет твоим наставником.

Эта книга ежегодно издается новыми изданиями, и сегодня трудно найти ешиву, где ее не изучают. Это одна из первых книг, которую учат в ешиве во время урока мусара – еврейской этики.

Есть в нашем народе разные общины, и несмотря на то, что у них немного разные подходы к служению, все они стремятся исполнить слово Б-га и разделяют все основы веры. Важен тот факт, что книга «Месилат Йешарим» удостоилась того, что она является достоянием всего нашего народа без исключений.

Важно поговорить также о названии этой книги – «Месилат Йешарим», переведенном на русский как «Путь праведных». Почему путь здесь назван именно словом месила? Месила – это та дорога, которую человек должен построить. В книге пророков приводится однокоренное слово солель, обозначающее того, кто строит дорогу. Из слов пророков следует, что это тот путь, который сам человек должен построить.

Теперь нужно разобраться со словом йешарим. Что оно означает?

Ведь сама книга построена как комментарий на барайту раби Пинхаса бен Яира, которая приводится в Талмуде в нескольких местах. Начинается она словами: «Сказал раби Пинхас бен Яир: “Тора приводит к осторожности…”», – и дальше в ней приводятся десять уровней возвышения. И во всей этой барайте ни разу не упоминается слово йешарим – ни в начале, ни в конце! Поэтому нужно углубиться в понимание самой сути этого слова.

Йешарим – множественное число слова яшар – прямой. Каково его значение? Для объяснения простым языком приведем пример из геометрии. Как известно, в геометрии Эвклида через две точки может пройти только одна прямая линия, но кривых можно провести бесконечное множество. Подобным образом определил понятие яшар в Торе Маараль из Праги: яшар – это когда продолжение вынужденно, и нет права другого пути. Есть начало линии, а продолжение – вынужденно. Как это понять? Можно объяснить на примере из той же геометрии. Полуокружность можно продолжить двояко: либо завершить по кругу и замкнуть его, либо сделать эту линию волнообразную и это тоже будет ее продолжение. Но у прямой есть только одно продолжение.

По поводу того, что это продолжение – вынуждено, нужно нам понять следующее. Сказано, что Всевышний создал человека прямым – яшар. А человек, в свою очередь, начал искать всякие расчеты. Имеется в виду следующее: Б-г создал человека, чтобы тот жил по Его воле. Но не вынужденно, а по своему выбору! То есть нам заповедано выбрать волю Творца и жить по ней. Это, в частности, сказано в Пятикнижии в книге Дварим: у-бахарта бе-хаим – «и выбери жизнь». То есть выходит, что у нас есть возможность выбрать и что-то другое. Всевышний создал мир так, чтобы даже самый первый человек в Эденском Саду мог выбрать что-то другое. И поэтому Всевышний дал человеку первые заповеди. И что же произошло с первым человеком? Он отошел от того, что было заповедано. Каким образом? Появился змей-искуситель, который соблазнил его идеей, как можно исполнить волю Всевышнего даже лучше, чем сам Всевышний заповедал! И в этой ситуации Адам со своей супругой отошли от того, что называется месилат йешарим. И работа всех поколений в том, как нам вернуться на месилат йешарим. Вернуться в состояние человека до греха и подняться еще выше.

Как известно, слово яшар – буквы йуд, шин, рейш, – это часть имени Исраэль. Яаков так же назывался именем Йешурун – от слова яшар. Вся Тора называется Сефер а-Яшар.

Поэтому основа этой книги в том, чтобы мы построили себе прямую дорогу и поставили себя на путь прямых – на месилат йешарим.

Каждому из нас нужно сделать очень важный вывод.Есть такое понятие в еврействе: аль тийе раша бе-эйней ацмеха – не будь преступником в своих глазах. Это значит, если ты знаешь, что что-то – плохо, – не делай. Знаешь, что это не является волей Творца, – не делай. Это тот первый шаг, который может сделать каждый, чтобы ступить на Месилат Йeшарим.

Подготовил рав Д. Ицкович


http://www.beerot.ru/?p=38219