Агадот — Хроники мудрецов — с целью показать внутренний смысл

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер | версия для печати версия для печати
хроники

Правила понимания высказываний мудрецов: Хроники мудрецов — с целью показать внутренний смысл

1. Веспасиан был виновен в разрушении Бейтара, так как он послал на это дело Адриана

Основываясь на этом принципе [согласно которому мудрецы описывают не исторические факты, а духовный смысл событий], Маараль объясняет ещё один отрывок из Талмуда. Этот отрывок тоже связан с разгромом города Бейтар, который произошел после разрушения Второго Храма. Маараль пишет («Беер а-Гола», колодезь 6): «Возникает ещё один вопрос. Ведь в Талмуде (Гитин, 57б) сказано: ”это цезарь Веспасиан, который в городе Бейтар уничтожил…” Но в Йерушалми и в книгах мидрашей приводится, что цезарь Адриан, а не цезарь Веспасиан учинил бойню в Бейтаре». Ведь Веспасиан жил во времена разрушения Второго Храма. Бейтар же был разрушен через многие годы после этого. Тогда почему же Талмуд утверждает, что Веспасиан уничтожил Бейтар? На это Маараль отвечает: несмотря на то, что фактически Храм был разрушен цезарем Адрианом, тот во время этой операции был лишь главнокомандующим армии, которого послал цезарь Веспасиан. Поэтому Талмуд приписывает разрушение Бейтара Веспасиану — из-за того, что в тот период императорская власть принадлежала ему.

2. События, описываемые Торой и мудрецами, не записаны в хронологическом порядке — они упорядочены по смыслу

Маараль продолжает: «Даже в отношении тех мест, которые не вызывают затруднения, я утверждаю, что книги мудрецов — это не запись исторических событий».

Письменная Тора — это не книга по истории, хоть в ней и описываются многие исторические события. Это видно из того, что сказали мудрецы (Псахим, 6б): «Описанные Торой события не расположены в ней в хронологическом порядке» (אין מוקדם ומאוחר בתורה). То есть Тора не всегда записывает события в том порядке, в котором они фактически произошли. Если бы Тора была книгой по истории, её основной целью было бы скрупулёзное сохранение порядка описываемых событий. И из этого правила, по которому Тора не всегда описывает события в хронологическом порядке, можно сделать вывод, что Тора не ставит себе цели точно и упорядоченно передать читателю исторические факты.

Тем не менее, хоть отдельные отрывки Торы и не соответствуют хронологии событий, они ни в коем случае не написаны случайным образом или беспорядочно. Они записаны в соответствии с подспудной связью, которая существует между ними. Яркая иллюстрация важности этого порядка — то, что мудрецы выводят законы из соседства глав в Торе. То есть сам порядок расположения разных тем в Пятикнижии необходим для того, чтобы научить нас некоторым вещам.

[Например, из того, что написано (Шмот, 22:17): «ведьму не оставляй в живых», и рядом (стих 18) написано «всякий скотоложец да будет предан смерти», Бен Азай выводит, что оба эти преступника подлежат одной и той же казни. См. Брахот, 21б.]

Маараль учит нас, что это правило относится к словам мудрецов, то есть, к Устной Торе. Когда существует важная причина записать слова мудрецов в определённом порядке, они необязательно следуют хронологии событий. В действительности, записав свои слова в таком порядке, мудрецы хотели показать нам глубинный смысл произошедших событий.

3. Разрушение Иерусалима и Бейтара — это один приговор

Из сказанного выше становится очевидно: когда мудрецы говорили о разрушении Бейтара Адрианом, они не ставили себе целью описать исторические факты, связанные с этой катастрофой. В действительности они хотели подчеркнуть, что уничтожение ряда еврейских поселений в Земле Израиля, начавшееся с разрушения Иерусалима, совершённого Веспасианом, было связано в одну историческую цепочку. Маараль пишет об этом: «Приговор о разрушении был вынесен [Небесами] один раз, а не два раза. И хотя еврейское царство продолжало существовать в Бейтаре некоторое количество лет после разрушения Иерусалима, тем не менее, все разрушения были единым событием, а не двумя разными событиями. Совершенно очевидно, что если бы не разрушили Иерусалим, то не разрушили бы и Бейтар. В действительности же все проистекает из разрушения Иерусалима. И это можно обнаружить, изучив главу «Незикин» (трактата Гитин). Там повествуется о разрушении Царской Горы и Бейтара вместе с историей разрушения Иерусалима, как будто все это произошло одновременно. И не следует говорить, что было два разрушения. Поэтому все приписывается Веспасиану». Другими словами, все разрушения — это часть одного приговора Небес, который был исполнен в несколько стадий, в течение отрезка времени. Но корень и начало падения городов Земли Израиля — это разрушение Храма и Иерусалима. Потом была разрушена Царская Гора. Через несколько лет после этого (ок. 60), был разрушен Бейтар.

«Для того, чтобы объединить разрушение Храма и разрушение Бейтара в одно целое, требуется большая мудрость». Поскольку все эти разрушения повлекла одна и та же глубинная причина, Талмуд приписал разрушение Бейтара тому же человеку, что разрушил Иерусалим.

4. Десять казненных — один приговор Небес, осуществленный в разное время

Подобное утверждение относится и к десяти казненным. История того, как римский император приговорил к страшной смерти десять величайших праведников и мудрецов Торы, упоминается в нескольких книгах мидрашей. Об этом печальном событии было написано немало элегий (кинот), которые принято читать в день Девятого Ава и в Йом Кипур. У того, кто произносит эти элегии, возникает ложное впечатление, что всех этих мудрецов убили в один и тот же период. Но Рабейну Бехае пишет (Берешит, 44:17): «Ты должен знать, что не все они жили в одно и то же время, и не всех их судили одновременно». Мидраши называют их «десять казненных» и, прочитав описание их казней в элегиях, можно прийти к выводу, что все они погибли вместе. В действительности это не так. На самом деле, их объединяет причина, по которой на Небесах было принято такое постановление против них, и характер этого постановления. Они были казнены для того, чтобы искупить грех продажи Йосефа в Египет. Решение о казни всех этих великих людей было принято одновременно, как сказали мудрецы (мидраш «Пиркей Эйхалот»): «Когда раби Нехунья бен Акане узнал об этом постановлении, … задал вопрос ангелу верховному ангелу С…ю. Он ответил мне: ”десять человек были записаны Судом Свыше и переданы злодею Сатане, ангелу Эйсава. Ему было сказано: иди и уничтожь у богатырей Израиля лучшие части – бедро и плечо, чтобы исполнить заповедь (Шмот, 21:16) «и тот, кто украдет человека и продаст его, и он найден будет в руках его, должен быть казнен»”». Гибель всех десяти праведников была результатом одного и того же приговора. Но исполнение этого постановления было осуществлено в разные времена.

Подготовил — рав Берл Набутовский

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий