Томер Двора — Глава вторая — Кетер — Проявление, которому соответствует лоб

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

83

Кетер. Мышление

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир, и постоянно поддерживает его существование, и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Во второй главе автор разбирает действие сфиры Кетер и то, как голова человека должна функционировать по ее примеру. 

Мысль

2. Мысль человека должна быть похожа на мысль сфиры Кетер. Также как Хохма (мудрость) Кетера не перестает мыслить о хорошем, и зло не появляется в ней совершенно, потому что она – совершенное милосердие, и нет в ней никакого суда или строгости, так же и у человека мысль всегда должна быть свободна от всякой неприглядной вещи. И подобно тому, как Хохма, которая исходит из Тора атика (Тора до того, как она спустилась на уровень, данный человеку), содержит в себе все тайны Торы, так же и мысль человека не должна обращаться к чему бы то ни было, кроме мыслей Торы, мыслей о величии Творца и Его благих деяниях, и мыслей о том, как делать добро, и т. п. 

[«Нефеш а-Хаим» (врата 4, глава 26): духовный источник, из которого исходит Тора неимоверно высок, выше всех миров. Она – корень, дающий жизнь всем мирам. И когда мы занимаемся ее изучением в соответствии с тем, что требуется, мы пробуждаем тот великий и возвышенный источник, из которого она проистекает, и притягиваем ко всем мирам дополнительный могучий поток благословления и святости.] 

Обобщить это можно так: да не придет к нему посторонняя и праздная мысль. Таков был духовный уровень раби Шимона бар Йохая и его товарищей, и когда раби Йоси немного отвлекся в своих мыслях от Творца, сколько раби Шимон упрекал его! (Зоар, Ваякеэль, 217). [И так написано в книге Зоар: «И тогда он увидел, что раби Йоси размышляет о заботах этого мира. Сказал ему: встань, Йоси, восполни свою духовную структуру, ибо в ней не хватает одной буквы. Встал раби Йоси и возрадовался словам Торы, и стал изучать ее, и тогда <недостающая> буква вернулась к нему. Раби Шимон посмотрел на него и сказал: “теперь ты полноценен перед Всевышним, и духовная структура твоя полноценна”».]

[Человек обязан следовать путями Всевышнего. Это означает, в частности, что мысли его должны быть подобны мыслям качества Кетер, и он должен никогда не прекращать размышления о словах Торы. Ведь мир был создан посредством Торы в самом прямом смысле! И так писал «Нефеш а-Хаим»: по мнению раби Ишмаэля человек имеет право заниматься заработком (то есть, не обязан полностью посвятить себя только изучению Торы, как того требует раби Шимон); тем не менее, не дай Б-г, чтобы он мог отвлечься от изучения Торы полностью! <Даже во время работы он обязан постоянно размышлять о Торе>. 

Рав Авраам Данциг в предисловии к своей великой книге «Хохмат Адам» пишет о себе, что даже в разъездах по делам не прекращал думать о Торе, и зачастую даже во время заключения торговой сделки мысли о понимании и объяснении разных вопросов, связанных с пониманием Торы, не оставляли его. 

Рав Йехезкель Абрамский писал, что с возраста двадцати лет он ни разу не перестал думать о Торе. Он размышлял о понимании Торы во время еды, во время ходьбы, во время отдыха и во время езды… [Конечно, он не имел в виду, что думал о Торе в местах, где это делать запрещено, как, скажем, в туалете и т. п.]

А если не сможет думать о Торе, пусть думает о величии Творца. Ибо существует повелительная заповедь постоянно размышлять о великих и добрых делах, которые делает Всевышний. Одна из заповедей, которые человек должен выполнять постоянно, не прерываясь даже на мгновение – что нельзя верить ни в какое божество, кроме Всевышнего, любить Его, и пусть трепет перед Ним не сходит с его лица. Рамбам (основы Торы, гл. 2, ч. 2) написал: «в час, когда человек будет размышлять о великих деяниях, творениях и чудесах Всевышнего, и увидит в них Его неизмеримую и бесконечную мудрость, сразу же он испытает любовь и восхвалит и возвеличит и испытает страстное желание узнать Всевышнего и величие Его». 

Необходимо знать, что, думая так, человек достигает многого, как написал Бааль-а-Лешем (великий мудрец и каббалист рав Шломо Эльяшив, дедушка рава Йосефа Шалома Эльяшива) в книге «а-Деа» (часть 2, лист 48): пусть человек постоянно помнит, что Всевышний – Г-сподь в небесах и на земле, и любые посторонние силы – ничто по сравнению с Ним; этой мыслью он совершает великое исправление и весьма ослабляет силы зла.

Также как неправильно заниматься бесполезными разговорами, даже если в них не содержится ничего запрещенного, нехорошо специально приучать себя погружаться в бесполезные мысли, даже если они не содержат ничего предосудительного.

К этому нужно добавить, что, мало того, что запрещено размышлять о запрещенных вещах и о грехе, даже мысли о разрешенных материальных вещах отдаляют человека от духовного и приближают к физическому. И даже находясь в местах, где присутствует отталкивающий запах или нечистоты и запрещено раздумывать о словах Торы, человек может думать о том, как помочь ближнему и подобных вещах.]

Кетер. Проявление, которому соответствует лоб

[Рамхаль объясняет (138 Питхей Хохма 93,94,103): «намерение и цель всех сфирот и управления с их помощью – это сделать полное и идеальное добро. И только для достижения этой цели необходимо, чтобы мир действовал по справедливости, наказывая провинившихся. И так как сама справедливость происходит из намерения Царя сделать добро, то она сладка и полна жалости, и это обеспечивает грешнику возможность выдержать исполнение приговора. Поэтому поток жизненной силы, спускающийся в нижние миры, где царствует справедливость, ограничен таким образом, что он вынужден судить преступников по справедливости, и давать награду каждому по его заслугам. А в высших мирах, мирах Сфиры Кетер, в отличие от низших, присутствуют только жалость и добро. И из-за того, что люди не всегда могут выдержать то, что им полагается по справедливости, иногда на них струится высший свет из мира Кетер – чтобы усилить доброту, «подсластить» приговор и облегчить суд. Кроме того, бывают ситуации, когда Всевышний видит, что мир не может выдержать суд. Тогда он поддерживает мир своей добротой, а суд полностью удаляется из мира. 

И даже само качество строгости, роль которого – наказать человека, происходит из жалости. Это можно понять на примере отца, который лечит своего сына горькими травами. Хотя внешне кажется, что он поступает с сыном жестоко, на самом деле, его цель – это излечить сына от болезни. Его действия диктуются любовью и жалостью к сыну. Так же и качество суда предназначено для того, чтобы очистить человека от греха. Именно поэтому Всевышний не посылает в мир все силы суда сразу, ибо они могут разрушить все. Вместо этого Он терпит грешников и поддерживает их, с тем чтобы дать им возможность исправиться.

Лоб человека, который играет немалую роль в выражении его отношения к другим, должен действовать по образцу атрибута Кетер.»] 

Лоб

3. Лоб человека не должен выражать никакой суровости. Напротив, он должен постоянно лучиться доброжелательностью, которая благоволит всем. Встретив гневающихся людей, следует успокоить и утихомирить их, выражая свою добрую волю, подобно атрибуту, который называется «Лоб», [отражением этого атрибута в этом мире является человеческий лоб, созданный по его образу и подобию] лучащемуся доброжелательностью, который постоянно умиротворяет тех, кто требует суда, и исправляет их. Человеку тоже нужно умиротворять тех, кто, гневаясь, проявляет качество строгости, выражать добрую волю по отношению к ним и использовать великую мудрость, дабы успокоить гнев, чтобы он не перешел границы и не нанес ущерб, не дай Б-г. Таким образом, человек уподобится Высшей Воле, которая проистекает от качества мудрости (хохма) в мицха аттика (высшая мера благоволения) и оттуда ублаготворяет всех. И это достигается тем, что человек всегда стремится доброжелательно относиться к другим. Ведь если проявлять с людьми суровость, их невозможно умиротворить. И это смысл изречения мудрецов (Авот, 3:10): «Тот, кто по душе людям, – по душе и Всевышнему».

[Человек должен обладать способностью успокаивать и умиротворять других. Даже встретившись с людьми, которые на него злятся и предъявляют ему претензии, он сможет успокоить их своим деликатным и мягким обращением.

Автор отмечает, что только приветливый и любимый людьми человек может помочь им пересилить гнев и восстановить мир друг с другом. С другой стороны, тот, кто сам отличается гневливостью и другими дурными качествами, будет отрицательно влиять на свое окружение, сеять раздор.

Мудрецы сказали (Авот, 1-15): «принимай каждого человека приветливо». И сказали (Авот, 4-20): «первый поприветствуй каждого человека». И сказали: «улыбнуться ближнему – это больше, чем напоить его молоком».]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает свою признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил Б. Набутовский.

http://www.beerot.ru/?p=54667