Томер Двора — Глава 8

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

672
благословение

Глава 8

Как приучить себя к качествам нецах, hод и йесод (вечность, величие и основа)?

Исправления нецах и hод частично общие для обоих, а частично индивидуальны для каждого из них.

Прежде всего, следует помогать тем, кто изучает Тору, и поддерживать их, как финансово, так и действиями; обеспечивать их всем необходимым, поставлять им пропитание, и удовлетворять все их нужды, чтобы они не отвлекались от изучения Торы. Нужно также избегать выражения пренебрежительного отношения к их учебе, чтобы они не ослабли в изучении Торы, а напротив, оказывать им почет и прославлять их добрые дела <т. е., учебу>, чтобы они укрепились в служении <Творцу>. Следует также обеспечивать их необходимыми им книгами, местом для учения и т.п., — всем, что укрепляет и поддерживает изучение Торы. Все вышеперечисленное связано с этим двумя атрибутами, <нецах и hод>, и каждый должен стараться выполнять это в меру своих возможностей, кто больше, кто меньше.

Таким образом, любое преумножение в уважении к Торе, в поддержке, которая оказывается ей словом, действием и имуществом, в побуждении сердец укрепиться в ней, — все это непосредственно зиждется на двух атрибутах — нецах и hод — которые называются (Мишлей 3:18) «поддерживающие Тору и дающие ей опору».

И еще: изучающий Тору должен учиться у каждого человека, как написано (Теилим 119:99): «От всех моих учителей я набирался ума», — поскольку невозможно удостоиться цельности в Торе, учась у одного учителя. Став учеником каждого, человек удостаивается стать колесницей для атрибутов нецах и hод, которые называются (Йешаяу 54:13) «учениками Б-га». А тот, кто обучает его Торе, становится на уровень Тиферет.

И благодаря заслугам того, кто сидит и учится, Тиферет воздействует на нецах и hод, а сам он находится на их уровне в прямом смысле слова. И вот, когда он изучает Писание, которое с правой стороны, он имеет прямое отношение к нецах, а когда изучает Мишну, которая с левой стороны, то имеет прямое отношение к hод. А тот, кто изучает Талмуд, который включает в себя и то, и другое, так как приводит доказательства словам Мишны из Писания, исправляет оба этих атрибута вместе.

Однако, как же человек может приучить себя к качеству йесод?

Необходимо очень остерегаться разговоров, приводящих к скабрезным мыслям, дабы это не привело к непроизвольному семяизвержению. Само собой разумеется, что речь не идет о непристойностях; нужно остерегаться даже чистой речи, приводящей к непотребным мыслям. Эту идею можно почерпнуть из стиха (Коэлет 5:5) «Не дай твоим устам ввести в грех твою плоть», — не произноси вещи, которые приводят святую плоть, знак Завета, к греху непроизвольного семяизвержения. И написано <в продолжении стиха>: «Зачем, чтобы Б-г прогневался на твой голос?» Если предположить, что в первой части речь идет о непристойных разговорах, почему тогда написано «ввести в грех»? Ведь непристойные речи сами по себе являются грехом. Поэтому ясно, что даже если сама речь не скабрезна, а чиста, но она приводит к непристойным мыслям, ее надо остерегаться. Об этом сказано «вводить в грех плоть твою… зачем гневить?» — после того, как введет себя в грех, <Всевышний> разгневается на голос, <который произнес эти речи>. Даже если было разрешено произносить то, что он произнес, поскольку эта речь привела к плохим последствиям, стало очевидно, что и сама она является злом. Вот до какой степени следует охранять знак Святого Завета, чтобы не прийти к непотребным мыслям и не произвести тем самым разрушение.

И еще требуется остерегаться, так как атрибут йесод называется «знак завета лука», и на этом луке тетива натягивается только для того, чтобы послать стрелы атрибуту малхут, который является «целью стрел». Тетива стережет каплю, которая вылетает как стрела, чтобы (Йехезкель 17:8) «из нее выросла ветка и появился плод».

И подобно тому, как «лук» высших миров натягивается только для того, чтобы поразить эту цель, так и человек не должен натягивать свой лук впустую, а лишь для подобающей цели, — своей жены, когда она чиста, во время их соединения; а все остальное нанесет ущерб этому атрибуту <йесод>. Все это требует очень большой осмотрительности, а основа осторожности — остерегаться скабрезных мыслей.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться их переводом книги «Томер Двора».


http://www.beerot.ru/?p=61411