Томер Двора — Глава первая — заключение

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

116
Тора заповедала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха, 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, удалит преступления наши. И Ты ввергнешь в морскую пучину все их грехи. Ты явишь истину Якову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

 Глава первая. Заключение

До сих пор мы объясняли тринадцать качеств, в которых человеку следует уподобляться Творцу – это качества Высшего Милосердия. И свойство их таково, что как человек ведет себя здесь, внизу, так он удостоится открыть для себя канал <того же самого> высшего качества сверху. В точном соответствии с его <милосердным> поведением поток милосердия прольется на него свыше, и он станет причиной того, что данное качество засияет в мире.

[В книге рава Хаима из Воложина «Нефеш а-Хаим» объясняется, что человек создан по образу Всевышнего, и все его способности соответствуют силам, которые действуют в высших духовных мирах. И схема взаимодействия этих сил параллельна структуре человека. Именно благодаря этому у человека есть возможность уподобиться Всевышнему и задействовать в мире Его качества.

Рав Исраэль Меир а-Коэн, известный как Хафец Хаим, пишет в книге «Аават Хэсед» (ч. 2, гл. 3): «Известно, что Всевышний желает добра и хочет, чтобы сыны Израиля были оправданы на Великом Суде, и не были обвинены на нем. Поэтому в Торе есть несколько мест, где упоминается, что необходимо следовать путями Творца – ибо это пути праведности и добра. И тогда, в ответ на это, Всевышний тоже проявит Свое милосердие и добро.» – здесь и далее – комментарии редактора]

Поэтому не следует отвлекать внимание от этих тринадцати качеств, и нужно повторять стих «Кто подобен Тебе…», дабы он служил напоминанием. И если человеку подвернется случай, когда он должен будет использовать одно из этих качеств, он должен вспомнить об этом и сказать себе: «Данная ситуация требует использования такого-то качества, и я не хочу отступать от него, чтобы не исчезло это качество и не ушло из мира».

В этих тринадцати качествах присутствуют две основные идеи:

Когда человек ведет себя в соответствии с этими качествами, он уподобляется Творцу.

Великое милосердие Всевышнего спускается в этот мир в форме этих качеств.

Эти идеи тесно связаны между собой. Человек создан по образу и подобию Всевышнего, и должен уподобиться Ему в своем поведении. Как Творец проявляет тринадцать качеств милосердия по отношению к творению, так и человек должен проявлять эти качества по отношению к ближним. И когда он станет вести себя таким образом, он вызовет проявление этих качеств свыше, как по отношению к себе, так и по отношению ко всему миру.

Более того, соответствие между поступками человека и отношением Создателя к нему параллельно в самом прямом смысле слова, как написал рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл. 7): «Написано (Теилим, 121:5): “Всевышний подобен тени твоей по правую руку твою” – как движение тени полностью соответствует движению объекта, который ее отбрасывает, также и Всевышний ведет себя по отношению к творению в точном соответствии с поведением людей в мире».

Человек с самого начала был создан по образу и подобию Всевышнего, и ему надо лишь найти и развить в себе заложенный в него Высший Образ. Ему не требуется приобретать новые качества, которых у него изначально не было.

Цель Всевышнего при создании мира – это сделать добро другим. Соответственно, желание делать добро является самым основополагающим желанием, которое Творец вложил в человека. Даже если это желание скрыто наслоениями дурных черт характера и прочей скверны, работа человека заключается в том, чтобы дать ему пронзить скрывающую его корку и проявиться в отношении его обладателя к своим ближним.

Одно из проявлений милосердия Всевышнего – это то, что он помогает человеку найти в себе добро.

Написано в книге «Лев Элиягу» (составленной по урокам рава Элияу Лопьяна): «Мудрецы пишут в святой книге “Зоар”: Всевышний видит, что качество суда уже занесло над человеком меч возмездия из-за его грехов. Тогда Он посылает к нему в дом бедняка, чтобы тот сжалился над ним. И благодаря этой жалости, грешника тоже жалеют с Небес, по принципу мера за меру. И в этом смысл стиха (Дварим, 13:18) “И даст тебе милосердие, и сжалишься” – Всевышний вселяет жалость в сердце человека, чтобы сжалиться над ним самим. Поэтому, человек должен стараться жалеть других и делать им добро, даже когда ему это очень тяжело.»

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.  

http://www.beerot.ru/?p=52171