Томер Двора — Глава первая — Тринадцать качеств — окончание

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

97

От редакции. В предыдущих номерах нашего журнала мы публиковали первую главу книги «Томер Двора» с многочисленными комментариями. Предлагаем вашему вниманию оригинальный текст первой главы этой великой книги.

Качество десятое. «Ты явишь истину Яакову»

Есть среди евреев люди среднего уровня, которые не умеют делать больше, чем от них требует закон. Они называются «Яаков», поскольку с верностью соблюдают только истинную букву закона.

У Всевышнего тоже есть качество «истинности», связанное со справедливым применением закона. С теми, кто ведет себя правильно, Всевышний проявляет качество «истинности» – милует их по закону и по справедливости.

Таким же образом должен человек вести себя с ближним – честно и правдиво, и не искажать правосудие по отношению к нему. Нужно проявлять истинную милость к ближнему, так же как Всевышний милует Свои создания, находящиеся на «среднем» уровне, чтобы исправить их.

Качество одиннадцатое. «Милость Аврааму»

Это качество относится к людям, которые делают больше, чем того требует закон, как наш праотец Авраам, и Всевышний тоже ведет себя с ними не по букве закона. Он не судит их по всей строгости закона, и даже не по прямоте и справедливости, а еще более милостиво – подобно тому, как они ведут себя.

В этом и заключается качество «милость Аврааму»: Всевышний проявляет милость к тем, кто подобен Аврааму в своем поведении.

Так же и человек: хотя с каждым нужно вести себя честно, по справедливости и по закону, с теми, кто добр и благочестив, нужно поступать еще лучше, чем того требует закон. Если со всеми человек проявляет терпение в какой-то мере, с ними нужно быть намного более терпеливыми; нужно вести себя с ними более милостиво, чем человек ведет себя обычно, с другими людьми. И следует всемерно почитать и любить их и принадлежать к их кругу.

Качество двенадцатое. «О которой клялся Ты отцам нашим»

Некоторые люди недостойны, но Всевышний проявляет милосердие ко всем. Стих Торы «И я помилую тех, кого помилую» (Шмот, 33:19) Талмуд комментирует так (Брахот, 7): «Сказал Святой, благословен Он: “Эта сокровищница – для тех, кто недостоин”». У Всевышнего есть сокровищница милосердия – Он милует и дает сынам Израиля незаслуженные дары, потому что Он сказал: «У них ведь есть заслуги отцов, я поклялся их праотцам, и поэтому, хотя они недостойны, они удостоятся из-за того, что они – потомки праотцов, которым Я поклялся; поэтому я буду вести и направлять их, пока они не исправятся».

Так же должен вести себя человек: даже если он встретит нечестивцев, он не должен быть с ними жесток, стыдить их и т. п. Нужно пожалеть их и сказать: «В конце концов, они – сыны Авраама, Ицхака и Яакова, и даже если они негодяи – их праотцы были праведны и достойны, и тот, кто порочит детей – порочит отцов; я не желаю, чтобы их праотцы были опорочены из-за меня», – и скрыть их бесчестье, и исправлять их, насколько возможно.

Качество тринадцатое. «С давних времен»

Это качество, которое проявляет Святой, благословен Он, с Израилем, когда заканчиваются заслуги отцов. Что же делать с ними, ведь сами по себе они недостойны?

Всевышний говорит еврейскому народу (Ирмияу, 2:1): «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою». Творец помнит первые дни, любовь, которая была раньше, и милует Израиль. Таким образом, Он вспоминает все заповеди, которые они исполнили со дня своего рождения, и все хорошие качества, с помощью которых Всевышний управляет миром, и из всего этого он делает средство для того, чтобы миловать евреев. Это качество включает в себя все остальные, как объяснено в Зоаре (Идра).

Подобным же образом человек должен исправить свое поведение по отношению к другим людям. И даже если он не найдет ни одного из вышеперечисленных аргументов <для того, чтобы любить ближнего и проявлять к нему милосердие>, скажет: «Несомненно, был период, когда он еще не грешил, и в тот момент, или в прежние дни, он был достойным». И вспомнит им добрые дела, которые те делали в юности, любовь «младенцев, отлученных от молока, отнятых от груди» (Йешаяу, 28:9). И так не останется ни одного человека, которому не следовало бы делать добро, молиться за него и жалеть его.

Заключение

До сих пор мы объясняли тринадцать качеств, в которых человеку следует уподобляться Творцу – это качества Высшего Милосердия. И свойство их таково, что как человек ведет себя здесь, внизу, так он удостоится открыть для себя канал <того же самого> высшего качества сверху. В точном соответствии с его <милосердным> поведением поток милосердия прольется на него свыше, и он станет причиной того, что данное качество засияет в мире.

Поэтому не следует отвлекать внимание от этих тринадцати качеств, и нужно повторять стих «Кто подобен Тебе…», дабы он служил напоминанием. И если человеку подвернется случай, когда он должен будет использовать одно из этих качеств, он должен вспомнить об этом и сказать себе: «Данная ситуация требует использования такого-то качества, и я не хочу отступать от него, чтобы не исчезло это качество и не ушло из мира».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора».


http://www.beerot.ru/?p=53455