Томер Двора — Глава четвертая (продолжение) — Сфира бина (разумение)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1007

Примечание редакции. После публикации большого количества комментариев к книге «Томер Двора», мы считаем необходимым опубликовать отдельно оригинальный текст рава Моше Кордоверо.

В четвертой главе автор разбирает действие сфиры бина и то, как человек должен функционировать по ее примеру. В первой части этой главы автор объяснил, что человек достигает качества бина, когда совершает тшуву – кается в своих злодеяниях и возвращается к Творцу. Сила тшувы выходит за рамки этого мира, так как позволяет исправить то, что было испорчено в результате греха.

Каким образом человек может приучить себя к качеству бина (разумение)?

Каким образом человек может приучить себя к качеству бина? Это достигается с помощью тшувы (раскаяния и возвращения к Творцу). Ибо нет ничего важнее тшувы, ведь она исправляет любой изъян. И подобно тому, как бина услащает все проявления качества суда и уничтожает их горечь, так и человек, если раскается, то исправит все изъяны. Тот, кто все свои дни думает о тшуве, способствует тому, что бина светит на протяжении всей его жизни, и получается, что он проводит все свои дни в раскаянии. Таким образом, он включает себя в качество бина, которая и есть тшува, и дни его жизни увенчаны тайной Высшей тшувы.

В тшуве есть корень всего сущего, это связано с тайной йовеля (пятидесятого года). Так и корень внешних сил (сил зла), олицетворяемый рекой Динур, включается в святость в качестве гвурот (проявлений качества суда) и укоренен там. Оттуда он распространяется, и это распространение называется «харон аф» (возгорание гнева). И скрытый смысл стиха «и обонял Г-сподь благоухание» (Берешит, 8:21) состоит в том, что это распространение возвращается к своему источнику, в результате чего качество суда услащается, гнев утихает, и «Всевышний отказывается от зла».

И человек своим раскаянием также производит подобный эффект. Поэтому нельзя сказать, что раскаяние хорошо только для святой стороны человека – его благодаря нему отрицательные аспекты также услащаются (исправляются) подобно этому качеству.

Знай, что Каин был проявлением зла и происходил от Змея, и тем не менее ему было сказано (Берешит, 4:7): «если ты станешь лучше – поднимешься», – не думай, что, раз ты происходишь от зла, то тебе нет исправления, это неправда. «Ведь если ты станешь лучше» и укоренишься в сокрытом источнике Тшувы (раскаяния и возвращения к истоку), «поднимешься» – удалишься от греха к добру, укорененному там. Ведь все «горькое» имеет своим корнем Высший «сладкий» корень, и может взойти к нему, чтобы улучшить себя. Таким образом, человек преобразует в добро сами свои деяния, и осознанные преступления становятся подобны заслугам. Ибо то, что он сделал, ранее обвиняло его с левой стороны (качества Суда), а после того, как он полностью раскаялся, он возводит и укореняет эти действия наверху, и все эти обвинители не исчезают, а преображаются в добро и укореняются в святости, подобно улучшению Каина.

Если бы Каин раскаялся, вернулся к Творцу и исправил себя, то злой умысел Адама, в результате которого он породил Каина, «гнездо мерзости», был бы зачтен ему в заслугу, в силу правила «сын приносит заслугу отцу» (Санедрин, 104). Но он не захотел раскаяться, и поэтому от него проистекает вся Левая Сторона (все зло). Однако все ее ветви в будущем будут услащены и вновь исправятся. Причина этого в самом прямом смысле – как мы объяснили: тот, кто культивировал в себе зло, исправляет его и возвращает к добру. Поэтому человек очищает злое начало и трансформирует его в добро, и оно укореняется в добре свыше. В этом – достоинство Тшувы, и пусть человек ведет себя в соответствии с этим, каждый день размышляет о ней и раскаиваться и исправляет что-то, чтобы все его дни были в раскаянии.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора»


http://www.beerot.ru/?p=12016