Томер Двора — 39 — Бина 4

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1475

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться поведению Творца по отношению к Его творению. Всевышний создал мир, постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

В четвертой главе автор разбирает действие сфиры бина и то, как человек должен функционировать по ее примеру. В начале этой главы автор объяснил, что человек достигает качества бина, когда совершает тшуву – кается в своих злодеяниях и возвращается к Творцу. Сила тшувы выходит за рамки этого мира, так как позволяет исправить то, что было испорчено в результате греха.

Глава четвертая. Бина (продолжение 2).

Каким образом человек может приучить себя к качеству бина?

Знай, что Каин был проявлением зла и происходил от Змея, и, тем не менее, ему было сказано (Берешит, 4:7): «если ты станешь лучше – поднимешься», – не думай, что, раз ты происходишь от зла, то тебе нет исправления, это неправда. «Ведь если ты станешь лучше» и укоренишься в сокрытом источнике тшувы (раскаяния и возвращения к истоку), «поднимешься» – удалишься туда к добру, укорененному там. Ведь все «горькое» имеет своим корнем Высший «сладкий» корень, и может взойти к нему, чтобы улучшить себя. Таким образом, человек переводит в добро сами свои деяния, и осознанные преступления становятся подобными заслугам. Ведь те действия, которые он сделал, ранее обвиняли его с левой стороны (качества Суда), а после того, как он полностью раскаялся, он вводит и укореняет эти действия наверху, и все эти обвинители не исчезают, а преображаются в добро и укореняются в святости, подобно улучшению Каина.

Если бы Каин раскаялся, вернулся к Творцу и исправил себя, то злой умысел Адама, в результате которого он породил Каина, «гнездо мерзости», был бы зачтен ему в заслугу, в силу правила «сын приносит заслугу отцу» (Санедрин, 104). Но он не захотел раскаяться, и поэтому оттуда проистекает вся Левая Сторона (то есть, все зло). Однако все ее ветви в будущем будут услащены и вновь исправятся. Причина этого – в самом прямом смысле, как мы объяснили – человек, который культивировал в себе зло, исправляет его и возвращает к добру. Поэтому человек очищает злое начало и трансформирует его в добро, и оно укореняется в добре свыше. В этом – достоинство тшувы, и пусть человек ведет себя в соответствии с этим и каждый день размышляет о ней и раскаиваться и исправляет что-то, чтобы все его дни были в раскаянии.

Если ты станешь лучше – поднимешься

[Всевышний открыл Каину тайну: внизу, в этом мире, плохое выглядит как чистое зло. Но если посмотреть на плохое с точки зрения высокого духовного мира, становится видно, что корень плохого – это хорошее. И цель, для которой оно было создано – дать человеку возможность отказаться от него и таким образом удостоиться великой награды. И Всевышний сказал Каину: несмотря на то, что по твоему происхождению в тебя заложено большое зло, ты не должен отчаиваться из-за этого. Ты должен радоваться, что преодолев его, ты удостоишься великой награды.

Автор написал в книге «Ор Якар» (Зоар, 3:7): «Источником и питанием сил зла является святость, и происходят они из святости. И вне всяких сомнений, там, в своем источнике, они чисты. Но отрываясь от источника и уходя вниз, они становятся нечистыми. И вот нечистая душа злодея поднимается от ступени к ступени, снизу вверх, пока не прилепляется к своему истоку, и там она исправляется и становится святой… И из-за этого «в месте, где стоят грешники, вернувшиеся к истоку, не могут стоять даже полные праведники» – ибо грешники исправляют силы зла (буквально “подслащают шелуху”), как мы объяснили». То есть, даже зло происходит из хорошего. Его создают для того, чтобы у человека была возможность преодолеть его, и получить за это награду. И когда праведники превозмогают зло, то превращают его в добро. И еще один способ, как зло превращается в добро: когда злодеи возвращаются к Творцу, то зло и грехи, которые они совершили, заставляют их приложить еще большие усилия к изучению Торы и выполнению заповедей. И тогда их нарушения превращаются в заслуги, ибо, в конечном счете, их грехи помогли им раскрыть славу Всевышнего, служа Ему.

Еще автор пишет в книге «Ор Якар» (Трума, 18): «Когда человек поднимается в Райский Сад, то его дурное начало заходит вместе с ним и свидетельствует о нем, рассказывая обо всех трудностях, которые он испытал при служении Всевышнему. И оно <дурное начало> получает награду вместе с ним <с человеком>, ибо оно очищает и освящает себя и становится святым благодаря борьбе, которую человеку требовалось вести, чтобы служить Всевышнему. И оно очищается и заходит в Райский сад. И тайна заключается в том, что сладкий исток <нечистых> внешних сил – в святости. И чем больше человек освящает себя, тем больше его дурное начало очищается, пока не возвращается к своему святому источнику.

Все «горькое» имеет своим корнем высший «сладкий» корень

Автор книги «Сифтей Хаим» (том 1, стр. 157) пишет, что в действительности у злодея нет возможности совершить что-то, что противоречило бы воле Всевышнего. И любые события отрицательного характера, которые имеют место в мире, происходят только по желанию Творца. Творец использует злодея как инструмент, с помощью которого исполняет Свои замыслы.

В книге «Ор Якар» (Ноах, 1:10) автор объясняет, что силы зла, хоть и причисляются к «внешним» силам и являются нечистой, происходят из святости. И дурное начало постепенно очищается: тело человека разлагается в земле, пока не избавится от примеси зла и не достигает такого уровня чистоты, что, когда душа заходит в райский сад и наслаждается своей чистотой и просветленностью, находящемуся в могиле дурному началу тоже перепадает наслаждение от этого очищения. И это благодаря тому, что исток его находится во внутренних покоях Царя.

Кроме того, в другом месте в этой книге (Итро) автор объясняет, что силы зла не уничтожаются, так как ничто существующее в мире не предназначено для уничтожения. В действительности, силы зла предназначены для того, чтобы раскрыть славу Творца, благословен Он.

Это происходит либо благодаря тому, что человек превозмогает свое дурное начало, либо благодаря тому, что эти силы зла в конце концов подталкивают человек вернуться к Творцу и заняться изучением Торы и исполнением заповедей и добрых дел.

 

Злой умысел Адама, в результате которого он породил Каина

В трактате Санедрин (38б) мудрецы утверждают, что Каин родился до того, как Адам и Хава совершили грех, отведав от плода древа знания. (Это мнение мудрецов приводится в комментарии Раши на Пятикнижие.) Но в книге Зоар (Зоар Хадаш, Берешит, 9а, пункт 14) высказывается другое мнение, по которому Каин и Авель родились после того, как Адам и Хава согрешили. Именно этому мнению следует здесь автор.

В книге «Шаар а-Гильгулим» написано: «Каин и Авель оба состояли из добра и зла. Добро пришло к ним со стороны Адама, а зло – со стороны мерзости, которое Змей ввел в Хаву. Но из-за того, что Каин имел отношение к атрибуту суда, зло пристало к нему больше, чем к Авелю, который имел отношение к атрибуту милосердия». И в книге «Зоар» объясняется, что Змей ввел мерзость в Хаву из-за того, что та повела себя неправильно и таким образом сама себе причинила вред. И из-за этого в ней присутствовал дух зла.

Автор пишет в книге «Ор Якар» (Зоар, 17:63): «[Адам и Хава] должны были совершить полное раскаяние [за свой грех] до того, как вступили в близость, и тогда тот дух нечистоты ушел бы от них, и дети их были бы совершенно чистыми. Но если в них нет разумения, и с этим духом они также рожают детей, то дают им те же силы ущербности и нечистоты. И таким образом дают им души злодеев. И в этом заключается тайный смысл высказывания мудрецов: «придерживаются дел своих отцов».

И также тайный смысл «ибо согрешили мы и отцы наши». И поэтому, если бы Адам подвиг Хаву раскаяться и исправить себя после того, как ею овладел дух нечистоты и мерзость змея, то не родился бы у них Каин. А Каин – это вся сила злодеев мира. Но Адам этого не сделал. Вместо этого, он познал ее после того, как и сам согрешил».

Каин – «гнездо мерзости»

Книга Зоар (том I, 54а) называет Каина «гнездом мерзости» – собранием всего нечистого. Имя «Каин» (קין) и слово «гнездо» (קן) – однокоренные слова.

Если бы Каин раскаялся, вернулся к Творцу и исправил себя, то злой умысел Адама, в результате которого он породил Каина, «гнездо мерзости», был бы зачтен ему в заслугу, в силу правила «сын приносит заслугу отцу».

Этот вопрос будет подробно рассмотрен в следующем номере, с Б-жьей помощью.

Человек очищает злое начало и трансформирует его в добро

В книге Зоар написано (Трума 109), что дурное начало – это горячность, которое подогревает человека. И эта горячность питает пламя ада. И известно, что слово «зло» – רע – при перестановке букв превращается в слово ער – «возбужденный», ибо любая возбужденность и взволнованность, которые посещают человека, исходят из присутствующей в нем силы зла. Но человек может и должен использовать возникающее у него возбуждение для хорошего – изучать Тору и выполнять заповеди и делать добрые дела с жаром и с энтузиазмом. И если бы у человека не было склонности воодушевляться, он не смог бы испытывать радость от изучения Торы.

И написал рав Ицхак, сын рава Хаима из Воложина в комментарии на книгу своего отца «Нефеш а-Хаим» (конец первой части): «Основное местонахождение дурного начала – в сердце, и “сердце – это пламя”. И если в сердце человека занялось чуждое пламя, не заповеданное Всевышним, пламя гордыни, то из-за этого пламени человека одолевает жажда к вожделениям… А когда человек развивает в себе стремление к святости, то теплящееся в его сердце пламя “возвышает сердце его в путях Г-сподних” (как сказано в Диврей а-Ямим II, 17:6). И тогда он приближается и прикрепляется к своему истоку, и сердце его охвачено пламенем Всевышнего, и он всем своим существом жаждет Торы и служения Творцу, как написано (Теилим, 63:2): “возжаждала тебя душа моя”, и написано (Йешаяу, 55:1): “каждый жаждущий да пойдет к воде”. Это означает, что у него в мозгу пробуждается элемент воды, который взращивает благой разум, Тору и служение, чтобы наслаждаться Всевышним, выполняя Его заповеди».

И еще сказали мудрецы (мидраш Берешит Раба, 9:7): «То, что написано (Берешит, 1:31): “и вот, это очень хорошо” – это дурное начало». Оно называется «очень хорошо» из-за того, что без него никто бы не женился и не создавал семью. И если человек использует свое дурное начало для того, чтобы жениться и построить семейный очаг, то тем самым он исправляет свое дурное начало и превращает его в добро. И ниже (в 6-ой главе) автор пишет: «Дурное начало должен быть связано и скованно, чтобы оно вообще не проявлялось ни в какой физической активности – ни для полового влечения, ни для страсти к наживе, ни в сторону гнева или желания почестей. Однако для нужд своей жены, например, чтобы одевать ее или обустраивать ей дом, человеку следует немного пробуждать свое дурное начало». Истинное предназначение дурного начала – для жены, для того, чтобы человек смог создать семью. Если же он потворствует своему дурному началу, усиливает его и пробуждает его в неподходящее время и в неподобающем месте, когда в нем нет нужды, то оно является злом и приводит к разрушению. И задача человека в этом мире состоит в том, чтобы направить свое дурное начало в правильное русло и пользоваться им только по назначению, то есть, для своей жены и для изучения Торы. А в будущем, когда из мира уйдет мерзость змея, останется только положительная составляющая дурного начала, та его часть, которая непосредственно связано с его истоком в святости.

Написано (Кидушин, 30б): «Я создал дурное начало, и Я создал Тору – приправу его». И рав Ицхак Айзик Хавер в книге «Ор Тора» пишет: «Смысл того, что <мудрецы назвали Тору> “приправой”, заключается вот в чем. В действительности, дурное начало создано для пользы человека, как сказали мудрецы “«хорошо» – это доброе начало, «очень хорошо» – это дурное начало”. Ибо основная цель, для которой был создан человек – это превратить зло в добро. И совершенство человека в том, что ему удалось превратить все свои отрицательные качества в положительные [в частности, использовать свои отрицательные качества для добра]. Например, качество зависти он может использовать для того, чтобы завидовать душевным качествам праведников. Вожделение для того же самого. Гнев – чтобы отомстить злодеям. И точно также, любой соблазн дурного начала можно использовать для хорошего. И так нужно поступать, руководствуясь Торой, ибо с ее помощью можно узнать, как настроить дурное начало на службу Всевышнему. И поэтому Тора является приправой к дурному началу – она услащает его и превращает его горький вкус в сладость, и тьму в свет».

И в мидраше «Авот де-Раби Натан» (16:3) написано: «На что похоже дурное начало? На кусок железа, который положили в огонь. Пока он находится в огне, из него можно сделать любой инструмент, по желанию. И точно также дурное начало можно исправить, только погрузив его в слова Торы». Если человек будет пользоваться инструментом, называемым «дурное начало», когда оно погружено в свет Торы, то сможет использовать его возможности для положительных целей, сделать его инструментом в служении Всевышнему. А сила воды, наслаждение, которое человек испытывает от изучения агады (сказаний и высказываний мудрецов), притягивает сердце. А заповеди Торы – это инструкция, как пользоваться силой дурного начала в необходимой мере. И тогда он сможет очистить дурное начало и использовать его ради совершения добра. – примечание редактора]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «ве-Алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим».

Подготовил Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=11581