Глава 1. Качество второе. «Несущий грех»
Это качество является бóльшим проявлением величия, чем предыдущее. Ведь каждый раз, когда человек совершает грех, он создает разрушающий дух, как сказано в Мишне: «Тот, кто совершает одно преступление, приобретает себе одного обвинителя». И этот обвинитель стоит перед Творцом и заявляет: «Такой-то человек сделал меня».
[См. книгу «Нефеш а-Хаим» (первый раздел, гл. 12). Там объясняется, что наказание за грех – это прямой результат самого греховного действия, которое совершил этот человек. (Простой пример этому в нашей повседневной жизни – пьяница, который болеет на почве пьянства. Болезнь – это не наказание за плохое поведение, а естественный результат его образа жизни.) Его преступление создает злых духов, которые поражают его. А когда он получает по заслугам – исчезают. И поэтому ад называется «пиявкой» (трактат Эрувин 19а). Пиявка высасывает испорченную кровь и от этого умирает.
– Здесь и далее – примечания редактора, основанные на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Веалахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим»]
Все, что существует в мире, существует только потому, что Всевышний дает ему жизнь. И вот этот разрушающий дух предстает перед Всевышним. Откуда же он берет жизненную силу? По букве закона, Всевышний должен был бы сказать: «Я не питаю разрушителей, пусть он идет к тому, кто сделал его, и питается за его счет», и тогда этот разрушитель спустился бы к грешнику и забрал бы его душу, или отрезал ее от духовного источника, или заслуженно карал бы его, пока не исчез.
[Здесь автор упоминает три варианта: (а) «Забрать душу» – т.е. сразу же убить грешника в наказание за грех. (б) «Отсечь душу» от источника жизни. Это означает, что самый низкий уровень души, который называется «нефеш», будет отсечен. Более высокие уровни, «руах» и «нешама» не могут быть отсечены, следовательно, у человека остается удел в грядущем мире. Поэтому он может исправить ситуацию с помощью тшувы (раскаяния). (в) «Карать его по заслугам» – имеется в виду, что этот злой дух мог поступить с грешником по мере его греха, и подвергнуть его страданиям и наказаниям, вплоть до лишения удела в грядущем мире, если его преступления достаточно тяжелы для этого.]
Но Творец не делает так, а сносит и терпит грех, и подобно тому, как питает весь мир, Он питает и кормит этого разрушителя, пока не произойдет одна из трех вещей: Либо грешник совершит тшуву и уничтожит и аннулирует разрушителя с помощью отречения от телесных удовольствий <постов и т.п.>. Либо Праведный Судья уничтожит этого разрушителя посредством страданий или смерти грешника. Либо грешник спустится в Геином, чтобы выплатить свой долг.
И это имел в виду Каин, когда сказал: (Берешит, 4:13): «Разве мой грех так велик, что его нельзя вынести?!» Наши мудрецы объяснили: «Ты выносишь, то есть, питаешь и кормишь весь мир, а мой грех настолько велик, что ты не можешь его вынести?!» – то есть, питать его, пока я не раскаюсь и не исправлю его.
Таким образом, это великое качество терпения, заключающееся в том, что Творец питает и кормит разрушителя, созданного грешником, пока тот не раскается и не вернется. И отсюда человек должен выучить, насколько нужно быть терпеливым, терпеть несправедливость и зло, которые причинил ему ближний – несмотря на то, что это зло все еще продолжает существовать. Человек же должен терпеть его, пока ближний не исправит зло, или пока оно не исчезнет само по себе и т.п.
[Например, если кто-то пустил о человеке дурной слух, он должен терпеть, пока его обидчик не раскается в содеянном и не остановит этот слух, или пока он не забудется и не исчезнет сам собой.
Тут надо заметить, что мы должны терпеть причиняемое нам зло далеко не во всех случаях. Хотя очень трудно точно указать границу того, с чем человек должен мириться, с уверенностью можно сказать, что если кто-то пытается нанести ему телесные повреждения, или лишить его средств существования, то он должен защищать свои интересы. Если же речь идет о разнице во мнениях, или о чести, то здесь нам представляется немало возможностей проявить это качество.
Рассказывают про рава Элияу Гордона, основателя ешивы Тельз, что во времена сильного противостояния изучению книг по Мусару в рамках ешивы, противники рава открыли у него в городе еще один дом учения против его воли. Рав Гордон содержал учащихся этого дома учения из собственного кармана в то самое время, что те боролись против него. Он хотел дать им возможность продолжать изучение Торы, и надеялся, что они раскаются в неподобающем поведении по отношению к нему.]
Подготовил рав Б. Набутовский. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Цви Вассермана и издательство «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора».