Томер Двора — Качество второе — «Несущий грех»

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

149

Часть 1. Качество второе. «Несущий грех»

Это качество является бóльшим проявлением величия, чем предыдущее. Ведь каждый раз, когда человек совершает грех, он создает разрушающий дух, как сказано в Мишне: «Тот, кто совершает одно преступление, приобретает себе одного обвинителя». И этот обвинитель стоит перед Творцом и заявляет: «Такой-то человек сделал меня».

[См. книгу «Нефеш а-Хаим» (первый раздел, гл. 12). Там объясняется, что наказание за грех – это прямой результат самого греховного действия, которое совершил этот человек. (Простой пример этому в нашей повседневной жизни – пьяница, который болеет на почве пьянства. Болезнь – это не наказание за плохое поведение, а естественный результат его образа жизни.) Его преступление создает злых духов, которые поражают его. А когда он получает по заслугам – исчезают. И поэтому ад называется «пиявкой» (трактат Эрувин 19а). Пиявка высасывает испорченную кровь и от этого умирает. 

– Здесь и далее – примечания редактора, основанные на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Веалахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим»]

Все, что существует в мире, существует только потому, что Всевышний дает ему жизнь. И вот этот разрушающий дух предстает перед Всевышним. Откуда же он берет жизненную силу? По букве закона, Всевышний должен был бы сказать: «Я не питаю разрушителей, пусть он идет к тому, кто сделал его, и питается за его счет», и тогда этот разрушитель спустился бы к грешнику и забрал бы его душу, или отрезал ее от духовного источника, или заслуженно карал бы его, пока не исчез.

[Здесь автор упоминает три варианта: (а) «Забрать душу» – т.е. сразу же убить грешника в наказание за грех. (б) «Отсечь душу» от источника жизни. Это означает, что самый низкий уровень души, который называется «нефеш», будет отсечен. Более высокие уровни, «руах» и «нешама» не могут быть отсечены, следовательно, у человека остается удел в грядущем мире. Поэтому он может исправить ситуацию с помощью тшувы (раскаяния). (в) «Карать его по заслугам» – имеется в виду, что этот злой дух мог поступить с грешником по мере его греха, и подвергнуть его страданиям и наказаниям, вплоть до лишения удела в грядущем мире, если его преступления достаточно тяжелы для этого.]

Но Творец не делает так, а сносит и терпит грех, и подобно тому, как питает весь мир, Он питает и кормит этого разрушителя, пока не произойдет одна из трех вещей: Либо грешник совершит тшуву и уничтожит и аннулирует разрушителя с помощью отречения от телесных удовольствий <постов и т.п.>. Либо Праведный Судья уничтожит этого разрушителя посредством страданий или смерти грешника. Либо грешник спустится в Геином, чтобы выплатить свой долг.

И это имел в виду Каин, когда сказал: (Берешит, 4:13): «Разве мой грех так велик, что его нельзя вынести?!» Наши мудрецы объяснили: «Ты выносишь, то есть, питаешь и кормишь весь мир, а мой грех настолько велик, что ты не можешь его вынести?!» – то есть, питать его, пока я не раскаюсь и не исправлю его.

Таким образом, это великое качество терпения, заключающееся в том, что Творец питает и кормит разрушителя, созданного грешником, пока тот не раскается и не вернется. И отсюда человек должен выучить, насколько нужно быть терпеливым, терпеть несправедливость и зло, которые причинил ему ближний – несмотря на то, что это зло все еще продолжает существовать. Человек же должен терпеть его, пока ближний не исправит зло, или пока оно не исчезнет само по себе и т.п.

[Например, если кто-то пустил о человеке дурной слух, он должен терпеть, пока его обидчик не раскается в содеянном и не остановит этот слух, или пока он не забудется и не исчезнет сам собой.

Тут надо заметить, что мы должны терпеть причиняемое нам зло далеко не во всех случаях. Хотя очень трудно точно указать границу того, с чем человек должен мириться, с уверенностью можно сказать, что если кто-то пытается нанести ему телесные повреждения, или лишить его средств существования, то он должен защищать свои интересы. Если же речь идет о разнице во мнениях, или о чести, то здесь нам представляется немало возможностей проявить это качество. 

Рассказывают про рава Элияу Гордона, основателя ешивы Тельз, что во времена сильного противостояния изучению книг по Мусару в рамках ешивы, противники рава открыли у него в городе еще один дом учения против его воли. Рав Гордон содержал учащихся этого дома учения из собственного кармана в то самое время, что те боролись против него. Он хотел дать им возможность продолжать изучение Торы, и надеялся, что они раскаются в неподобающем поведении по отношению к нему.]

Подготовил рав Б. Набутовский. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Цви Вассермана и издательство «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». 


http://www.beerot.ru/?p=51391