Томер Двора — Качество хесед (благодеяние)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1312

От редакции. Курсивом выделен комментарий на основе книги «Акдамот у-Шеарим». Обычным шрифтом – цитируемые источники, жирным – оригинальный текст «Томер Двора»

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться поведению Творца по отношению к Его творению. Всевышний создал мир, постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Раскрытие воли и желания Всевышнего в творении обладает свойством ставить Его проявления в зависимость от выполнения или невыполнения человеком этой волиТот, кто ведет себя в соответствии с волей Творца, является соучастником Творца в исполнении Его замысла, и тем самым как бы делает Ему добро.

Человеку дана возможность влиять на высшие духовные миры. Делая добро в этом мире, он тем самым раскрывает духовную сущность, благодаря которой на мир изливается Высшее добро, исходящее от Творца.

Все атрибуты являются проявлением доброты <Всевышнего>. Всевышний управляет миром посредством качества малхут, и оно, хотя и реализует суд, тем не менее, связано с благодеянием (хесед).

И в этом заключалось качество Нахума Иш Гам Зу, который всегда говорил: «И это к добру» (Таанит, 21а) – он хотел всегда связать <Малхут> с атрибутом Хесед, который называется «добро» (Зоар, Трума, 168). Поэтому он говорил: «И это к добру» – он всегда хотел увязать <Малхут> со стороной Хесед, который называется «добро», и говорил «И это» – даже то, что на первый взгляд кажется связанным с левой стороной и с качеством суда (Гвура) – тоже «к добру», на самом деле связано с добром (Хесед). Таким образом, он направлял свой разум и занимал свои помыслы доброй частью атрибута Малхут и скрывал ее суровую часть. В этом заключается замечательный метод постоянного присоединения к качеству благодеяния (Хесед).

Нахум Иш Гам Зу, который всегда говорил: «и это к добру»

Талмуд повествует о нем в трактате Таанит (21): «Почему его называли Нахум иш Гам Зу (слова «Гам Зу» – גם זו – переводятся, как «это тоже»)? Что бы с ним ни происходило, он обо всем говорил: “это тоже к лучшему”».

он хотел всегда связать <Малхут> с атрибутом Хесед

Как было подробно объяснено в предисловии к этой главе, Всевышний дал человеку возможность влиять на высшие духовные миры. Нахум Иш Гам Зу, что бы ни происходило, всегда верил в добро Творца и знал, что источник всех событий – это добро. Так он влиял на сфиру малхут, и она начинала проявлять качества сфиры хесед и принимала ее характер: изливала на мир поток милосердия.

это тоже к добру

Написано в книге «Шаарей Ора» (врата 2): «Знай, что все [потоки духовного влияния], снисходящие от высших сфирот, стремятся только к хорошему и к восполнению [недостатков]. И даже если в мир спускается качество страха и суда … все это является полноценным добром. И зло действует в мире только для того, чтобы помочь тому, кто от него пострадал. Страдания, насилие и болезни поражают людей для их же пользы – чтобы помочь им вернуться к Творцу. Получается, что все эти страдания и насилие являются полноценным добром – ведь они побудили человека возвратиться к своему истоку и удостоиться высшего блага – удела в грядущем мире.

Написано в Мидраше «Брешит Раба» (Брешит, 9:10): «”очень хорошо” – это ангел смерти». Почему же мудрецы сказали, что смерть – это очень хорошо? Объясняется в книге рава Хаима из Воложина «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл. 6): «Это то, что сказал Он [Всевышний], благословен Он, Адаму (Берешит, 2:17): «В день, что отведаешь от него [Древа Знания], умрешь». Суть этого [речения] – не проклятие и не наказание, ибо сказано (Эйха, 3:38): «Ибо из уст Всевышнего не выйдет плохое и хорошее». На самом деле, смысл этого [речения] таков: в результате того, что отведаешь от него, примешается к тебе скверна зла… А если отведает от Древа Жизни и будет жить вечно, то так и останется без исправления, не дай Б-г, ибо зло никогда не будет отторгнуто от него. И поэтому изгнание из райского сада было для его же пользы – чтобы смог достичь полного исправления, когда зло будет отторгнуто от него благодаря смерти и разложению в могиле».

он занимал свои помыслы доброй частью атрибута Малхут и скрывал ее суровую часть

Чем больше будет человек видеть во всем хорошее и говорить об этом, тем сильнее повлияет на высшие духовные миры. Так даже полагающиеся ему неприятности будут облачены в одеяние добра и вовсе перестанут быть неприятностями.

И это видно на примере Нахума Иш Гам Зу. Его обокрали; но, благодаря твердой вере, что все, что с ним происходит – к лучшему, он не пострадал от кражи, а наоборот, чудесным образом выиграл благодаря ней.

замечательный метод постоянного приобщения к качеству благодеяния

И так писал рав Яков Исраэль Каневский (Стайплер) («Крина де-Игреса», I, 92):«Испытывая страдания, всегда следует помнить, что все пройдет и изменится с течением времени. И все, что делает Милостивый, в конечном счете делается к лучшему, а нам неизвестны результаты всего, что происходит. А когда станет известно, то будет понятно, что все к лучшему. Иногда это становится очевидно сразу же, иногда через несколько лет, а иногда только в грядущем мире.» Человек должен верить, что все, что происходит – исходит от Всевышнего, и все отмеряно лично для него. И даже испытывая страдания, должен знать (Дварим, 8:5): «И познаешь в сердце твоем, что как наставляет человек сына своего, так Г‑сподь, Б-г твой, наставляет тебя». Все испытания, которые выпали на его долю, точно измерены и предназначены только для его блага и для того, чтобы исправить его. Об этом написано в «Мидраш Теилим» (37:7): «если человека постигают несчастья, он должен встречать их с оркестром».

И теперь необходимо узнать, на какие конкретные категории разделяется хесед(благодеяние), которое люди делают друг другу; и если человек хочет приобрести качество хесед, все эти виды добрых дел должны иметь соответствие в его поведении по отношению к Творцу.

все эти виды добрых дел

Теперь автор приступает к перечислению разных видов добрых дел. В этот список входят добрые дела, упомянутые в Талмуде (Шаббат, 127а): принимать гостей, проведывать больных, устраивать свадьбы бедным невестам, участвовать в похоронах, налаживать мир между ближними. К этому автор добавляет еще два вида добрых дел: помощь при родах и обрезание.

все эти виды добрых дел человек должен совершать также в отношении Творца

Есть разница между тремя верхними сфирот (Кетер, Хохма, Бина) и семью нижними (Хесед, Гвура, Тиферет, hод, Йесод, Малхут). Только от нижних сфирот исходят действия, которые строят мир. И о них можно сказать, что их воздействие на мир зависит от поступков людей, и с их помощью человек может оказывать влияние на происходящее в мире. А о трех высших сфирот сказано (Хагига, 13а): «не занимайся сокрытым». Поэтому до сих пор автор занимался только вопросом, каким образом человек может уподобиться каждой из сфирот и тем самым выполнить заповедь «идти путями Его». Начиная с этой главы и до конца книги речь идет о нижних сфирот, и автор также объясняет, каким образом человек своими действиями может исправить высшие духовные миры, побуждая к действию сфирот соответственно своим поступкам.

Когда человек рождается, нужно подготовить ему все необходимое для питания. Если так, то необходимо думать о том, как атрибут Бина порождает атрибут Тиферет. И если Бина будет испытывать затруднения во время родов из-за качества суда, не дай Б-г, то Тиферет родится в сторону строгости. Поэтому, если роды будут тяжелыми, нужно исправить все, что только можно, чтобы рождение Тиферет было в правую сторону, чтобы новорожденный вышел без всякого изъяна, как сказано: «вынеси судебное решение о нас в пользу света, о Святой». Чтобы атрибут Тиферет – решение – склонился в сторону света, который соответствует правой стороне, и чтобы он был свят и отделен от строгости.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОНЯТИЮ «РОЖДЕНИЕ»

Рамхаль в книге «Даат Твунот» (пункт 140) объясняет, что в духовных мирах тоже существует понятие «рождения» новых духовных сущностей. Он говорит так:

Великий учитель наш Рамбам обратил внимание, что понятие «рождение» можно встретить в Писании даже в тех местах, которые ничего общего с собственно рождением не имеют. И так сказал он («Морэ Невухим»): «Понятие “рождение” используется аллегорически для обозначения сотворения природных объектов, например: “До того, как были рождены горы” (Теилим, 90:2). И также применяется это понятие для обозначения новых идей, неизбежно возникающих на базе прежних знаний: “И рождает ложь” (Теилим, 7:15), или “Чужеродными идеями довольствуются” (Йешаяу, 2:6)». Как видишь, этот термин и другие, подобные ему, можно использовать по отношению к идеям. Т.е. если появление новой идеи можно назвать рождением, то существование этой идеи в потенциале, когда рождение еще только предстоит, можно назвать беременностью (ср. с русским «чревато»), как сказано в Теилим (7:15): «Понесла обманом и родила ложь». Ведь если уж понятие заимствовано, то это касается всех его аспектов. Кроме того, как известно, всякий правильный вывод имеет родителей – верные предпосылки. Т. е. порождение (вывод) до его появления на свет потенциально существовал внутри родителей, а рождением своим он этот потенциал реализовал.

Более того: несмотря на то, что достижение совершенства есть некое добавление к сущности самой вещи (ведь вещь могла бы существовать и несовершенной), однако и то, и другое, т.е. и существование вещи, и восполнение ее восходят к одному источнику. Ведь причина собственно бытия – она же восполняет вещь до совершенства и поддерживает ее существование. И достижение совершенства, следственно, возможно только как результат завершения процесса рождения, совершаемого источником. Когда источник произведет на свет все, что он в состоянии произвести на свет, порождение его достигнет совершенства. И это очевидно любому, привычному следовать путями мудрости.

Вместе с тем, как ты уже слышал ранее, все сущее связано друг с другом так, что одно следует за другим, и более того, одно происходит и рождается из другого. Все связано в один узел и обладает общим бытием, которое может достигнуть совершенства только при наличии абсолютно всех деталей. Именно этим обстоятельством определяется вся красота и многоплановость мира, как мы уже объясняли ранее. Это дает нам широкие возможности для размышления и погружения в мудрость Творца, проявленную в творении. Поскольку любая деталь в порядке Б-жественного управления миром обусловлена чем-то другим, предшествующим ей в порядке управления, мы назовем это причиной и прародителем, и именно эта причина рождает и восполняет до совершенства обусловленное и рожденное ею явление. [Есть связь между всеми частями Творения, и все они упорядочены в иерархии, как корни и ветви, происходящие из корней. Так же точно есть связь и взаимное влияние между путями правления Всевышнего – они порождаются друг другом, как следствие причинами. Например, соотношение между качествами любви (доброты) и суда (правосудия): суд рождается из любви, поскольку доброта обязывает к тому, чтобы мир управлялся судом, для того чтобы человек заслужил благо своими делами, а не как подарок. Однако доброта не только порождает суд, но и «взращивает» его, т. е. восполняет его до совершенства, влияет на суд, так, чтобы он не был слишком строгим, иногда даже смягчает его. Ведь порождающая причина как постоянно поддерживает существование порожденного, так и восполняет происходящее от нее, т. к. это все входит в ее закон.] Это и есть приготовленный Творцом механизм, упомянутый мной ранее, который пронизиваает все, от вершин небес до глубины земли, поскольку все создания, верхние и нижние, возвышенные и низкие, связаны друг с другом, порождают и обуславливают друг друга. Таким образом, когда Благословенный проявит одно из своих влияний, мы различим в этом не только воздействие, произведенное им в мире, но и дополнительные явления, породить которые – в природе этого влияния. И во всех следствиях этого влияния в бытие всегда будет также «просматриваться» и явление, включенное в его природу дополнительно. [Действующий образ правления включает в себя больше, чем мы видим сейчас в его действиях. Когда мы понимаем все, что входит в его закон – то знаем также все, чему предстоит произойти в будущем.] А когда Благословенный захочет и проявит это дополнительно заложенное явление, то оно проявится в мире в более четком и законченном виде как следствие обновления влияния. Другими словами, то, что в начале только «просматривалось» как побочный результат первого влияния, теперь раскроет свою сущность в действии. [В начале действию только предстояло произойти из текущего образа правления как из причины, оно заключалось в нем скрыто – «только просматривалось». Когда Всевышний задействует этот образ правления с большей силой, реализуется все, что есть в его потенциале, и упомянутое действие четко проявится в реальности. Например, качество любви в скрытом, потенциальном виде содержит способность смягчать качество правосудия. Когда качество любви задействовано с большей силой, то эта мягкость практически реализуется в качестве правосудия, которое является порождением качества любви, и таким образом правосудие восполнится до совершенства.] Посредством этого мы также увидим разницу между его (этого явления) сущностью в несовершенном и совершенном виде. Это достаточно просто для знающих пути мудрости и чудеса ее.

Весь поток жизненной силы, который Всевышний изливает на этот мир, достигает созданий благодаря единению между управлением, которое исходит от шести нижнихсфирот и называется «Святой, благословен Он», и управлением сфиры Малхут, которое называется Шхина, Б-жественное присутствие. Это единение происходит благодаря тому, что люди выполняют заповеди в нижних мирах. [И в этом заключается смысл того, что в некоторых общинах перед исполнением заповедей говорят לשם יחוד קוב״ה ושכינתיה – «во имя объединения Святого, благословен Он, и Его Шхины».]

Когда шесть нижних сфирот и самая нижняя сфира Малхут соединяются, то это приносит в мир поток достатка, святости и добра. А если это соединение нарушается из-за совершаемых людьми грехов, то сфира МалхутШхина, уходит в изгнание. И тогда поток жизненной силы питает силы зла, а Царствование Всевышнего в этом мире скрывается. Мир функционирует таким образом, что происходящие в нем события кажутся случайными, сила побеждает добродетель, и справедливость из реальности превращается в мечту.

И так это объясняет автор книги «Решит Хохма» (Врата Любви, 8): «Все молитвы и заповеди, которые выполняет народ Израиля, предназначены только для того, чтобы вызволить Б-жественное присутствие из изгнания. Это становится понятно на примере царя, который был изгнан из своего царства и скитался в изгнании. Если кто-либо сделает ему добро, даст ему кусок хлеба и кувшин воды, то царь отнесется к давшему этот небольшой дар так же, как, будучи на троне, он отнесся бы к тому, кто накормил его откормленными петухами. Эта аллегория помогает понять то, что написано в книге Зоар (Тикуним, лист 145-6): Б-жественное присутствие находится в изгнании, и каждый, кто совершает заповедь, возвращает ее из этого изгнания, и таким образом как бы делает добро Всевышнему, ибо “царь без царицы – это не царь”, а полноценен он может быть, только когда она полноценна».

Объясняется это так. Порядок нисхождения миров, от высших духовных миров к низшим, и потока влияний и передачи жизненной силы между ними соответствуют взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Так же, как женщина получает от мужчины силу и способность давать жизнь и передает ее их потомству, так святаяШхина получает поток жизненной силы посредством присоединения к шести низшимсфирот, совокупность которых называются Святой, благословен Он, и передает этот поток народу Израиля.

И это также объясняется в книге рава Ицхака Айзика Хавера «Питхей Шеарим»:«женское начало является основным фактором в управлении созданиями и всеми деталями потока жизненной силы, который нисходит на них. И в этом оно в самом прямом смысле подобно материальной женщине, которая управляет своим домом подобающим образом – и <распределяет все>, что зарабатывает ее муж, в своей честности и компетентности. Точно то же самое происходит и в высших мирах – <женское начало распределяет поток благословления, который нисходит на него из высших духовных сфер>. Мужское и женское начало мира Ацилут – это основные факторы, которые управляют мирами. «Малый лик» <шесть нижних сфирот> – это мужское начало, которое подготавливает все, что необходимо созданиям, в соответствии с тем, как его побуждает на это происходящее в низших мирах. Женское начало получает от него все эти потоки и изливает их на нижестоящие миры – Брия,ЙецираАсия. И поэтому о сфире Малхут сказано, что у нее нет ничего своего. Все, что в ней есть, она принимает от своего «мужа» <мужского начала, «малого Лика»>, точно также, как материальная женщина все получает от мужа».

Сама связь между мужским и женским началом зависит от поведения людей. Поэтому любая заповедь усиливает эту связь и как бы является благодеянием по отношению к Творцу. С другой стороны, грехи приводят к тому, что Б-жественное присутствие отходит от связи с высшими сферами, и это называется «изгнанием Шхины». И тогда, вместо того, чтобы поток жизненной силы шел к народу Израиля через Храм и таким образом прославлял и освящал Имя Творца, эта сила питает силы зла, и только через них приходит к народу Израиля.

[В этой части пятой главы автор перечисляет категории добрых дел, которые люди должны делать друг другу, и объясняет, каким образом дело, относящееся к каждой из категорий, влияет на высшие духовные миры.]

Когда человек рождается, нужно подготовить ему все необходимое для питания. Если так, то необходимо думать о том, как атрибут Бина порождает атрибут Тиферет. И если Бина будет испытывать затруднения во время родов, из-за качества суда, не дай Б-г, то Тиферет родится в сторону строгости. Поэтому, если роды будут тяжелыми, нужно исправить все, что только можно, чтобы рождение Тиферет было в правую сторону, чтобы новорожденный вышел без всякого изъяна, как сказано «вынеси судебное решение о нас в пользу света, о Святой»: чтобы атрибут Тиферет – решение – склонился в сторону света, который соответствует правой стороне, и чтобы он был свят и отделен от строгости.

Когда человек рождается

Человек создан по образу Всевышнего. Это означает, что все функции и свойства человеского тела соответствуют поведению высших духовных сфер. И любое физическое действие вызывает реакцию в высших духовных мирах. Если человек делает Б-гоугодное дело, то тем самым производит духовное исправление, а если наоборот, производит разрушение.

Под «родами», которые происходят в высших духовных мирах, подразумевается, что происходит какое-то изменение в деталях или в порядке управления миром. Это изменение, будь оно в сторону милости, строгости или милосердия, происходит, когда высшие силы соединяются между собой определенным образом, и это порождает новый метод управления миром. И в этом заключается смысл понятий «соединение», «беременность» и «роды», когда они упоминаются в отношении сфирот.

Рамхаль объясняет это в книге «Клалим а-Ришоним» (22): «Все «аспекты света», которые сотворил Всевышний, благословен Он, как и все Его создания, строго упорядочены. И порядок этот логичен и устроен таким образом, что все они [аспекты света] необходимы друг другу, взаимодействуют между собой и соединяются между собой множеством способов…

Смысл соединения (זיווג), беременности и родов заключается в том, что все эти вещи происходят одна из другой, посредством причинно-следственной связи… Ибо для того, чтобы один свет, то есть одно качество, вышел из двух других, предшествующих ему и являющихся предпосылками для появления данного качества, необходимо, чтобы в начале эти два света смогли действовать совместно. И тогда эти две предпосылки смогут действовать вместе, чтобы породить производные. И если рассмотрим этот предмет детально, то увидим: когда одно следствие появляется в результате соединения двух причин, то всегда одна из причин будет носить характер материала, а другая – характер формы, их можно также назвать «общая причина» и «конкретная причина». [Конечно, автор не имеет в виду, что одна из причин будет материальной, а другая – духовной. Обе причины имеют духовный характер. Но взаимоотношения между ними таковы, что одна из них придает форму другой.] Это означает, что каждому качеству или свету предшествует два света, которые порождают его. Один из них определяет его общий характер и состав, а другой – составляющие его части и детали. И после того, как эти двое соединятся, в результате этого союза между ними появится их детище. И это то, что называется «זיווג» – соединение двух причин, которое мы упомянули. Переход этого нового понятия из состояния общей концепции в состояние конкретной идеи называется «беременность», а ее практическое осуществление называется «родами»».

Устройство и образ действия человека отражают то, как Всевышний управляет миром, пользуясь для этого высшими духовными сферами. Поэтому качество Хохма(мудрость) называется «отцом» (אבא – «Аба»), а качество Бина (разумение) называется «матерью» (אמא – «Има») – ибо они производят семь нижних сфирот, которые появляются в результате соединения между ними; Бина порождает их. Шесть низшихсфирот называются «сыном» (בן – «Бен»), а самая низшая сфираМалхут (царство), называется «дочь» (בת – «Бат»). «Сын» – это управление, носящее характер справедливого суда. Оно рождается от качества Бина, которому свойственно милосердие. Когда действует управление по принципу справедливого суда, поток жизненной силы, который изливается из высших миров, дается созданиям и распределяется между ними в строгом соответствии с их правами и заслугами. Если же в мире сияет качество Бина, подобное матери, которая кормит и растит своих детей, то принцип, по которому осуществляется управление миром изменяется, и вместо строгой справедливости оно приобретает характер великого милосердия качества Бина, которое одаряет все создания великим потоком благословления и святости.

Когда человек оказывает добро своему сыну, начиная с помощи при его рождении и потом при уходе за ним, при его кормлении, и т. д., он тем самым пробуждает высшиесфиротХохма и Бина, которые называются «отец» и «мать». И тогда они оказывают влияние на своего сына, то есть, на шесть сфирот, осуществляющих управление по принципу справедливого суда, и изливают на него поток высшего благодеяния и милосердия, чтобы тот передал в мир поток изобилия, благословления и святости.

И еще Рамхаль написал в книге «Клалей Атхалат а-Хохма» (123): «Управление, которое осуществляют шесть низших сфирот, именуемые «малым ликом», действует по принципу справедливого суда… Но иногда, когда у низших творений появляются особые заслуги, в управлении участвуют также три высшие сфиры (КетерХохма иБина), которые управляют по принципу милосердия, и тогда добро и благословение приходят в мир. И когда Всевышний, благословен Он, освещает мир высшим светом милосердия и совершает чудеса, это называется словами: «Его имя обретает величие». И это аллегорически называется «старший сын». А когда миром управляет качество суда, и лик Всевышнего сокрыт, это аллегорически называется «младший сын». А египетское изгнание, где у еврейского народа вообще не было никаких заслуг, и право на существование было дано им даром <исключительно по милости Творца> и в заслугу праотцов, называется «состоянием беременности». А когда вышли из Египта, то это было как рождение, ибо у них появились небольшие заслуги. Но тогда они еще не получили Тору, и поэтому управление ими еще не носило характер «величия», <при котором в мире раскрывается свет высших духовных сфирот>».

атрибут бина порождает атрибут тиферет

В этом отрывке автор начинает детальное объяснение, каким образом разнообразные виды добрых дел влияют на высшие духовные сферы, и какое положительное влияние на мир это вызывает.

Автор пишет в книге Ор Йакар (гл. Вайера, врата 3, 17): «благодеяние, <которое человек совершает в этом мире,> вызывает то, что высшее благодеяния атрибута Бинаизливаются вниз, <в этот мир>. И это соответствует тому, как мать делает добро и таким образом в прямом смысле взращивает благодеяние.»

БИНА – МАТЬ

В книге «Пардес Римоним» (72) автор объясняет взаимоотношения между атрибутомБина и нижними сфирот, которые имеют более прямое влияние на этот мир:«взаимоотношения атрибута Бина и … семи последних сфирот соответствует взаимоотношениям между матерью и детьми – семь нижних сфирот являются порождениями атрибута Бина. И эти взаимоотношения не ограничиваются тем, что атрибут Бина защищает их, как мать защищает своих детей. На самом деле, также как мать беременеет от капли… также и атрибут Бина получает <общее понятие о сущности нижних сфирот от сфирот, которые находятся над ней,> и порождает их таким образом, что они превращаются в реальность, которая раскрывается <более низким> созданиям в том месте, где они находятся. Тем не менее это сходство ограниченно. Дело в том, что в результате родов материальная мать перестает быть вместилищем своего ребенка. В отличие от этого, после того как духовная «мать» создает <другие духовные сущности>, те остаются ее неотъемлемой частью, так же, как это было до родов.»

ТИФЕРЕТ – СЫН

Атрибут Тиферет включает в себя шесть остальных нижних сфирот (Хесед, Гвура, Нецах, hод, Йесод, Малхут). Автор пишет об этом в своей книге «Пардес Римоним» (3:22): «Слово тиферет происходит от слов «плод» и «ветвь», ибо этот атрибут включает в себя несколько ответвлений, которые выходят из него, а именно: Хесед, Гвура, Нецах, hод и Йесод, которые включены в Тиферет».

Тиферет соединяет качество благодеяния и качество суда, которые сливаются в нем и вместе образуют качество милосердия. То есть Тиферет является средним путем между всеми остальными сфирами и силами. А атрибут Бина является матерью, которая порождает атрибут Тиферет и дает ему и всем остальным атрибутам, в него включенным, жизненную силу.

Таким образом, когда человек помогает женщине при родах, он должен помнить, что это соответствует тому, как атрибут Бина порождает атрибут Тиферет.

Затруднения во время родов

Написано в Мишне (Шаббат, 2:6): из-за этих трех грехов женщины умирают при родах: из-за того, что неосторожны в <исполнении законов> нида, в отделении халы и в зажигании <субботней> свечи». Роды – это время особой опасности. Тот, кто помогает роженице преодолеть тяжелую ситуацию, в которой она находится, тем самым пробуждает поток милосердия в высших Сферах.

тиферет родится в сторону строгости

Когда женщина испытывает трудности при родах, это говорит о том, что качествоТиферет склоняется в сторону качества Гвура (суда, строгости). Когда Тиферетрождается таким образом, оно проявляет качества строгости и суда, скрытые в его матери, сфире Бина. Это означает, что управление миром носит характер строгого суда, и любое прегрешение, совершаемое людьми, вызывает справедливое, но порой тяжкое наказание.

если роды будут тяжелыми, нужно исправить все, что только можно, чтобы рождениетиферет было в правую сторону

Оказывая помощь роженице, человек влияет на высшие миры и добивается того, что качество Тиферет, управляющее миром, при появлении из качества Бина склоняется в сторону благодеяния. Это означает, что оно будет изливать в мир поток благословления и радости.

чтобы новорожденный вышел безо всякого изъяна

И этому соответствует появление атрибута Тиферет из атрибута Бина. И если благодаря его действиям новорожденный появился на свет безо всякого изъяна, то в высших мирах это соответствует рождению атрибута Тиферет, который проявляет обилие милосердия.

«вынеси судебное решение о нас в пользу света, о Святой»

Это молитва, которая произносится в судный день Рош а-Шана. Мы просим, чтобы Всевышний судил нас милостливо.

тиферет – решение

Написано в книге «Шаарей Ора»: «известно, что мишпат («правление», «решение») состоит из качества суда (דין) и качества милосердия (רחמים). Ибо мишпат соответствует праотцу Яакову, средней линии, пролегающей между двумя шатрами, Авраамом и Ицхаком. Авраам соответствует качеству благодеяния, а Ицхак соответствует качеству бескомпромиссного суда. А мишпат соответствует Яакову, который черпает из качества благодеяния со стороны Авраама и от качества бескомпромиссного суда со стороны Ицхака».

Управление качества мишпат представляет собой баланс двух крайностей: качество безвозмездного благодеяния, присущее Аврааму, и качество бескомпромиссного суда, присущее Ицхаку. Эти два качества полярны друг другу. С одной стороны находится совершенно безвозмездное благодеяние, которое воздает вне всякой зависимости от деяний и заслуг получателя; с другой стороны – суд, основанный на бескомпромиссной справедливости, который дает и берет, награждает и наказывает каждого точно по его заслугам. Качество милосердия, которое находится между этими двумя качествами и объединяет их – это и есть управление миром, которое характеризуется словом «мишпат».

чтобы решение склонилось в сторону света, который соответствует правой стороне

«Правая сторона» – это сторона благодеяния. Слово «свет» тоже говорит о благодеянии. Просьба, которая высказывается в этой молитве: пусть мишпат, решение об управлении в ближайший год, которое выносится в отношении этого мира, склонится в правую сторону – в сторону благодеяния и милосердия. Это означает, что по отношению к грешникам будет проявлено терпение, которое предоставит им время и возможность отказаться от греха и вернуться к Всевышнему.

Но когда человек на практике делает добро, когда он помогает роженице, тогда высший свет благодеяния и милосердия сияет из сфиры Бина и освещает качество мишпат. И тогда раскрывается проявление Всевышнего, при котором Он полностью прощает грех. И это соответствует новорожденному, который рождается безо всякого изъяна. И в праздник Рош а-Шана произносится молитва: «вынеси решение о нас в пользу света, о Грозный, Святой» – просьба, чтобы Всевышний проявил милосердие по отношению к миру.

отделен от строгости

Когда качество мишпат (правление) склоняется в сторону строгого и бескомпромиссного суда, то в мир спускаются наказания (имеющие форму болезней, несчастий и катастроф). Когда качество мишпат склоняется в сторону благодеяния, то Всевышний судит мир милосердно и благосклонно.

Автор книги «Шаарей Ора» описывает суд Всевышнего, отделенный от строгости:«когда сыны Израиля не могут вынести наказание, которое им полагается по закону, имена Всевышнего הוי״ה и צבקות поднимаются, чтобы вызвать милосердие и жалость в высших сферах и облегчить страдания Израиля. И тогда суд отдается в руки качества קל, качества благодеяния, и оно поступает с Израилем милосердно и уменьшает несчастья и наказания. И хотя сыны Израиля этого не заслуживают, оно делает это как проявление безвозмездной доброты…»

И это включает в себя необходимость иметь намерение сделать добро своими делами, связать его [новорожденного – качество Тиферет] с качеством доброты (Хесед) и вывести их из атрибута Бина в сторону доброты. И тогда младенец выйдет полным жизни и белым. И это правило содержит в себе почти все запреты Торы, чтобы качество суда не возбудило там устрожение правосудия, ибо в таком случае возникнут затруднения при родах, не дай Б-г.

намерение сделать добро

Когда человек делает добро новорожденному, то тем самым пробуждает в высших мирах влияния атрибута Бина, именуемого «матерью». И этот атрибут проливает свет высшего благодеяния на «рожденного» – на качество мишпат. «И тогда младенец выходит полным жизни и белым». Белый цвет говорит о качестве благодеяния, которое сияет в мире благодаря добру, которое было сделано в отношении новорожденного.

вывести их из атрибута Бина в сторону доброты

Когда высший свет атрибута Бина освещает атрибут Тиферет, который называется «мишпат», то это качество судит весь мир с великим милосердием и благосклонностью.

младенец выйдет полным жизни и белым

В трактате Нида (31а) написано: «в последние три месяца беременности интимные отношения хороши для женщины и хороши для зародыша, ибо благодаря им зародыш становится белым и здоровым.»

Рамхаль в книге «Даат Твунот» (пункт 140) объясняет, что соединение двух первопричин не только порождает новую сущность, но и приводит уже существующее к совершенству: «Несмотря на то, что достижение совершенства есть некое добавление к сущности самой вещи (ведь вещь могла бы существовать и будучи несовершенной), однако и то, и другое, т. е. и существование вещи, и восполнение ее восходят к одному источнику. Ведь причина возникновения сущности также восполняет ее до совершенства и поддерживает ее существование. И достижение совершенства, следственно, возможно только как результат завершения процесса рождения, совершаемого источником.»

В книге «Пардес Римоним» (Врата сущности управления, 17) автор объясняет: «мир Ацилут существует благодаря отцу и матери (благодаря соединению атрибута Хохма и атрибута Бина). Соединение между мужем и женой может привести к одному из двух результатов: порождение новой жизни и взращивание плода таким образом, чтобы младенец вышел на свет здоровым и полным жизни. И таково же соединение атрибута Хохма и атрибута Бина – оно предназначено не для того, чтобы создавать новые сущности, а чтобы сделать существующие реалии более «здоровыми», для того, чтобы придать им стабильность».

Тот, кто помогает при родах, тем самым вызывает управление миром, характеризующееся безграничным добром. И если народ Израиля не может выдержать полагающийся ему по справедливости приговор, Всевышний поступает с ним милостиво; атрибуты Хохма и Бина сияют в мире и поддерживают его благодаря Высшему Милосердию, которое называется «Высшая Белизна» – ибо белый цвет является признаком благодеяния. Слова: «младенец выйдет полным жизни и белым» означают, что нижние миры будут «обелены» благодеянием, которое будет проявлено по отношению к ним. [Таким образом, поступок одного человека поддерживает весь мир и является благодеянием по отношению ко всем людям и созданиям, а также по отношению к Творцу, Который в своей великой милости желает дать миру наибольшее благо.]

это правило содержит в себе почти все запреты Торы

Тот, кто трепетно относится ко всем запретам Торы, тем самым помогает склонить рождение атрибута Тиферет к благодеянию и отдалить его от строгости.

запреты Торы

Запреты Торы существуют для того, чтобы обуздать дурное начало. Тот, кто возбуждает свое дурное начало и совершает грех, тем самым пробуждает качество строгости. И это качество влияет на мишпат, на решение, которое выносится в отношении этого мира, таким образом, что в него приходят трагедии и несчастья в наказание за совершенные людьми грехи.

возникнут затруднения при родах

При появлении из атрибута Бина атрибута Тиферет в нем будет действовать качество суда, одна из его составляющих.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания к книге «Томер Двора» основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Цитаты из книг Рамхаля «Месилат Йешарим» и «Даат Твунот» любезно предоставлены равом Лейбом Саврасовым. Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=13295