Ховот а-Левавот — 19 — Врата любви к Творцу — Самопожертвование

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1267
Самопожертвование

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

На вопрос о том, способен ли человек достичь любви к Б-гу, я отвечу следующее. [Прежде всего], существуют три вида ее [соответственно силе этой любви]. Первый вид:такая любовь, что любящий с легкостью идет ради нее на имущественный ущерб, но не на телесный ущерб и не на смерть. Второй вид: такая, что любящий готов в какой-то мере пожертвовать своим телом, а также имуществом, но надеется при этом остаться в живых. Третий вид: такая, что любящий готов пожертвовать ради нее и имуществом, и телом, и жизнью.

И мы [знаем из Торы], что наш праотец Авраам, мир ему, доказал свою любовь к Б-гу, жертвуя и тем, и другим, и третьим. [Он жертвовал] своим имуществом, когда тратил его на проходящих путников, чтобы рассказывать им о Творце; и он сказал царю Сдома: «Поднимаю руку мою в клятве Г-споду, Б-гу Всевышнему… Что от нитки до шнурка обувного – не возьму ничего твоего» (Берешит, 14:22 – 23). [Племянник Авраама Лот жил в Сдоме. Когда враги царя Сдома захватили город и пленили Лота, Авраам вступил в войну ради него и с Б-жественной помощью разбил врагов, но отказался от награды, предложенной царем Сдома, – потому, что тот был очень грешен, как и весь город, вскоре уничтоженный из-за этого Б-гом. Таким образом, Авраам потерял имущество, которое мог бы приобрести и которое полагалось ему по закону, – и сделал это из любви к Б-гу, чтобы не допустить осквернение Его имени, которое произошло бы, если бы Авраам, как это казалось бы людям со стороны, принял подарки у такого грешного царя, как сказано (там далее): «Чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама».] И все это – доказательство щедрости Авраама и того, что имущество мало значило для него. И также [Авраам жертвовал] своим телом – когда он исполнил [полученную от Б-га] заповедь обрезания без всякой задержки, с радостью сделав его себе самому и прочим [своим домочадцам мужского пола]. А готовность отдать свою душу из любви к Б-гу он доказал, исполнив заповедь жертвоприношения Ицхака, явив расторопность и усердие; и это указывает на его чистую любовь к Б-гу и на верность его сердца в служении Ему.

И это – высшая из всех ступеней любви к Б-гу. Подобная любовь возможна не для каждого, ибо выходит за пределы того, что возможно для существа из плоти и крови, поскольку подобное противоречит природе человека. И если обнаруживается такая [высшая любовь] у отдельных, очень немногих людей, то лишь благодаря тому, что Б-г укрепляет их и помогает, чтобы не одолело их дурное побуждение, – в награду за их усердие в служении Ему и исполнение заповедей Его Торы с верной, чистой душой и от всего сердца, как это было с пророками Б-га и избранными [праведниками]. И не всякое творение из плоти и крови в состоянии вынести [бремя] подобной любви к Творцу – из-за того, что природа и дурное побуждение сопротивляются этому. Однако две первые ступени любви находятся в пределах возможного для большинства обладающих даром речи <…>.

И доказательство того, что любовь на двух этих ступенях [пусть они и далеки от третьей, высшей] является совершенной любовью к Б-гу, – это слова Сатана: «Разве даром боится Иов Б-га? Ведь Ты оградил его, и дом его, и все, что есть у него, со всех сторон [во все свои дни не ведал он ущерба и недостатка ни в чем]… Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, – не проклянет [в оригинале употреблено слово евархека– «благословит», – из почтения перед Всевышним, но подразумевается обратное – «проклянет»] ли он Тебя пред лицом Твоим?» (Иов, 1:9-11). Другими словами, он [Иов] словно торгует перед Тобой любовью к Тебе и боязнью Тебя, взяв за них цену: почет в этом мире и богатства его! Но лишь отними у него то, что Ты даровал ему из благ этого мира, – останется ли он перед Тобой таким, каким был прежде – верным в любви своей к Тебе? Отвечает [Сатану] Творец: «Вот, все, что есть у него, – в твоей руке» (Иов, 1:12). И тот сделал все, о чем рассказано [в книге], с имуществом его и детьми, – но Иов не изменил своего отношения к Б-гу, ни наружно, ни внутренне, и остался верным любви своей к Б-гу, сказав: «Нагим вышел я из чрева моей матери и нагим вернусь туда; Г-сподь дал – Г-сподь взял; да будет имя Г-спода благословенно» (там, 1:21).

И сказал Творец Сатану: «Обратил ли ты свое внимание на раба моего Иова; ведь нет подобного ему на земле! Человек он совершенный и праведный; боится Б-га и отстраняется от зла» (там, 2:3). И сказал [Сатан]: «Кожу за кожу и все, что есть у человека, отдаст он за душу свою; однако протяни лишь руку свою и задень его самого и плоть его, – разве не проклянет он Тебя перед лицом Твоим?» (там, 2:4-5).

[«Кожу за кожу» означает: человек готов пожертвовать одним органом ради другого; если его голове угрожает меч, прикрывает ее руками (Раши). И тем более готов пожертвовать имуществом, если может взамен сохранить свою жизнь (Мецудат Давид). Но все это, как утверждает Сатан, еще не свидетельствует о любви Иова к Б-гу.

Если поразишь его телесными страданиями, которые тяжелее, чем потеря детей и богатства (Мецудат Давид), и он потеряет надежду на излечение, – тогда ему нечем будет утешиться и нечего уже бояться, и он проклянет Тебя за то, что Ты обрек его на все это (Мальбим). Другими словами, Сатан утверждает, что, когда Иову не на что будет надеяться и нечего бояться, и одна лишь любовь к Б-гу, если бы она была у него, могла бы удержать его от того, чтобы проклинать Б-га, – только в такой ситуации можно проверить, есть ли у Иова подобная любовь.]

Другими словами [говорит Сатан], многие люди готовы пожертвовать своим имуществом, женами и детьми, чтобы сохранить свое тело; но невозможно с полной уверенностью судить о любви [Иова] к Тебе, не испытав его, – не увидев, как он будет переносить страдания тела и плоти своей, – такие, что станет ему невмоготу. И сказал [Сатану] Творец: «Вот он в руке твоей, только душу его береги» (там, 2:6). И [Сатан] исполнил то, о чем говорил, и испытал [Иова] телесными страданиями; Иов же терпел и не переменил своей веры и доброго расположения своего сердца к Б-гу, как это следует из его слов жене: «Как одна из негодных говоришь ты! Добро принимать будем от Б-га, – а зла не примем?» (там, 2:10).

Его верная любовь к Б-гу и чистота сердца видны тому, кто сомневается в этих его качествах, из того, как он терпел, из готовности к потере имущества и телесным страданиям, из того, что он не жаловался на несправедливость Б-жественного суда и отвечал друзьям своим: «Вот, убивать [Он] будет меня – на Него уповать буду» (Иов, 13:15). И Творец одобрил его в этом и не хвалил его друзей, когда они поучали его, как сказано: «И сказал Г-сподь Элифазу Тэйманитянину: воспылал гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих, ибо вы не говорили обо Мне так же истинно, как раб Мой Иов» (Иов, 42:7). И ты видишь, что Творец представил Иова вместе с двумя другими праведниками в качестве примера, как сказано: «Ноах, Даниэль и Иов праведностью своей спасут души свои» (Йехезкель, 14:14). И после [всех испытаний] Г-сподь возвратил Иову то, что было у него раньше, как сказано: «И Г-сподь возвратил Иову то, что было у него» (Иов, 42:10).

И так же, как думал и поступал Иов, думали и поступали все благочестивые люди прежних поколений в час испытаний: Даниэль [брошенный] в яму с львами, его товарищи [Ханания, Мишаэль и Азария, брошенные] в огненную печь, десять мудрецов, замученных римлянами, и другие, поступавшие подобно им. О необходимости достижения этой ступени предупреждает пророк Моше, сказавший: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем достоянием своим» (Дварим, 6:5).

И если человек постоянен [в своих усилиях достичь] той любви ради награды или из страха [перед наказанием], в этом мире или в мире грядущем, то, поскольку исполнение заповеди этой любви – в пределах возможного для большинства людей, [в заслугу] того постоянства Творец укрепит [человека] и поможет ему обрести эту верную любовь, [проистекающую из осознания] величия и превознесенности Творца благословенного, – любовь, которая выше возможностей существа из плоти и крови, как сказано: «Любящих Меня любить Я буду, и ищущие Меня – Меня найдут» (Мишлей, 8:17), и также сказано: «А грешащий против Меня грабит душу свою» (там, 8:36).

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

Вещей, причиняющих ущерб любви к Б-гу, чрезвычайно много. Среди них – то, что человек не делает подготовительные шаги, из которых нарождается любовь к Творцу превознесенному, и также вещи, которые вредят этим подготовительным шагам, о которых уже шла речь, и нет нужды говорить об этом снова, чтобы не удлинять излагаемое здесь. Среди них также ненависть к тем, кого любит Творец, и любовь к тем, кого Он ненавидит <…>.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

Признаки того, что человек любит Б-га, состоят в следующем.

Человек отказывается от всего, что отвлекает его от служения Творцу благословенному, из числа вещей разрешенных [Торой].

И еще: выражение лица человека указывает на страх и трепет перед Творцом, как сказано: «Чтобы страх перед Ним был на лицах ваших, дабы вы не грешили» (Шмот, 20:20).

Этот страх имеет две разновидности. Первая – страх перед наказаниями и испытаниями, посылаемыми Им; причина его – страдания и муки, которые ждут [грешника]; но если бы он был уверен, что они не постигнут его, не боялся бы Г-спода, и о таких [людях] сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Из опасения, что будут служить из страха» (Мегила, 25б). [В указанном месте Гемары излагаются законы публичного чтения Торы в синагоге. Говорится о том, что места Торы с предостережениями и описанием наказаний тоже читаются и переводятся (на арамейский язык, как это делалось, вероятно, еще со времен вавилонского изгнания, чтобы все присутствующие понимали читаемое), – как и все остальные. Спрашивает Гемара: но ведь это ясно (другими словами: какая могла бы быть причина, чтобы не читать эти места?) И отвечает: можно было бы подумать, что указанные места читать и переводить не нужно из опасения, что люди будут служить Б-гу только из страха.] Такие люди не стоят на должной ступени трепета перед Б-гом, и от этого предостерегали наши мудрецы: «Не будьте подобны рабам, которые служат господину ради того, чтобы получить вознаграждение, но будьте подобны рабам, которые служат господину не ради того, чтобы получить вознаграждение; и пусть будет у вас трепет перед Небесами» [но не из любви к Нему, и в этом они подобны тем, которые служат только из страха перед наказанием] (Пиркей Авот, 1:3).

Сказал один из благочестивых людей: «Я стыжусь перед Б-гом: вдруг я буду служить Ему из-за награды и наказания, таким образом уподобляясь плохому рабу, – такому, что если он боится [наказания] и ждет награду, то он делает то, чего требует от него господин, а если нет – то не делает; я же буду служить Б-гу потому, что Он достоин того».

Вторая [разновидность страха] – это трепет перед славой Его, превознесенностью и могуществом Его, – трепет, который не отступает от человека и не оставляет его во все дни его жизни. Это – высшая из всех ступеней страха перед Б-гом, упоминаемая в книгах на эту тему, и это – преддверие чистой любви и мучительного влечения [к предмету любви]. И тот, кто достиг этой ступени страха, не испугается ничего и не убоится никого, кроме Творца, как рассказывал один праведник о некоем Б-гобоязненном человеке, которого он застал однажды спящим в пустынном месте и спросил его: разве ты не боишься льва, что спишь здесь? Тот ответил: я стыжусь перед Б-гом, чтобы Он не увидел меня боящимся кого-то другого, помимо Него.

Следующий признак [любви человека к Б-гу]: человеку безразлично, хвалят ли его люди или осуждают, [когда он исполняет] волю Творца благословенного, призывая людей делать добро и отдаляться от зла.

Следующий признак: готовность пожертвовать душой своей, и телом, и имуществом, и детьми, чтобы исполнить волю Б-га благословенного, как сказано: «Ибо ради Тебя нас убивают весь день [всегда]» (Теилим, 44:23).

Следующий признак: человек постоянно упоминает имя Б-га в речах своих, восхваляя, благодаря и прославляя Его, как сказано: «Язык мой возвещать будет справедливость Твою» (Теилим, 35:28), и также сказано: «Наполнятся уста прославлением Тебя» (Теилим, 71:8). И не упомянет имени Творца ни [в клятве] напрасной или ложной, ни в проклятии.

Напрасная клятва – та, которую человек приносит понапрасну, без нужды и необходимости, когда его не обязывает к тому суд Торы; ложная клятва – такая, которую человека обязывают принести согласно закону при разбирательстве дела [в суде, и он при этом лжет].

Человек обязан остерегаться всего, что может привести его к необходимости клясться именем Творца благословенного, даже с целью установить истину и разоблачить ложь, тем более – с целью подтвердить ложь и отвергнуть истину. Остерегаться ради чести Творца, как сказано: «[Тот, у кого] руки чисты и непорочно сердце; кто не приносил напрасной клятвы именем Моим и не клянется лукаво» (Теилим, 24:4), и также сказано: «Если не будешь… бояться этого почитаемого и страшного имени Г-спода, Б-га твоего. То обрушит Г-сподь удары ужасные на тебя» (Дварим, 28:58 – 59), и также сказано: «И засияет вам, боящимся имени Моего, солнце праведных, и исцеление – на крыльях его» (Малахи, 3:20). И сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «[Это сказано] о людях, которые боятся произнести имя Б-га напрасно» [в ответ на вопрос, заданный в Гемаре: о ком сказано в Писании: «И засияет вам, боящимся имени Моего и т. д.»] (Недарим, 8б).

Упомянутые выше проклятия – те проклятия, ругань и поношения, в которых упоминается имя Б-га, и это – огромное бесчестие для человека веры [произносящего их]. Простолюдины позволяют себе подобные вещи до такой степени, что опустились уже в том до самого дна; они желают таким путем сделать острее и крепче свою ругань, усилить и изукрасить поношения, как сказано: «Забава глупца – деяние гнусное» (Мишлей, 10:23), и еще сказано: «И все уста сквернословят» (Йешаяу, 9:16), и еще сказано: «Отборное серебро – язык праведника» (Мишлей, 10:20).

Следующий признак: что бы человек ни собирался сделать, он, сообщая об этом другому, ставит условие, говоря: «Если захочет того Б-г», даже если это дело относится к самому близкому будущему. Он поступает так по двум причинам: во-первых, из страха, что скоро умрет и не успеет завершить задуманного, а во-вторых – из-за того, что не знает, каково Б-жественное решение по поводу задуманного им, сумеет ли он исполнить его.

Следующий признак: человек наставляет и обучает всех людей служению Б-гу, как в вещах легких, так и в тяжелых, сообразуясь со временем, местом, с тем, с какого рода людьми он имеет дело, с их духовным уровнем, – от больших [в Торе] до простых людей с улицы, как сказал мудрец [Шломо]: «Услышит разумный – умножит знание, и понятливый обретет изощренность мысли» (Мишлей, 1:5), и еще он сказал: «Дать простодушным сообразительность, юноше – знание и разумение» (там, 1:4).

И тебе, брат мой, следует знать, что даже если человек достигнет всех вершин в исправлении своей души перед Б-гом благословенным и приблизится к пророкам в отношении добрых качеств, похвальных обычаев, рвения в служении Творцу и чистой любви к Нему, – тем не менее, его заслуги не сравнятся с заслугами того, кто наставляет людей на добрый путь и исправляет злодеев, чтобы они служили Творцу, ибо заслуги последнего умножаются за счет заслуг [исправленных им] людей во все дни и все времена.

В качестве примера приведем здесь историю о двух торговцах, которые прибыли в город. Один из них заработал на том единственном товаре, который был у него, вдесятеро против того, что у него было вначале, и все это было сто зуз. А второй заработал лишь столько же, сколько у него было вначале; у него было много видов товара, и пришли в руки его десять тысяч зуз. И была прибыль первого торговца, заработавшего многократно, девяносто зуз и десять одиннадцатых долей зузы, а прибыль второго торговца составила пять тысяч зуз, при немногократном выигрыше.

Подобным же образом, брат мой, у того, кто исправляет только самого себя, заслуга будет невелика [то, что у первого торговца был только один вид товара, соответствует тому, что человек исправляет только свою душу; посвящая одному себе все силы, он достигает большого совершенства, и это соответствует многократной прибыли первого торговца]; но у того, кто исправляет и себя [ясно, что тот, кто не исправляет самого себя, неизбежно погрязает в грехе и невежестве; также то, что он с лучшими намерениями делает для других, далеко от совершенства и зачастую не достигает цели], и многих других, заслуга приумножается соответственно заслугам всех, кого он исправил, [наставив на путь служения] Б-гу, как сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Всякий, кто помогает многим людям обрести заслуги, будет огражден от греха» (Пиркей авот, 5:18), и далее там сказано: «Моше сам приобрел заслуги и помог многим другим обрести их, и потому заслуги многих засчитываются [также] и ему, как сказано (Дварим, 33:21): “Благое дело, [угодное] Г-споду, свершал и [обучал] Израиль Его законам”». И сказал мудрец: «Порицающим [ближнего для исправления его] благоволение явлено будет, и придет на них доброе благословение» (Мишлей, 24:25), и также сказано: «Тора истинная была в устах его… и многих отвратил от греха» [здесь имеются в виду Аарон, его сын Элазар и Пинхас (Раши)] (Малахи, 2:6); и еще сказано: «Наставляющие многих [на пути] справедливости – как звезды вовеки пребудут» (Даниэль, 12:3).

И потому повелел Творец упрекать и наставлять тех, кто не исполняет своих обязанностей перед Ним, как сказано: «Упрекай и увещевай ближнего своего» (Ваикра, 19:17). Сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «До чего может доходить увещевание [каковы крайние средства его]? Рав сказал: проклятия; Шмуэль сказал: битье» (Арахин, 16б). И еще сказано: «Увещевающий человека – впоследствии мил ему будет» [будет мил тому, кого он спас от греха] (Мишлей, 28:23).

Следующий признак: человек испытывает радость и ликование [при мысли] о своих заслугах, но не из-за гордыни или желания хвастать ими. С другой стороны, он чувствует скорбь и горе из-за своих грехов, возвращаясь к Б-гу и раскаиваясь в них, как сказал об этом Давид: «Потоки воды [слез] изливают глаза мои из-за того, что не хранили Тору Твою» (Теилим, 119:136).

Следующий признак: человек предает себя молитве ночью и постится днем, если он в состоянии делать это. Ведь ночная молитва яснее, чем молитва в дневное время, по нескольким причинам. Одна из них в том, что ночью человек свободнее, чем днем; другая – в том, что страсть к еде и питью ночью меньше, чем днем. Еще одна причина – в прекращении общения с другими людьми, – таких его видов, как визит приятеля, разговор с другом, требование заимодавца о возвращении долга. Другая причина – в том, что ночью чувства человека отдыхают от многочисленных [дневных] впечатлений, ибо ночью он не видит того, что может отвлечь его, и не слышит того, что может прервать [его занятия]. Еще причина – в том, что [ночью] он спасается от лести [других людей в его адрес] и отдаляется от нее, поскольку находится в обществе немногих людей, тогда как днем он, возможно, не имеет возможности уединиться. И еще одна причина – в том, что он может полностью сосредоточиться на мысли о Б-ге и [как бы] уединиться с Ним в тот час, когда каждый любящий уединяется с тем, кого он любит, и каждый страстно жаждущий – с предметом своего желания, как сказано: «Душа моя Тебя жаждет ночами» (Йешаяу, 26:9), и также сказано: «На ложе моем ночами искала я того, кого любит душа моя» (Шир а-Ширим, 3:1).

Ночная молитва очень часто упоминается в святых книгах. Вот что сказал Давид, мир ему: «Вспоминал я ночью имя Твое, Г-споди» (Теилим, 119:55), и также сказал: «В полночь я встаю благодарить Тебя» (там, 119:62), и также сказал: «Рано, [еще] ночью, [к Тебе] я возопил» (там, 119:147), и еще сказал: «Опережали глаза мои [ночную] стражу» [ночь делится на три части – стражи; Давид поднимался с постели в конце первой трети ночи и занимался Торой (Раши)] (там, 119:148), и еще сказал: «Время моей молитвы к Тебе – ночь» (там, 88:2). И также сказано: «Вставай, взывай в ночи» (Эйха, 2:19).

<…>

Но главное, брат мой, – это чистота твоей души и устремленность сердца во время этой молитвы, и чтобы произносилась она неспешно, как и все, что читается до и после нее. И чтобы язык твой не опережал при этом сердца, ибо лучше сказать небольшую часть ее, но с сердцем, чем торопливо проговорить большую часть, когда в сердце нет ее. Сказал один из благочестивых людей: не произносите пустых восхвалений, – тех, в которых нет сердца, – но только такие, в которых оно есть, как сказал Давид, мир ему: «Всем сердцем своим я искал Тебя; не дай мне ошибиться [в исполнении] заповедей Твоих» (Теилим, 119:10), и еще он сказал: «Сердце мое и плоть моя петь будут Б-гу живому» (там, 84:3).

Следующий признак: человек ликует и радуется [приближению] к Б-гу превознесенному и познанию Его; душа его стремится исполнять волю Его; его делает счастливым любовь к Нему; он пребывает в единении с Торой Его и милостив к боящимся Его, как сказано: «Друг я всем боящимся Тебя» (Теилим, 119:63), и также сказано: «Пусть веселятся и радуются Тебе все ищущие Тебя» (там, 40:17), и также сказано: «На путях заповедей Твоих радовался я» (там, 119:14), и еще сказано: «Наследие мое – заповеди Твои, навеки, ибо они – радость сердца моего» (там, 119:111), и еще сказано: «А я Г-споду радоваться буду, ликовать буду с Б-гом спасения моего» (Хавакук, 3:18).

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=23828