Пинхас — «И принесите жертву всесожжения» — самопожертвование

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

572
вернуть храм

«Первого числа седьмого месяца… принесите жертву всесожжения, ради благоухания, приятного Всевышнему» (Бамидбар, 29:1-2).

Пишет «Мишна Брура» в комментарии к своду еврейских законов «Шульхан Арух» (§ 581, п. 6): «Еще одно объяснение того, что установили четыре дня (для чтения стихов в которых мы просим прощения у Всевышнего — слихот перед еврейским новым годом – Рош а-Шана, в этот день Всевышний судит наш мир) мы находим в законах о жертвоприношениях. За четыре дня до принесения жертвы следует убедиться, что у животного нет изъяна. В недельной главе Пинхас, в каждом месте, где упоминается жертвоприношение животных, написано: «принесите жертву всесожжения», а о жертве, приносимой в Рош а-Шана, сказано (букв.) «сделайте жертву всесожжения». Это учит нас, что в Рош а-Шана человек должен почувствовать, будто он приносит в жертву самого себя. Мудрецы выделили четыре дня для того, чтобы у нас было время вспомнить все грехи и раскаяться в них».

Из сказанного выше мы учим, что Рош а-Шана несет в себе идею жертвоприношения.

Каждый еврей должен принести себя в жертву всесожжения, а именно – пожертвовать ради Всевышнего своими интересами и желаниями. Причем здесь не идет речь о мирной жертве, большую часть которой съедают хозяева. Жертва всесожжения полностью предназначена Всевышнему. Это символизирует нашу обязанность с любовью жертвовать всем ради служения Ему.

Проблема только в том, что понятие «самопожертвование» стало у нас слишком уж распространенным. В наше время любая незначительная вещь называется «самопожертвованием». Давайте попробуем понять, что такое настоящее самопожертвование, и как это проявляется в нашей повседневной жизни.

Самопожертвование – это изменение образа жизни

Каждый из нас старается выполнять заповеди, однако, выполнение заповедей и подход к ним устанавливаются в соответствии с атмосферой и окружением, в котором мы находимся.

В совсем недавнем прошлом жили праведники и мудрецы Торы, у которых не существовало понятия «идти спать». Они просто учились и учились, пока не падали с ног от усталости и засыпали. В наше время усердным учеником в ешиве называется тот, кто после одиннадцати вечера добавляет еще час учебы. А о раве Исраэле Салантере рассказывали, что у него не существовало понятия сна. Он просто учился и учился, пока не падал без сил.

Если мы спросим усердного ученика нашего времени, почему он не учится, как рав Исраэль Салантер, он вообще не поймет вопроса: «Я ведь не рав Исраэль Салантер! У меня другой образ жизни».

То же самое, если мы спросим работающего человека, который возвращается домой в девять вечера после часового урока Торы, почему он не учится еще час, он ответит: «Ну, я же не аврех!»

У каждого есть свое определение и понимание, что такое усердная учеба. Подобно этому, у каждого еврея есть свое определение, что такое злословие, как преодолевают страсти, и как должен выглядеть Шаббат. Каждый устанавливает это в соответствии со своим образом жизни.

Чтобы ярче продемонстрировать эту мысль, расскажу вам историю. Как-то раз у главы ешивы «Бриск», раввина Йоше Бера Соловейчика, гостил один американский еврей. В разговоре о своей семье он выразился так: «У нас нет никаких излишеств, только необходимые вещи». Услышав это, рав Йоше Бер сказал: «Знаете, раньше в России в маленьких местечках не было хейдеров для мальчиков, и богатые люди нанимали учителя, который обучал их детей. Однажды, у одного из богачей был устроен дома праздник по какому-то поводу. Блюда там подавали, как в царском дворце. В конце трапезы подали какой-то необыкновенный компот. Десерт по тем понятиям. Учитель подошел к сыну хозяина, Янкеле, и сказал ему: «Помнишь, что мы учили о преодолении своих страстей? Сейчас самое время постараться сделать это на практике!» Янкеле ответил: «Конечно, рав, я все помню. Но это блюдо – просто необходимо! Когда подадут следующее, вот тогда я буду себя преодолевать…» Так и мы, — продолжил рав Йоше Бер, — все согласны, что первое блюдо – необходимо, а второе – это уже излишество. Весь спор только в том, где заканчивается первое блюдо, и начинается второе».

Когда еврея спрашивают, почему он не живет на том духовном уровне, на каком жили наши великие учителя рабби Акива Эйгер или Хатам Софер, он отвечает: «Я не могу отказаться от вещей, которые мне необходимы, это мое «первое блюдо», это мой образ жизни». Весь вопрос в том, где у человека проходит граница между «первым блюдом» и «вторым».

Подвинуть эту границу требует настоящего самопожертвования!

Примеры «самопожертвования»

Приведем здесь несколько примеров.

Первый из них – злоязычие. Это одна из самых наших больших проблем. Каждый из нас порой говорит запрещенные вещи, и в это понятие включаются также разговоры в гневе и обиде.

Каков источник этой сильнейшей тяги к злословию?

Суть этого такова: мир, созданный Всевышним, состоит из четырех частей – неживая природа, растения, животные и люди. Человек в данном случае называется «медабер» — говорящий. Именно способность говорить определяет человека, как разумного по сравнению с животными. Если он недостаточно говорит и критикует других, или, когда кто-то задевает его он молчит и не отвечает тем же – человек ощущает, что его форма «говорящего» несовершенна, он чувствует себя животным. Ведь с помощью речи проявляется человеческий разум. В этом и заключается душевная потребность злословить…

Поэтому, когда от человека требуют прекратить злословить, он чувствует, как будто его попросили умереть – выглядеть в глазах всех окружающих, как человек без разума! И ведь речь идет не о том, чтобы сдерживаться полчаса, а потом «выпустить пар». Это тоже непростая работа, но это не самопожертвование.

Самопожертвование означает, что в одной точке, даже самой маленькой, у человека произойдет существенное изменение во всем его образе жизни. Это значит стать в глазах других менее «интеллигентным», менее «умным». Такое изменение для человека на самом деле подобно смерти!

Получается, что на самом деле самопожертвование – это жертва всесожжения! Даже если этим действием человек не раскаялся во всех своих грехах, но пожертвовал «кусочком» своей жизни, он удостаивается “Тшувы” (самоисправления), которое достигает Трона Славы Творца!

Приведем еще один пример: есть люди, для которых не слушать новости – это почти опасность для жизни! Им просто необходимо знать, что происходит в мире. Может, не всем это понятно, но тот, у кого этот вид дурного начала работает – для него не слушать и не читать новости — это просто опасно для здоровья! Если человек не узнает все последние события, он ощущает, что просто живет в курятнике! А это противоречит человеческой природе.

Действительно, и в прошлых поколениях евреи жили событиями этого мира, но они жили в другом мире – мире Торы. Один день они говорили с Абайе и Рабой, другой день – с рабби Акивой и т.д. Они жили со Всевышним. Мы говорим здесь не об одной заповедью больше или меньше, а о целом образе жизни.

Еврею в нашем поколении, чтобы удостоиться достигнуть такого уровня, нужно существенно изменить весь свой образ жизни: перестать интересоваться тем, что происходит в мире. Пройти мимо почтового ящика и не протянуть руку за газетой. Даже не взглянуть мельком на заголовки. Прийти в бейт-мидраш, как невежда, который не знает, что творится в мире, и там встретиться только с Одним – Г-сподом, Б-гом Израиля.

Когда человек исправляет такую вещь, конечно же, он еще не сделал тшуву, не исправил все свои грехи и не стал абсолютным праведником. Однако, если в этой точке человек произвел существенное изменение, от которого сжималось сердце – это настоящее искупление!

Еще один пример, широко распространенный – святая Суббота. Свод еврейских законов «Шульхан Арух» (§307 п.1) постановляет, что «речь в Субботу должна быть не такой, как в будни. Поэтому нельзя говорить «завтра я сделаю то-то и то-то», или «завтра куплю такую-то вещь», а также нельзя приумножать будничные разговоры». То есть то, что мы называем «бессмысленной болтовней», в Субботу запрещено. Что же тогда остается делать в течение всего дня? Суббота происходит от слова швита, остановка, прекращение деятельности. Нужно просто остановиться и двадцать четыре часа побыть с Всевышним!

Для светского человека соблюдать Субботу – это настоящее самопожертвование, поскольку ему очень трудно отключиться от своего телефона, радио и машины. Он чувствует себя, как в тюрьме. Точно так же и нам порой очень трудно воздерживаться от будничных разговоров в Субботу.

Подобное изменение требует от человека самопожертвования. В этом и заключается его работа в Рош а-Шана и в остальное время года – «сделайте жертву всесожжения» — проявите самопожертвование ради славы Небес!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89535