Ховот а-Левавот. Врата посвящения — Осторожность в делах и в мыслях

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1370

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ (продолжение). Начало здесь.

Если же ты устоишь против дурного побуждения во всём этом [см. «Беерот Ицхак» №153-155] и оно не сможет обольстить тебя приведенными здесь доводами, оно попытается отвратить тебя от изучения Торы. Увидав твоё рвение в учёбе, оно скажет так. Разве не довольно тебе в знании Торы того, чего достаточно для великих людей твоего поколения и старейшин? Разве ты не знаешь, что нет у Торы ни конца, ни края? Обрати свои усилия в учёбе на основы веры и основы Торы, а после этого изучай то, что поможет тебе завоёвывать симпатии людей: премудрости музыки и поэзии, тайн грамматики, оригинальных загадок, популярных в народе притч. И оставь изучение законов вместе со спорами мудрецов относительно этих законов. И не погружайся в исследование высказываний, типов возражений и доказательств, причинно-следственных связей, соединения открытой мудрости со скрытой – из-за глубины и тонкости применяемых во всём этом понятий. Полагайся на полученное по традиции [от родителей твоих и учителей] в том, что ты мог бы осилить и достичь в этом понимания [если бы занимался этим], – так же, как ты полагаешься в том, что тебе не по силам.

Если ты не послушаешь своё дурное побуждение, проявишь усердие и укрепишься, оно будет выпускать в тебя стрелы зависти к товарищам [по учёбе]. Если они достигли большего, чем ты, в мудрости Торы, оно вселит в тебя ненависть к ним, желание найти в них недостатки, приуменьшить их достижения, осуждать их, как будто они отняли у тебя твоё разумение и похитили твою мудрость. Если же ты достиг большего, чем они, в постижении мудрости Торы, то дурное побуждение сделает их ничтожными в твоих глазах, чтобы ты возненавидел их за их глупость и демонстрировал своё отношение к ним перед всеми людьми; чтобы ты возгордился и восхвалял себя за собственную мудрость. И так – пока ты не дойдёшь до того, что станешь уверять, что знаешь то, чего в действительности не знаешь, и дух твой возвысится настолько, что ты решишь, что можешь уже больше не учиться; и вознесётся сердце твоё во время учёбы, и станут непереносимыми для тебя любые возражения; и будешь всё более считать себя мудрецом, и будешь добиваться почёта для себя, демонстрируя глупость других; и будешь кичиться собой, позоря сверстников; и будешь лишён всех нравственных норм и ценностей, которые мы получаем из поколения в поколение через мудрецов, удостоившихся знания Б-га и Его Торы.

Если дурному побуждению не удастся соблазнить тебя, указывая тебе на различия в ту или другую сторону между тобой и другими людьми в познании Б-га и Его Торы, оно постарается сделать это на основе различий между тобой и другими в иных делах служения Б-гу. Когда ты совершишь во имя Б-га одно из таких дел, оно возвеличит и вознесёт его в твоих глазах, и заставит тебя гордиться им. Оно умалит людей твоего поколения в твоих глазах, чтобы тебе было легче дойти до того, чтобы гнушаться ими, стыдить и позорить их, – тогда как в действительности они, возможно, лучше тебя перед Б-гом.

А если среди твоих товарищей будет такой, который достойнее тебя в служении Б-гу, и дела его лучше твоих, и он больше тебя старается приблизиться к Нему, то дурное побуждение будет подстрекать тебя против него, говоря тебе так. Всякий раз, когда кто-нибудь, помимо тебя, проявляет большее рвение в служении, чем ты, он тем самым обнаруживает недостаток твоего рвения! Если бы не он, ты выглядел бы – и перед людьми, и перед Б-гом – самым большим праведником своего поколения! Потому – натравливай других людей на него, завидуй ему, ненавидь его, ищи в нём недостатки и всё, что достойно осуждения, подстерегай его на оплошностях, следи за его ошибками и разглашай их всех, насколько сможешь, среди людей. Осуждай его за них; а если сможешь распустить о нём ложь, чтобы опозорить его имя среди людей, то делай это.

Но ты отвечай своему дурному побуждению так. Как я могу возгнушаться тем, кого любит Б-г, и осуждать того, кого хвалит Творец? Разве недостаточно того, что я ленив, и из-за этого не служу Б-гу так, как служит этот человек, чтобы я ещё и ненавидел его – того, кто действительно служит Ему! Разве в этом – мой долг Б-гу благословенному? Напротив; мой долг – любить тех, кто любит Его, из моей любви к Творцу, и почитать чтящих Его – из почтения е Нему, как сказано: «И боящихся Г-спода чтить будет» (Теилим, 15:4). И также известно, что случилось с Мирьям: «И говорила Мирьям с Аароном о Моше» (Бемидбар, 12:1), и что случилось с Корахом и его общиной, когда они позавидовали Моше и Аарону за то, что те более их приблизились к Г-споду.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

Вот что я хотел бы сказать тебе об осторожности в мысли и о том, как хранить её. Чрезвычайно важно для тебя не уклоняться от того, чтобы следить за своими мыслями, идеями и побуждениями сердца. Ведь большая часть как ущерба, так и исправления в наших делах зависят ни от чего другого, как именно от этих вещей, от степени правильности их или испорченности, как сказано в Писании: «Пуще всего береги своё сердце, ибо оно – источник жизни» (Мишлей, 4:23), и также в Торе сказано: «Ибо побуждение сердца человеческого – к злу с юности его» (Берешит, 8:21), и ещё сказано: «Ибо знаю я побуждение его» (Дварим, 31:21), и ещё сказано: «Ибо все сердца исследует Г-сподь и всякое побуждение мыслей знает» (Диврей а-Ямим 1, 28:9), и ещё сказано: «Ибо близко тебе это дело чрезвычайно – устами твоими и сердцем твоим исполнить его» (Дварим, 30:14), и ещё сказано: «Чего же Г-сподь, Б-г твой требует от тебя? Только того, чтобы страшился ты Г-спода, Б-га твоего» (там, 10:12). А страх – лишь в сердце, в разуме и в мысли.

Итак, брат мой, ты должен стараться, чтобы все твои дела посвящены были Творцу благословенному, и да не будут труды твои пустыми и хлопоты напрасными, как сказано: «Зачем вам отвешивать серебро не за хлеб, чтобы труды ваши вас не насыщали» (Йешаяу, 55:2). И не уклоняйся от того, к чему я тебя побуждал; ведь я собрал для тебя здесь, в этой части книги, всё главное, что мешает посвящать дела твои Б-гу, и каждая из этих вещей разветвляется на множество других, которым почти нет конца.

Итак, ты должен остерегаться их, насколько только можешь, и тогда, быть может, твоё дело будет совершенным перед Б-гом и посвящённым Ему, желанным и благосклонно Им принятым. И руководствуйся в служении теми же правилами, которыми ты руководствуешься в делах этого мира: выбираешь всегда самое лучшее, наименее испорченное, лишённое какой-либо подделки и чистое от примеси. И если ты поступаешь так в делах этого, преходящего мира, тем более следует поступать так же, и даже с вдвое против этого, в делах, относящихся к миру будущему, вечному, в делах, посредством которых ты приближаешься к Б-гу.

И постарайся в меру сил своих очистить дела свои [от примеси личных интересов], даже если от этого их станет меньше, вместо того, чтобы умножать их, не очищая. Ибо немного чистых дел – это в действительности много, а множество неочищенных дел – это в действительности мало, и нет в них пользы! И тем более – если дела твои, помимо того, что их немного, не чисты перед Б-гом.

Берегись, чтобы не уподобиться в делах служения Б-гу птице, о которой говорит Писание, – той, которая откладывает яйцо и высиживает его на земле, мало заботясь о сохранении его, пока не растопчут его звери, – и цыплёнок не выходит из него: «Радостен страус крылатый; крылом и пером своим [гордится] аист. Оставляет на земле яйца свои, в песке их согревает. Не думает, что нога раздавит его, и зверь полевой растопчет. Жесток к птенцам своим, словно к чужим; не боится, что труд его напрасен. Ибо лишил его Б-г мудрости, и разумением не наделил» (Иов, 39:13-17). И восхваляет мудрец [Шломо] тех, кто, напротив, проявляет расторопность и доброе усердие в своём мире; он велит нам смотреть на него и учиться на примере его дел, будь он даже слабейший из ползающих по земле, как сказано: «Ступай к муравью, ленивец; посмотри на пути его – и наберись мудрости… Заготовляет летом хлеб свой; собирает в жатву пищу свою» (Мишлей, 6:6-8).

Итак, мы говорили здесь [в этой части книги] о немногом из многого [о чём можно было бы сказать]. И пусть не покажется тебе этого много, и не пренебрегай [всем, о чём мы здесь говорили], ибо, чем выше достоинства дел служения, тем более подстерегают их опасности. И от человека, одарённого разумением, не укроется возвышенность и важность того, что было предметом исследования в этой книге.

Этим заканчиваются Врата посвящения наших дел.

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=30773