Балак — Не дремать!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

331
остерегаться

Недельная глава Балак

«»Кто эти люди с тобой?» Ответил Билам Всевышнему: «Балак, сын Ципора, послал их ко мне»» (Бамидбар, 22:9-10).

Есть очень необычный, поражающий своей резкостью, мидраш (Берешит Раба, 19:11): «Были четверо, у которых Всевышний проверил на прочность их сосуд, и обнаружил в нем помои: Адам и Каин, Билам и Хизкияу».

Прежде, чем продолжить, давайте задумаемся, кто эти четверо. Кто оказались «ведром с помоями».

Первый Человек, до того, как был наказан. О котором пишет Рамхаль в «Даат Твунот» (126), что «его тело было прозрачным и чистым, точно, как у ангелов, и его материальность была, как наша духовность сейчас. Подумай, какой же была его духовность!» Да и после греха он остался на духовном уровне выше, чем наши святые праотцы (Бава Батра, 58а).

Царь Хизкияу, который был достоин быть Машиахом (Санедрин, 94а).
Каин, который даже после греха остался на пророческом уровне.
Билам, который по уровню пророчества был подобен нашему учителю Моше. И о них сказано – «ведра с помоями»?!

Объясняет мидраш: «Об Адаме сказано: «И сказал Адам: женщина, которую Ты дал мне, дала мне плод дерева, и я съел». О Каине сказано: «Всевышний спросил Каина: «Где Эвель, брат твой?» Ответил он: “Я не знаю, охранник ли я брату моему?””. О злодее Биламе сказано: “Спросил Всевышний: “Кто эти люди с тобой?”. Ответил Билам: “Балак, сын Ципора, послал их ко мне””. О Хизкияу сказано: «Пророк Ишаяу пришел к царю Хизкияу и спросил его: «Что сказали эти люди (посланники вавилонского царя), откуда они пришли к тебе?» Ответил Хизкияу: «Они пришли из далекой страны, из Вавилона»” (Млахим 2, 20:14) Все они должны были сказать Всевышнему: «Владыка мира, ведь Тебе все известно, для Тебя нет ничего скрытого, а Ты спрашиваешь у меня?»» (Бемидбар Раба, 20:6).

Объясняет рав Йерухам Лейвович в книге «Даат хохма у-мусар» (ч. 2, 46), что «проверка» Всевышнего заключалась в том, что Он обратился к ним неожиданно. Ведь если бы Он пришел к Адаму, Каину, Биламу и Хизкияу в момент духовного подъема, они наверняка не стали бы оправдываться и отговариваться, а сразу ответили: «Всевышний, Ты ведь знаешь все, зачем Ты нас спрашиваешь?» Однако, когда их застали врасплох – превратились из золотого сосуда в помойное ведро!

Добавляет рав Йерухам, что именно это имеется в виду в просьбе: «убери сатана перед нами и позади нас». Когда испытание перед нами, и мы готовы встретить его, нетрудно с ним справиться. Но очень часто сатан атакует сзади, и человек еще не успел понять, что к чему – и уже падает сраженный.

Если бы кто-то пришел к Каину, Биламу или Хизкияу, и спросил: «Ты знаешь, что Всевышнему известно все?», они бы ответили: «Конечно, нечего и спрашивать!» Ты можешь себе представить, что Ему нужно, чтобы ты Ему рассказывал? — «Это совершенно бессмысленная вещь.» Но когда их застали врасплох, когда они не были готовы – споткнулись и упали.

В трактате Эрувин (100б) объясняются слова Иова: «Учащийся знаниям от животных земных, от птиц небесных – мудрости» (35:11). Говорят наши мудрецы, что если бы у нас не было Торы, мы могли бы выучить запрет воровства из поведения муравья, а запрет прелюбодеяния – из поведения голубей.

«От небесных птиц – мудрости» — как мудрец, предвидящий будущее: птицы всегда готовы к нападению, их тяжело застать врасплох!

Об этом говорится и в книге «Обязанности сердец» (врата «Ихуд а-маасе», гл. 5). Говорят, что двое полностью изучили дурное начало: Всевышний и автор «Обязанностей сердец». Вот, что он пишет: «Ты по отношению к нему дремлешь, а он – бодрствует, ты его игнорируешь, а он помнит о тебе». Сказал царь Шломо в книге Мишлей (7:12): «Один раз – снаружи, другой раз – на улицах, и у каждого угла он тебя поджидает». В трактате же Авода Зара (20б) написано, что у дурного начала множество глаз. Так сколько же глаз нужно, чтобы от него спастись!

И в момент слабости или потери самообладания, спешки или лени, человек падает в его сеть, и он сразу же обличает человека в его недостатках: смотрите, какое ведро с помоями!

Как-то раз меня попросили провести обряд кидушин (свадебный обряд). Я с радостью согласился, почему бы не поучаствовать в такой важной заповеди – помочь людям создать новую семью. На трапезе меня попросили сказать несколько слов. Я встал и сказал: «Дорогие друзья, я хотел бы рассказать новую идею, которая у меня появилась, когда проходил свадебный обряд. Объясняет рав Нисим в комментарии на трактат Недарим (30а) — Тора пишет: «Возьмет мужчина женщину в жены» (Дварим, 22), но не написано, что «женщина будет взята в жены мужчине». Это значит, что женщина не может сама ввести себя во владение мужа и, если она говорит: «Я посвящена тебе» — это не имеет никакой галахической (законной) силы (Кидушин, 5б).

Если так, то какое действие женщина совершает во время кидушин?
Пишет рав Нисим — поскольку она соглашается с тем, что муж посвящает ее себе в жены, она как бы отказывается от своего мнения и желаний по отношению к мужу, и, благодаря этому, муж вводит ее в свое владение.

А теперь давайте задумаемся: эта девушка была свободна, и разрешена всему миру. А с того момента, как прошла обряд посвящения – она стала замужней женщиной и запрещена всем, кроме своего мужа, подобно посвященному в Храм имуществу и, если она, не дай Б-г, изменит мужу то ее наказывают смертной казнью – скила (побиение камнями).

Что стало причиной резкого изменения статуса, причем навсегда? Одно мгновение отказа от мнения и желаний!»

Насколько же нужно бояться одного мгновения отказа от своего мнения и желаний – чтобы, не дай Б-г, не попасть под власть дурного начала…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89467