Балак — Умереть смертью праведных – но не жить их жизнью

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

327
мертвого

Недельная глава Балак

«Да умрет моя душа смертью верных, и да будет мой конец подобен их» (Бамидбар, 23:10).

Как удивительно, что злодей Билам желал себе умереть смертью праведников, причем каких праведников он имел в виду? Говорят наши мудрецы в трактате Авода Зара (25а), что под «верными» подразумеваются Авраам, Ицхак и Яаков, ведь о них сказано трактате Бава Батра (17а), что они умерли от «поцелуя Всевышнего». Негодяй Билам желал себе того же. Он, который всю жизнь жил во вседозволенности, нарушая все устои мира, настолько не ощущал своей низменности и ничтожества, что ему казалось, что он достоин умереть смертью «от поцелуя Творца»!

Здесь Тора учит и предостерегает нас, насколько человек может обманывать самого себя и не понимать, на каком уровне он находится, каково его истинное положение, и что ожидает его после смерти.

Билам стремился поле смерти оказаться в Будущем мире месте с праведниками, но не желал жить праведной жизнью. Ведь он не сказал: «Да будет жить моя душа жизнью верных». Билам хотел удовлетворять все свои страсти, жить во вседозволенности и злодействе, а вот в конце жизни он желал умереть «смертью верных», как хороший еврей, и удостоиться Будущего мира.

Надо сказать, что и в нашей среде можно увидеть много людей, которые прикладывают все усилия, чтобы удостоиться смерти праведников: чтобы после их смерти говорили кадиш, учили мишну для возвышения их души, чтобы были достойные похороны по всей строгости еврейского закона. Им кажется, что если они удостоятся смерти, подобной смерти праведников, то в конце концов окажутся с ними в Будущем мире.

В этом и заключалась ошибка злодея Билама. Но ведь мы с вами знаем, что только тот, кто жил «жизнью верных» – он умрет «смертью верных», и в конце будет находиться вместе с праведниками народа Израиля. Тому же, кто при жизни не идет верным путем, не поможет умереть «смертью верных».

Сфорно объясняет стих «и будет мой конец подобен их» так: «да будут мои потомки такими, как народ Израиля, ведь на самом деле дети и потомки человека называются его концом». То есть, злодей Билам страстно желал, чтобы его дети были праведниками.

И это мы видим своими глазами каждый день – люди всем сердцем желают, чтобы их дети были праведниками и учили Тору. Они прикладывают для этого большие усилия, а для себя удовлетворяются малым во всем, что касается изучения Торы и исполнения заповедей.

Это также было ошибкой Билама, ведь дети, как правило, идут по пути своих родителей, и удостоиться хороших детей можно лишь тогда, когда сами отец и мать идут по пути Торы. Ведь так мы просим Всевышнего каждый день: «Да будем мы и наши потомки… учащими Твою Тору». МЫ и наши потомки – это единое целое.

Как глупо ведут себя люди, которые не разрешают детям смотреть всякие отвратительные и непристойные вещи, но себе в этом плане ни в чём не отказывают. Если это яд для ребенка – это яд и для тебя! Или, например, человек возвращается вечером домой и садится читать газету или заниматься другими глупостями, а сыну говорит: «Возьми мишну и повторяй то, что вы учили в хейдере».

Это путь злодея Билама: я буду делать что хочу, а сын пусть будет праведник!

Но на самом деле – что хорошо для сына, то хорошо и для отца. Отец тоже может сесть за святую книгу, и мать может читать Теилим или Пятикнижие, и тогда они удостоятся поистине праведных и верных Б-гу детей.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89475