Ховот а-Левавот. Врата посвящения — Советы дурного начала

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1404

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ (продолжение). Начало здесь.

Но когда оно (злое начало) потеряет надежду соблазнить тебя вышеописанными приёмами [см. «Беерот Ицхак» №153-154], оно постарается сделать это, убеждая тебя «отдалиться от угодничества». Оно скажет тебе: невозможно тебе служить Б-гу от всего сердца, пока ты не удалишься от угодничества перед людьми, как в малом, так и в большом. А сделать это можно не иначе, как скрывая от людей свои дела и представляя себя их взору не таким, каков ты на самом деле.

И потому, когда будешь молиться, сокращай свою молитву, и пусть не видно будет в ней ни стремления твоего к ней, ни старания. А когда придёт к тебе желание позаниматься Торой, уединись в своём доме, и пусть не узнает об этом никто, кроме твоего Творца. И пусть не будет видно в тебе никаких добрых качеств; представляйся ленивым и тяжёлым на подъём в делах служения, чтобы не прославился ты из-за них и не потерял своей награды за них. Не наставляй людей к добру и не предостерегай их от зла; не обнаруживай перед ними своих знаний и никого не обучай им. И пусть не виден будет на тебе признак страха перед Б-гом или какой-нибудь знак твоего служения Ему, чтобы люди не оказывали тебе почестей.

И для полноты усердия твоего [в сокрытии добрых дел] заведи дружбу с людьми самого разного сорта и веди себя согласно их обычаям. Ходи путями их и тропами их, мешая правду с шутовством, и не будь слишком щепетильным в обмане и клятвах. Войди в их компанию, чтобы есть, пить, отгадывать загадки, пустословить и насмешничать с ними, обсуждать дела людей и сплетничать о них, и делай всё, что уничтожит среди людей твою репутацию человека, отрешённого от этого мира.

И если ты последуешь советам своего дурного побуждения во всём этом, то оно отнимет у тебя твою веру так, что ты и не почувствуешь того. Но ты должен сказать ему так. [Не прикидывайся передо мной моим другом!] Ты уже помогал моим врагам, ведя со мной войну и пытаясь хитрыми уловками уничтожить мою силу и ускорить моё падение! Неужели я, спасаясь бегством от малого огня [то есть от опасностей, связанных с тем, что я заслужу расположение людей и доброе имя своим служением Г-споду], обязан прыгнуть в большой огонь [забросив служение Ему]? Я не убегаю от любви к Г-споду [и служения Ему] и от почёта [связанного с этим], а только избегаю угодничества перед людьми; ты же приказываешь мне угождать им, отказываясь от служения Б-гу!

Какие же дела следовало бы скрывать от окружающих? Те, которые могут быть исполнены от начала до конца так, чтобы никто о них не узнал. Но что касается таких дел, как совместная молитва, наставление людей на путь добра и предостережение от зла, изучение мудрости Торы, помощь ближнему и тому подобное, – было бы совершенно неверным оставлять их и не исполнять из боязни угодничества! Я только обязан делать их во имя Г-спода, и если люди станут восхвалять и почитать меня из-за них, это ничуть не уменьшит моей награды, поскольку не ради этого исполнял я их!

Уже говорилось следующее: если ты делаешь какое-то доброе дело, о котором известно людям, и хочешь проверить чистоту своих намерений, то можешь проверить её двумя способами. Первый: подумай о том, какую награду ты хотел бы получить за то дело, и от кого. Если от Б-га, то дело твоё безупречно, а если от кого-то другого, то нет. Второй способ: если бы ты должен был исполнить то самое дело наедине с самим собой [чтобы никто больше не знал о нём], то делал ли бы ты его точно таким же образом или нет? Если станет ясно тебе, что да, то оно безупречно, и ты должен делать много других подобных ему дел; а если нет, то оставь его [Безусловно, автор не имеет в виду, не дай Б-г, дел, которые являются прямой и несомненной обязанностью человека, таких как исполнение заповедей в рамках минимальных требований, изучение Торы и исполнение насущных семейных и общественных обязанностей. Сказанное им относится только к вещам дополнительным, таким как особое украшение заповеди, крупное пожертвование и начинание, всякого рода трудноисполнимые обещания и обязательства и т. п.], пока твоё сердце не очистится настолько, что ты сможешь обратить его к Г-споду, и тогда сможешь победить своё дурное побуждение.

Если твоё дурное побуждение не сумеет победить тебя описанным выше путём, оно станет действовать более тонко и изощрённо в сфере, связанной с наградой и наказанием, как в этом мире, так и в Будущем. Оно скажет тебе: вот, ты – один из праведников у Творца, возлюбленное сокровище Его; ты достоин награды и в этом мире, и в Будущем! Ты должен проявлять старание, насколько хватит сил твоих, в надежде, что сумеешь достичь награды посредством своих добрых дел и усердия в служении Б-гу. Пусть предстанет награда пред взором твоим, и положи все свои силы, чтобы достичь её, ибо это – вершина счастья твоего и радости, как сказал царь Давид: «Свет посеян для праведника, и для искренних сердцем – радость» (Теилим, 97:11).

Но если ты прислушаешься к своему дурному побуждению и будешь полагаться на его слова, то оно склонит тебя, вместе со служением явным – Б-гу, к служению тайному – кому-то ещё, помимо Него, а именно – самому себе, в стремлении твоём к тому, что доставляет наслаждение и радость и удаляет тревогу и печаль. [Ведь то, что ты служишь ради награды, означает, что] без надежды не неё ты не признавал бы великих благ, постоянно даруемых тебе Б-гом, не считал бы своей обязанностью служить Ему в благодарность за них, и не соглашался бы с тем, что Он достоин нашего служения из-за величия Его, могущества и знаков великой мудрости Его [во всём Им сотворённом]. Об этом сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Служите Всевышнему не как те рабы, которые служат хозяину в надежде на награду, а как те рабы, которые служат ему, не надеясь на награду» (Пиркей Авот, 1:3).

Когда дурное побуждение потеряет надежду соблазнить тебя описанным выше способом, оно отдаст тебя во власть сомнений и вопросов, связанных с предопределённостью и свободой выбора. Если оно видит, что ты уклоняешься от дел служения и становишься на путь греха, оно постарается внушить тебе мысль о предопределённости [человеческих поступков], приводя убедительные доказательства из Письменной и Устной Торы, чтобы дать тебе аргументы для самооправдания. Оно будет говорить так. Если бы Творец желал, чтобы ты служил Ему, Он принуждал бы и поощрял тебя к этому, и осуществлялось бы лишь то, о чём Он повелевает. Разве смог бы ты воспротивиться Его решениям и одержать победу над Его судом? Ты не в силах сделать ничего, кроме того, о чём Он решил, что ты сделаешь это, ибо власть над всеми вещами в руке Творца превознесённого, как сказал пророк: «Я – Г-сподь, свершающий всё» (Йешаяу, 44:24).

А когда дурное побуждение увидит тебя в тот час, когда ты занимаешься делами этого мира, оно скажет так. Берегись лени и не расслабляйся; не полагайся ни на кого, кроме самого себя, ибо причинить себе добро и зло – в твоей руке; сделать какое-либо дело или оставить его – в твоих силах. Соберись же с силами и трудись, как только можешь, и достигнешь желаемых тобой удовольствий этого мира. Остерегайся изо всех своих сил того, что приносит ущерб в этом мире, – и избежишь вреда, как сказал мудрец: «Колючки, сети ловчие – на пути идущего путём кривым; хранящий душу свою удалится от них» (Мишлей, 22:5), и также сказано: «Глупость человека извратит его путь, и на Г-спода вознегодует сердце его» (там, 19:3), и также сказано: «От руки вашей сделалось вам это» (Малахи, 1:9). Таким образом, дурное побуждение временами обращает вспять свои же аргументы: один раз настаивает на том, что всё предопределено решениями Б-га, а другой раз взывает к твоему свободному выбору – говорит всякий раз то, что удобно ему, чтобы соблазнить тебя и ослабить руки твои.

Но если ты очнёшься и воспримешь сердцем то, что сказали наши учителя, будь благословенна их память: «Всё в руках Б-га, кроме страха перед Б-гом» (Брахот, 33б), и проявишь в делах, связанных с Торой, усердие, какое являет тот, кто понял, что его ждёт награда и наказание по мере дел его, как сказано: «По делам человека оплачено будет ему, и по пути мужа воздаст ему» (Иов, 34:11), а в делах этого мира будешь вести себя подобно человеку, понимающему, что всякое его движение и поворот в его делах предопределены решением Творца благословенного, – подобно человеку, полагающемуся во всех этих делах на Него и возлагающему бремя [нужд] своих на Г-спода, как сказано: «Возложи на Г-спода бремя своё» (Теилим, 55:23), [то ты победишь своё злое побуждение].

Когда дурное побуждение потеряет надежду совратить тебя описанным выше способом, оно постарается подойти к делу с другой стороны и скажет тебе так. Всё, чего ты хочешь достичь в служении Творцу и в том, чтобы оно было посвящено лишь Ему, можешь достичь позднее, в будущем. Даже тогда, когда тебе останется жить один день, если ты довершишь служение Творцу подобающим образом в течение одного лишь этого дня перед своей смертью, то удостоишься у Него вечной награды и спасёшься от наказания! Ведь тебе ведомы пути возвращения к Г-споду, и ты знаешь, что Он примет тебя, если только послужишь Ему от всего сердца [даже всего один день], как следует и как требуется!

Но ты выдвини в ответ на это свои верные доводы и ответь злому побуждению так. Как можно ждать до последнего дня перед смертью, если я не знаю дня своей смерти? Разве не сделаюсь я подобным тому царскому рабу, который верил, что царь не удалит его от себя во все дни его жизни, и допустил, чтобы сердце его соблазнилось погоней за удовольствиями этого мира? Он положил все свои силы, чтобы достичь их, так что служение царю сделалось ему обузой. И вот он вызван внезапно к царю, чтобы дать отчёт о служении, – и не было у него что отвечать, и не было оправданий… И был он прогнан с царской службы и изгнан из всех городов царства, и ушёл от царя бедным, со скорбным духом из-за того, что ничего не приобрёл за всё то время, что служил царю, когда мог сделать это. И остался он на всю жизнь бедным и нуждающимся во всём, стенающим и страдающим, скорбящим и отверженным до дня своей смерти.

Когда дурное побуждение потеряет надежду соблазнить тебя так, как мы сейчас об этом говорили, оно будет стараться сделать это, склоняя тебя к гордыне, высокомерию и утере скромности, и скажет тебе так. Ты достиг уже таких ступеней величия, каких достигали люди благочестивые и праведные, верой твоего сердца и совершенством твоих дел в служении Б-гу! Ты – несравненный в своём поколении, единственный среди мужей своей эпохи! Тебе следовало бы демонстрировать своё превосходство над остальными – пренебрежением к ним, умалением их. Напоминай об их дурных качествах, возвещай об их злых сердцах, позорь их и укоряй за всё это – пока не устыдятся они перед Б-гом и не раскаются в прошлых грехах. Поступай с ними в этом по обычаю пророков, как сказано в Писании: «Ты, сын человеческий, возвести дому Израиля о доме этом [Храме], и устыдятся они грехов своих» (Йехезкель, 43:10).

А ты отвечай дурному побуждению так. Как я смогу пренебречь кем-либо и опозорить тех, о чьих сердцах и душах не знаю – каковы они перед Б-гом? И если кто-то из них представляется мне внешне в дурном свете, возможно, что внутри он иной! Пророки же, когда они стыдили и порицали людей своего поколения, делали это с позволения Творца, который видел сердца тех людей и зло, которое было в их душах. Но мои познания и мудрость не таковы, чтобы прозревать сердца и души, и возможно, что сокрытое в глубине души человека, который мне не нравится, гораздо лучше видимого снаружи, я же об этом не знаю! И также может быть, что сокрытое в нём гораздо лучше перед Творцом, чем то, что сокрыто во мне самом.

И если внешне он кажется плохим, возможная причина состоит в том, что он не знает своих обязанностей перед Творцом; и притом ему легче оправдаться, чем мне, из-за недостатка разумения, ведь Творец взыскивает с людей по их разумению. Выходит, что я более, чем он, могу оказаться отвратительным Творцу – из-за того, что я в большей мере не исполняю своих обязанностей в служении Ему, при моих познаниях о Нем, чем тот человек с его слабым знанием Творца. Ибо он противится Творцу по невежеству и по ошибке, тогда как я противлюсь Творцу, зная Его, со злым умыслом.

И также возможно, что зло, которое в том человеке, видимо и открыто, тогда как добро сокрыто, а у меня всё это наоборот. И он достоин Б-жьего милосердия и прощения больше, чем я, а одна его добродетель стоит больше, чем многие мои, ибо её никто не видит, кроме Творца, и не восхваляют его за неё, и не воздают за неё почести. У меня же – всё наоборот, поскольку видимое людям во мне лучше, чем видимое в нём.

Подобное этому можно сказать и о грехах: один мой грех стоит многих его грехов, ибо мой грех – скрытый и тайный, а его – видимый и всем известный; из-за того, что его грех осуждаем людьми [и это засчитывается ему как часть наказания], уменьшается его наказание [после смерти]. У меня же уменьшается награда за мои дела в этом мире – из-за того, что они всем известны [и слава и почёт за них засчитываются мне как часть награды]; у него же награда за его добрые дела остается для Будущего мира. Ему наказание за грех уменьшается в этом мире, поскольку люди осуждают его за этот грех; у меня же всё наказание за грехи остаётся для Будущего мира.

И ещё. Если я стану занимать моё сердце надзором за пороками людей и наблюдением за их дурными душевными свойствами, то это помешает мне видеть собственные недостатки и уберегать себя от собственных пороков, хотя я нуждаюсь в этом больше и больше к тому обязан. В этом я похож на больного, которого его собственная болезнь беспокоит больше, чем хвори других людей, и излечение себя самого – больше, чем лечение других. И тогда дурное побуждение будет разбито и повержено.

И если не поразят тебя его стрелы во всём, о чём мы здесь упоминали, оно будет подстерегать тебя в минуты успеха или горя.

Когда твои дела будут идти так, как тебе хочется, оно будет говорить тебе так. Это – результат твоих стараний, ухищрений и мудрости твоей. И потому являй усердие в делах своего мира и трудись над ними; и тогда продолжится успех и превзойдёт достигнутое ранее. Встречай же эти дни в радости и усладе, ибо ещё совсем немного – и будешь ты вызван по имени, и откликнешься на призыв Б-га своего, чтобы отправиться во тьму могильную – место, где нет ни деяний, ни движения, ни удовольствия, ни страдания. [Дурное побуждение обманывает человека. Сказали наши мудрецы: «лучше один час наслаждений Будущего мира, чем вся жизнь в этом мире» (Пиркей Авот, 4:22), а с другой стороны, находим у Рамбана, что один час в Геиноме [аду] тяжелее, чем семьдесят лет страданий Иова («Шаар а-Гмуль»).] А в доказательство приведёт то, что сказал мудрец: «Всё, что найдёшь посильным для руки своей, делай, ибо нет деяний, и расчётов, и знания, и мудрости в могиле, куда ты идёшь» (Коэлет, 9:10).

[В действительности слова Шломо означают следующее. «Всё, что найдёшь посильным для руки своей, делай» – добрые дела и исполняй заповеди, пока жив; «ибо нет деяний, и расчётов, и знания, и мудрости» – не сможешь делать всё это, а также раскаяться в грехах и изучать Тору; «в могиле, куда ты идёшь» – ибо там у человека есть только то, что он приносит с собой из этого мира.]

А в тяжёлую для тебя минуту злое побуждение представит пред тобой картины благополучия злодеев и успехов богоотступников, о которых сказано: «Спокойствие в шатрах у грабителей и безопасность – у гневящих Б-га» (Иов, 12:6). Оно скажет: эта беда пришла к тебе только потому, что ты был преданным служению Б-гу и исполнению заповедей. Но ты не можешь выдержать этого из-за того, что груз тяжёл, а цель далека. Если бы ты снял бремя [служения] со своего сердца и отдохнул от него, был бы твой удел счастливым, как это ты видишь у нечестивых. Посмотри, что сказано в Писании: «Через тех, кто близок мне, освящусь» (Ваикра, 10:3), и также сказано: «Лишь вас Я знал из всех семейств земли, и потому взыщу с вас все грехи ваши» (Амос, 3:2), и т. п.

Когда дурное побуждение увидит, что ты взялся сделать какое-нибудь из дел, относящихся к служению, оно станет расписывать перед тобой трудности, связанные с его исполнением, и запугивать ими тебя. Если это дело – пост, оно будет говорить тебе так: остерегайся, ибо пост ослабит тебя и навлечёт на тебя болезнь, и не сможешь заниматься ни делами этого мира, ни делами мира будущего. А если речь идёт о дополнительных молитвах ночью, оно скажет: сон для тебя важнее пищи. Он хранит твоё здоровье и укрепляет тело больше, чем пища и питьё. Если же речь идёт о подаянии бедным, оно представит перед твоим воображением, как будто эта помощь разорит тебя, нарисует перед тобой картины нищеты, напомнит обо всём, связанном с обездоленностью и убожеством. И так – со всеми видами заповедей и добрых дел, будет стараться запугать тебя, преувеличивать и раздувать связанные с ними трудности, чтобы ты оставил их. Но когда подумаешь совершить грех, оно постарается обольстить тебя удовольствием от него, заставить тебя забыть о наказании, поторопить тебя на пути к греху и свернуть к нему твои стопы.

Когда ты увидишь, что дурное побуждение приходит к тебе со всеми этими доводами и подобными им, отвечай ему так. Никакое горе или страдание, которое я когда-либо познал в моей жизни [из-за дел, связанных со служением Г-споду], не оставило на мне никакого следа; оно всегда миновало быстро, а награда за него пребудет для меня навеки и не иссякнет. И человек, принявший пост, после того, как он воздержится от еды днем и поест ночью, – как будто не постился. Его сила вернётся к нему, а награда будет храниться для него. И точно так же тот, кто бодрствовал часть ночи, – поспит, и лёгкость тела вернётся к нему, как будто он не бодрствовал, и останется ему воздаяние за бодрствование и награда за молитву навеки.

Когда же дурное побуждение будет склонять тебя к греху, ты должен принять к сердцу и представить перед своим умственным взором быстротечность удовольствий, принять во внимание, какие из них разрешены и какие запретны, подумать о позоре и наказании, которые останутся в удел тебе от запретных из них – как в этом мире, так и в будущем. И тогда твоё дурное побуждение будет побеждено, и станешь расторопным в добрых делах, и оставишь дела дурные.

И после того, как дурное побуждение потеряет надежду победить тебя таким образом, как было описано здесь, и ты исполнишь задуманные тобой дела, относящиеся к служению, оно будет пытаться внести в твоё сердце заботы и постоянные тревоги, чтобы ты пожалел о добром деле, которое уже сделал, так, чтобы ты не получил за него награду и чтобы не принял его у тебя Творец. А если ты совершил грех, оно постарается поселить в твоём сердце веселье, чтобы ты радовался сделанному, чтобы укрепить тебя на этом пути и вселить в тебя стремление согрешить вновь.

Но если ты разгадаешь его хитрости и проявишь бдительность, чтобы разглядеть его ловушки, то сумеешь уберечься, с Б-жьей помощью. Но если не разгадаешь его хитростей, то он повергнет тебя внезапно и опустошит свой колчан, стреляя в тебя коварно, как сказано об этом: «Пока не пронзит стрела печени его; как птица, спешит он в силки» (Мишлей, 7:23).

Продолжение следует

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=30307