Ховот а-Левавот. Врата служения — Обязанность служения в зависимости от благ

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

861

От редакции. Все оставшиеся разделы данной главы построены в форме вопросов и ответов (диалог разума и души). В них описаны способы пробуждения к служению Всевышнему.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

ДУША: Я поняла всё, что ты говорил мне, и этих объяснений мне достаточно. Разъясни мне, однако, насколько именно я должна увеличить своё служение Всевышнему [в сравнении с обязанностями раба, который служит своему господину].

РАЗУМ: Дополнительная обязанность служения может отличаться у групп людей и у отдельных людей в зависимости от благ [которые даёт им Всевышний]. В целом для всего рода человеческого можно выделить четыре вида благ.

К первому виду относятся блага, которые Творец даёт всем людям: то, что Он сотворил их, дав им существование, и поддерживает их жизнь, а также всё, о чём говорилось во второй части этой книги (Врата познания). Поэтому на них возложена обязанность общего служения, то есть должны исполнять заповеди, к которым обязывает разум, как это делали Адам, Ханох, Ноах и его сыновья, Иов и его друзья – до эпохи Моше, нашего учителя, мир ему. И того, кто путём исполнения всех этих заповедей приобщается к служению, Творец удостаивает особых благ, отличая его этим от прочих людей; даёт ему величие в этом мире и щедрую награду в Мире Грядущем, как был удостоен этого Авраам, которому Б-г сказал (Берешит, 15:1): «Не бойся, Авраам, Я – щит тебе; награда твоя очень велика». Тот же, кто нарушает волю Всевышнего, не исполняя долг благодарности за все получаемые блага, потеряет ступень и достоинства существа, обладающего даром речи, и опустится до ступени животного, не владеющего речью. Он будет уподоблен скотине, как сказано (Теилим, 37:20): «А злодеи сгинут, и враги Г-спода как утренние облака растают [можно также перевести: «как откормленные овцы, свой конец найдут»], рассеются в дыму». Наказание же его в Будущем Мире – самое суровое, как сказано (Йешаяу, 33:11): «…[злые] замыслы ваши – огонь, который пожрёт вас».

Ко второму виду относятся блага, которыми оделил Творец один из народов, как это было, когда Он вывел сынов Израиля из Египта, привёл их в землю Кнаан и там возложил на них новое служение, в дополнение к тому, которое возлагалось на них ранее. Это [новое служение] – заповеди, основанные на послушании [к которым не обязывает человеческий разум, такие как очищение пеплом красной коровы, запрет сочетания в одежде льна и шерсти и т. п.]. Они даны после того, как люди уже были предупреждены относительно заповедей, к которым обязывает разум [и которые должны были исполняться ещё в первых поколениях, см. выше]. И тот, кто принял на себя это служение ради славы Всевышнего, удостаивается от Него особых благ, и на него возлагается особое служение, помимо того, которое обязан совершать весь его народ или его колено, как мы находим в Торе относительно колена левитов. Когда Моше воззвал (Шмот, 32:26): «Кто за Г-спода – ко мне!», к нему собрались все сыны Леви [чтобы покарать тех, кто служил золотому тельцу]. Всевышний удостоил их за это дополнительных благ и избрал из них Аарона и его сыновей для служения во славу Себе, и дал им добавочные заповеди – помимо тех, что даны всему народу, и приготовил им великую награду в Будущем Мире. Тот же, кто преступит эти заповеди, данные Творцом, упадёт с обеих этих ступеней и будет наказан в обоих мирах, как сказано (Коэлет, 8:13): «А злодею не будет добра, и не продлит [своих] дней».

К третьему виду относятся блага, которыми оделяет Творец определённую группу людей из народа, как, например, священнослужителей, левитов или потомство царей из дома Давида, и возлагает на них за это особое служение. Заповеди священнослужителей и левитов известны; они объясняются в Б-жественной книге Торы. О служении же потомства Давида сказано (Ирмияу, 21:12): «Дом Давида! Так сказал Г-сподь: с утра творите суд и спасайте ограбленного от руки обидчика!» Тому же, кто делает всё требуемое от него из любви к исполнению Б-жественной воли, даст Всевышний особое благо этом мире и отличит его великой наградой в Будущем Мире. Он будет важным и уважаемым человеком либо наставником праведности, как сказано в Писании о Пинхасе (Теилим, 106:30-31): «И встал Пинхас, и свершил суд, и прекратился мор. И зачтено это ему в праведность из поколения в поколение, навеки». И также сказано (Йехезкель, 44:15): «И священнослужители-левиты, сыны Цадока, которые хранили служение святилища Моего, когда отступились от Меня сыны Израиля, – они приблизятся ко Мне, чтобы служить Мне…» Но тот, кто преступит волю Всевышнего, лишится всех упомянутых достоинств в этом мире, и постигнут его тяжкие страдания в Мире Будущем, как это известно из истории Кораха и его последователей.

К четвёртому виду относятся достоинства, которыми Творец одаряет отдельных людей, выделяя их этим из их семьи [или группы], из их народа и всех людей. Таковым может быть избранный [Творцом] пророк, или руководитель народа, или мудрец, душу которого пробудил Всевышний, дав ему мудрость и разумение… Каждое из подобных достоинств должно побуждать одарённого им к дополнительному служению. Тот, кто исполняет это служение в совершенстве, удостаивается того, что все блага в мире – как предоставляемые всем людям, так и особые, даваемые индивидуально – он будет получать неизменно, и Всевышний добавляет ему силы и разумение, необходимые в его служении, как сказано (Теилим, 132:11-12): «Клялся Г-сподь Давиду [клятвой] истинной, и от неё не отступится: от плода чрева твоего посажу на престол твой. Если будут блюсти твои сыновья завет Мой и Мою Тору, которой Я их обучу, то и их сыновья вовеки сидеть будут на престоле твоём». Также и о награде Будущего Мира сказано (Теилим, 27:13): «Если бы не верил я, что увижу благо от Г-спода в земле живых [в Будущем Мире – погиб бы без этой веры]».

Тот же, кто преступит волю Всевышнего, [не исполняя обязанностей, возлагаемых на него] в связи с теми особыми благами, которыми отличил его Всевышний [от других людей], лишится всех своих достоинств и высокого положения, и Творец будет судить его с особой строгостью и пристрастностью в этом мире, как сказано (Ваикра 10:3): «…Это то, о чём сказал Г-сподь: “Через близких Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь” [тем, что сурово сужу даже близких мне – праведников]; и умолк Аарон». И также сказано (Амос, 3:2): «Только вас Я знал [приблизил к Себе] из всех семейств земли, потому и взыщу с вас за все преступления ваши». И также наказание его в Будущем Мире будет особенно суровым, как сказано (Йешаяу, 30:33): «Ибо со вчерашнего дня приготовлен Геином [ад – место сожжения]; приготовлен он царю [грешному], углублён и расширен; огонь в костре его и много дров; дух Г-спода, словно поток серный, пылает в нём».

Названные выше четыре вида благ обязывают людей служить Всевышнему, и всякое новое благо, которое Творец даёт человеку, возлагает на него обязанность добавочного служения. Свидетельством тому является закон об отделении десятины от урожая, как сказано (Дварим, 14:22): «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего…» Тот, кому послал Б-г сто кор [кор – мера объёма] урожая, должен отделить из них во исполнение заповеди десять кор, а тот, кому Б-г дал десять кор, должен отделить один кор. И если первый отделит девять с половиной кор, а второй – один, то первый будет наказан, а второй получит награду.

О том же свидетельствуют нам [обратные примеры, относящиеся к человеку, лишённому тех или иных благ]: тот, у кого нет сына, свободен от заповедей обрезания и обучения его Торе; хромой не обязан приходить в Храм на три ежегодных праздника; больной свободен от тех заповедей, которые он не может исполнить.

Из этих примеров нам ясно: тот, кого Всевышний выделяет из всех людей дарованием ему особых благ, из долга благодарности за это обязан принять на себя дополнительное служение. Из-за этого благочестивые люди прежних поколений, когда им случалось получать что-либо [выходящее за рамки обычного для них] из благ этого мира, испытывали страх. Во-первых, они боялись, что не исполнят должным образом долг добавочного служения и благодарности, связанный с этим благом, и тогда оно обернётся им во зло, как мы находим в словах нашего праотца Яакова (Берешит, 32:11): «Недостоин я всех благодеяний и всей истины, которые Ты сотворил для раба Своего…» И во-вторых, они боялись, чтобы полученное ими благо не оказалось наградой, посредством которой Творец расплачивается с ними за их служение, и чтобы тем самым не уменьшилась их награда в Будущем Мире, как говорили об этом мудрецы прежних поколений, объясняя слова Торы (Дварим, 7:10): «И воздающий ненавидящему Его [злодею – за его немногие добрые дела, бросая в гневе Своём причитающуюся за них плату] ему в лицо, чтобы уничтожить его [лишить удела в Будущем Мире]». И да будет сказанного здесь достаточно.

ДУША: Я поняла всё, что ты сказал, но ощущаю, что я не в состоянии заплатить Творцу даже за блага, получаемые в равной мере всеми людьми, и тем более – за те, которыми Он отличил меня от других людей. И когда я проникаюсь стремлением расплатиться за них, в моей душе сразу же, прежде всякой другой мысли, пробуждается предвкушение тех благ, которых я удостоюсь за будущее своё служение! То же самое относится и к благодарности моей к Творцу: когда я начинаю изъявлять Ему своими словами признательность за великие блага, даруемые мне, в мою мысль и в мой настрой вторгается просьба о том, чтобы блага эти сделались постоянными и приумножались, – мысль, от которой следовало бы полностью отрешиться. И если мне настолько недостаёт верной направленности [мыслей и чувств] в служении и благодарности Всевышнему за даруемые Им блага [те, которые Он даёт всем людям в равной степени] – как же я смогу исполнить свой долг в отношении благ, которыми Он отличает меня от всех остальных людей? Научи же меня хотя бы самому малому, что составляет мои обязанности в отношении этих благ, чтобы я могла быть достойной получать их постоянно!

РАЗУМ: Ты жалуешься на неверный и недостаточный настрой [мысли и сердца] в служении Всевышнему и в благодарении Его, а также на то, что, когда твои уста изрекают слова благодарности, истинный настрой твоего сердца при этом – просьба, желание приумножить получаемые блага и добиваться их постоянства… Всё это – из-за трёх твоих дурных качеств.

Первое из них – это великая любовь к себе и желание обеспечить себе удовольствия, такая, что ты не делаешь ни единого шага, ни в служении Всевышнему, ни в других делах, не рассчитывая получить от этого удовольствие [или выгоду]. И я уже говорил тебе в начале нашей беседы о твоём исцелении, что ты должна изо всех сил стараться избавиться от этого дурного качества, и таким путём, как я надеюсь, ты сделаешь самой себе добро.

Второе дурное качество состоит в том, что ты не осознаёшь, насколько милостив к тебе Творец, и полагаешь, что всякое получаемое тобой благо приходит к тебе только вследствие твоих просьб. Однако в действительности Он уже сделал тебе добро – как в том, что ведомо тебе, так и в том, что неведомо. Ты же, высказывая свои просьбы, даже не догадываешься, кто сделал для тебя всё это [ещё раньше, чем ты попросила]. [В своей книге «Шарим бе-Тфила» (гл. «Пиркей Птиха», 1) благословенной памяти р. Ш. Пинкус пишет: «Когда человек нуждается в чём-то, чего он не заслужил своими делами и на что нет у него права, посредством молитвы он всё же может получить просимое».] Если бы ты избавилась от этого качества, ты могла бы служить Всевышнему с должным настроем сердца, и твоя благодарность Творцу нашла бы своё выражение также в мысли и в сердце [а не только на словах]. И всего того, что ты хотела бы тогда получить от Всевышнего, ты была бы достойна больше [чем теперь].

Третье твоё дурное качество – в том, что ты не в состоянии увидеть своё место и понять, каким должно быть достойное тебя поведение [по отношению к Творцу]. Ты считаешь, что достойна самых больших благ, какие только существуют, и просишь о них беспрестанно. Однако всякий раз, когда ты их получаешь, твоя мысль устремляется к чему-то ещё большему. При этом ты не чувствуешь, что Творец, будь Он благословен, достоин самого великого и возвышенного служения с твоей стороны; всякое же своё служение Творцу ты воспринимаешь как милость, хотя ты и знаешь, что нуждаешься в Нём во всём, тогда как Он в тебе не нуждается.

Если бы ты могла отринуть от себя эту глупость и хорошо обдумать [всё сказанное], то узнала бы, что Творец, сотворивший тебя, думает о тебе и знает лучше тебя самой, что хорошо для тебя и что плохо. Тогда ты довольствовалась бы тем, что у тебя есть. Твоя благодарность возросла бы [и исходила бы] от чистого сердца, и ты не тешилась бы надеждой на те блага, которые лишь отвлекут тебя, помешают видеть то, что ты в действительности уже получила, и должным образом воздать за это Всевышнему.

Те же [из благ], которых ты достойна, не могут не прийти к тебе, когда ты заработаешь их своим служением, независимо от того, осознаёшь ли ты сама потребность в них.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

[Продолжает] РАЗУМ: Ты спрашивала о самом малом служении Всевышнему, без которого человек не исполняет своих обязанностей, и которых было бы достаточно, чтобы получать блага [от Всевышнего] постоянно. Такое служение включает в себя исполнение десяти обязанностей.

Первая: Не превращать полученное благо в причину бунта против Всевышнего [как это произошло, например, с Корахом из-за его богатства].

Вторая: постоянно упоминать о благах, полученных от Всевышнего, в своих речах; умножать свою благодарность и восхваления за них как в сердце, так и на словах.

Третья: эти блага не должны казаться человеку презренными и малыми.

Четвёртая: не приписывать [заслугу благодеяния] кому-либо другому [помимо Всевышнего] в том случае, когда полученные блага приходят к человеку через какого-то посредника; не выражать благодарность только этому посреднику, уклоняясь от долга благодарности Творцу [хотя долг благодарности повелевает не забывать также и посредника].

Пятая: не гордиться данным ему благом и не считать, что добился его своей силой и мудростью, либо что достоин его.

Шестая: человек не должен считать, что упомянутое благо пребудет с ним постоянно благодаря стараниям [удержать его у себя] или что оно оставит его из-за недостаточности этих стараний.

Седьмая: человек не должен относиться свысока к тому, кто лишён блага, которое есть у него, и считать, что он лучше перед Б-гом, чем тот [когда Сара, у которой не было детей, отдала свою рабыню Агарь Аврааму в жёны и Агарь сразу же зачала, она презрела свою госпожу, решив, что она праведнее Сары (см. Берешит, 16:4 и Раши там)]. Ведь возможно, что в действительности Всевышний дал ему упомянутое благо, чтобы испытать его – склонить к греху и тем самым выявить скрытое в глубине его души зло; все же, кто был лишён этого блага, окажутся лучшими перед Б-гом [чем его обладатель].

Восьмая: сердце человека должно быть цельным с Всевышним в его намерениях и в смирении перед Ним. И если [после того, как получил от Него то или иное благо] человек не начинает делать больше добрых дел, чем прежде, не умножает своей благодарности и восхвалений, то должен [хотя бы] продолжать с постоянством то, что делал раньше. Должен стараться устремлять сердце в своих делах к Всевышнему, так, чтобы получаемое благо не становилось причиной уменьшения его усилий в служении и не отвлекало от попытки ещё более направить свою мысль к Всевышнему.

Девятая: человек должен всегда смотреть на тех, кто получает меньше благ, чем он, а не на тех, у кого их больше, и точно так же – направлять своё внимание на тех, кто улучшает и возвышает своё служение больше, чем делает это он сам, стараясь подняться на его ступень, а не на тех, кто сокращает его ещё больше, чем он, взращивая тем самым в себе гордыню и опускаясь в служении.

Десятая: то, что Всевышний в течение долгого времени как бы не замечает грехов человека и проявляет к нему большое терпение, не должно вводить его в соблазн грешить дальше и вселять уверенность, что гнев Всевышнего никогда не постигнет его.

И из всего, что нам известно о живших прежде нас и живущих сейчас с нами людях, из тех, которых Всевышний удостоил самых разных благ, а они свернули с путей служения и восстали против Него, мы можем заключить, что все они споткнулись ни в чём ином, как в исполнении обязанностей, о которых я здесь тебе рассказывал. Это широко известно из книг пророков всех поколений, будь благословенна их память. Неисполнение упомянутых обязанностей – причина ущерба и потерь во всём, о чём идёт речь в данной, третьей части нашей книги «Врата служения», где объясняется обязанность человека принять на себя служение Всевышнему.

Тот, кто не может взять на себя что-то большее, чем описанные здесь десять обязанностей, [даже] с возрастанием получаемых им благ, но при этом готов исполнять эти десять обязанностей во имя Всевышнего, достоин того, чтобы предназначенные для него блага приходили к нему постоянно. Если же они будут отняты у него, этому могут быть две причины: или для искупления какого-то из его прежних грехов, или для того, чтобы дать ему в будущем мире великую и драгоценную награду, неизмеримо превосходящую то, чего он лишился в нашем мире [писал Рамхаль («Даат Твунот», 146): «Таков общий принцип любого возвышения, которое Всевышний хочет дать человеку или миру: всегда, когда зреет добро, зреет оно в сокрытии глубокого замысла и поэтому сначала приходит страдание»].

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=25613