Зачем поддерживать людей, изучающих Тору?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1699

Кто пытается лишить Тору поддержки?

Известно, что Тора была дана всему народу Израиля. Раши пишет, что у горы Синай наш народ был «как один человек с единым сердцем». Именно при получении Торы наш народ удостоился взять на себя исправление мира и греха Адама. Для того, чтобы исполнить эту миссию, нам необходимо единство.

То, что в народе Израиля кто-то трудится над Торой, а кто-то – поддерживает изучающих, является проявлением упомянутого единства. Рамбам в законах шмиты и йовеля подчеркивает, что колено Леви не имеет надела в земле и не участвует в войнах потому, что его обязанностью является труд над Торой и обучение ее законам всего народа Израиля. Рамбам пишет, что это касается не только колена Леви, но любого, кто по-настоящему возьмет на себя бремя Торы. Поэтому, когда мы говорим о получении Торы на горе Синай с целью ее изучения и дальнейшей передачи цепочке поколений, то в этом деле у каждого есть своя функция. Но при этом, у всего еврейского народа было и есть общее желание удостоиться обретения Торы, передать ее следующим поколениям, исполнять волю Творца. Известный договор Иссахара и Звулуна – это не разделение, а проявление единства нашего народа ради достижения общей цели. Поэтому колена Иссахар и Звулун получили от Моше одно общее благословение. У каждого из них своя роль: один занят торговлей, а другой – изучением Торы. При этом, они имеют общую цель, исполняют одну и ту же миссию.

В наши дни постоянно идут разговоры о том, что не нужно поддерживать людей, изучающих Тору, поскольку они бездельники и тунеядцы. Такие нападки на мир Торы не новы. Об этом пишет еще Хафец Хаим во второй части книги «Шем Олам». Там он приводит высказывание о том, что в конце дней силы зла поразят людей, поддерживающих Тору. Одним из вариантов объяснения этого является то, что те, кто должен поддерживать изучение Торы в нашем народе, не захотят это делать. Это утверждение важно объяснить подробнее.

В замечательной книге Рамхаля «Дерех Эц Хаим» приводится известный стих о том, что мир держится на тепле, исходящем из уст юношей, занимающихся Торой. Это тепло иногда ослабевает. Одной из причин этого является присутствие эрев рав в нашем народе. Речь идет о сборище народов, присоединившихся к евреям при их выходе из Египта. В этой ситуации Всевышний создал в нашем народе основу для сохранения Торы. Об этом сказано в Теилим: «Из уст детей… основал Ты свое могущество против ненавистников Твоих, чтобы обезвредить врагов и ищущих мести» (Теилим, 8:3). Рамхаль объясняет, что под могуществом здесь подразумевается Тора, под ненавистниками – эрев рав, под врагами – ситра ахра (злое начало, силы зла), под ищущими мести – нахаш, змей, соблазнивший Адама и Хаву и желающий отомстить за то, что он в результате был лишен ног. До того, как нахаш был наказан Всевышним, он передвигался на двух ногах, как человек. Под ногами Рамхаль подразумевает опору для тела, и это неспроста.

Тора нуждается в надежной опоре. Рамхаль пишет, что нахаш, являющийся олицетворением сил зла, постоянно преследует поддерживающих Тору и пытается поразить их. Когда дети и юноши занимаются Торой, это нейтрализует воздействие змея. Замысел его состоит в том, чтобы в качестве мести за лишение ног поразить поддерживающих Тору.

Известен рассказ из Торы о том, как Ицхак посылает Эсава за добычей, чтобы тот приготовил ему еду, а Ицхак смог благословить его. В истории доброго отношения Ицхака к Эсаву, скрыт глубокий смысл. Из того, что написано нашими мудрецами, следует: Ицхак знал, что в Якове и его потомстве заложен потенциал для исправления мира. При этом, Ицхак хотел, чтобы Эсав не отходил от путей Всевышнего, а объединился с Яаковом для совместного исправления мира. Каждый из них должен был заниматься своим делом: Яаков – в шатрах учения, а Эсав – в поле. Об Эсаве сказано, что он был иш садэ, человек полевой. Он мог бы приносить Яакову свою добычу, и этим поддерживать его, чтобы Яаков мог учиться дальше. Это то единение, которого хотел Ицхак, и в этом состояло исправление Эсава.

Я слышал от рава Моше Шапиро, что замысел Ицхака состоял в том, чтобы Яаков пошел по пути Иссахара, а Эсав – по пути Звулуна. Но Ривка видела, что Эсав выбрал путь зла. Через него в этом мире раскрывались силы зла. И то же самое касается его потомков. Именно с их подачи в мире становилась явной сила нахаша, который, как мы знаем, пытается поразить поддерживающих Тору. Поэтому Эсав не поддерживал Яакова, а делал все «с точностью до наоборот». Это было одной из причин того, почему Ривка сделала все, чтобы благословение Ицхака получил Яаков. Если бы благословение получил Эсав, у нас не осталось бы ничего. Поддерживать Тору Яакова Эсав, мягко говоря, не собирался.

В Торе есть известная история, как Яакова поражает ангел-хранитель Эсава. Именно об этом эпизоде в книге «Зоар» сказано, что тем ангелом-хранителем Эсава был сатан. Он не смог поразить Яакова полностью, но сделал его хромым. В «Зоар» говорится об этом, что в конце веков Эсав поразит поддерживающих Тору. И все это также связано с объяснением Рамхаля слов из Теилим о врагах и ищущих мести. Речь идет о мести нахаша. Целью его являются люди, поддерживающие Тору, и то, чтобы эта поддержка прекратилась.

Приведем еще один пример. Одно из благословений Билама мы ежедневно произносим, входя в синагогу: «Как замечательны шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль». Известно, что благословения Билама не были его собственным пожеланием. Всевышний обратил в благословения те проклятия, которые изначально хотел произнести Билам. Из этого стиха видно, что первоначально Билам хотел проклясть наши шатры и жилища. Известно, что אוהל (шатер) – это намек на место изучения Торы. Об этом прямо говорит великий комментатор Писания – рав Овадья Сфорно. О Яакове сказано, что он был «сидящим в шатрах». Отсюда мы учим, что Билам хотел поразить шатры Торы. Как мы видим, «духовные наследники» Билама, противостоящие Торе, есть и в наши дни.

Противостояние Торе и попытка разделить наш народ является функцией Эсава, функцией сил зла. Это то, чему необходимо противостоять. Именно тогда, когда наш народ объединяется, чтобы постичь и исполнить волю Творца, происходит воплощение замысла Всевышнего о еврейском народе, как едином человеке, функцией которого является исправление греха Адама. Это единство проявляется в том, что поддерживающие Тору постоянно помогают тем, кто ее изучает и распространяет. Есть известное письмо рава Хаима из Воложина по поводу основания Воложинской ешивы. В этом письме он обращается к трем категориям людей: учителям и раввинам, будущим ученикам, а также к богатым людям. Раввинов он призывает учить, будущих учеников – учиться у раввинов, а тех, кто может поддерживать Тору – поддерживать ее. Это единство актуально для всего еврейского народа во всех поколениях. Оно дает возможность по-настоящему, серьезно и глубоко изучать Тору.

Как вырастить мудрецов Торы?

Тот, кто в течение десятилетий трудился над постижением Торы, понимает, какой огромный труд и самоотверженная учеба требуется, чтобы знать и постичь всю Тору по-настоящему. Сегодня есть призыв учить за час на уроке один лист Гемары (даф а-йоми за час). За семь лет таким образом предлагается изучить весь ШаС. Для многих в такой учебе есть польза, но вырастут ли на таких уроках настоящие мудрецы Торы? Изучение Торы требует огромной самоотдачи, огромных сил и полной направленности человека на это. Для того, чтобы серьезно заниматься еще чем-либо помимо полноценного изучения Торы, требуется уникальное величие духа. Учитывая общее снижение уровня поколений, такое величие сейчас встретить практически невозможно.

Допустим, у нас есть пять евреев. И есть два варианта развития ситуации. Первый вариант – они все будут работать, и каждый из них будет выделять три часа в день на серьезную учебу. Другой вариант: четверо из них будут трудиться, и материально помогать одному учиться непрерывно. В результате: в первом случае, у нас будут пять хороших евреев, занимающихся Торой в свободное время. Но при этом, не будет ни одного знатока Торы. Во втором случае, на пять человек будет один большой мудрец Торы. И это будет совершенно другая картина. Если бы изучение Торы было только личным делом каждого из нас, то можно было бы сказать: «Я работаю и учусь. А учеба другого меня не касается». Но в том то и дело, что это не так! Это не личное дело каждого из нас! Мы получили Тору, как единый народ, чтобы передавать ее дальше. На каждом из нас есть обязанность заботиться о том, чтобы в нашем поколении выросли великие в Торе, чтобы в поколении в целом было знание Торы, чтобы весь народ мог нести Тору дальше. Это личная обязанность каждого из нас!

В сказанном выше нет ничего нового. В Торе сказано, что функцией колен Иссахара и Леви была учеба. Колену Леви весь народ Израиля отдавал маасер, чтобы они могли беспрепятственно учиться. Про Иссахара и Звулуна мы уже сказали. И именно в этом нас поражает потомок Эсава, Амалек, являющийся проявлением силы нахаша. Мы сегодня находимся в изгнании даже на своей земле. Это и есть галут Эсава. Этот галут– не просто порабощение царством. Тяжелейшим последствием его является влияние Эсава на нас самих. И все эти разговоры внутри нашего народа, направленные против поддержки Торы – это все та же самая скверна Эсава, которая, к сожалению, впитывается нами. Беда не в том, что это говорят люди, далекие от религии. При их сегодняшнем духовном состоянии, с них спрашивать нечего. Дай Б-г, чтобы они удостоились веры и соблюдения Шаббата. Наша большая беда в том, что сегодня эти разговоры исходят от людей, соблюдающих заповеди. Трагедия нашего народа сегодня в том, что противодействие Эсава еврейскому народу и Торе зачастую реализуется руками людей в кипах.

Если мы хотим, чтобы в нашем народе сохранилось величие Торы, нам необходимо вкладывать в это свои силы и самоотверженно помогать людям, которые выбрали для себя тяжкий труд над ней. Нам нужно растить своих детей так, чтобы они захотели удостоиться этого. Тогда из тысячи людей, начинающих изучать Тору, выйдет один, по-настоящему великий в Торе.

Есть одна теория, которая внешне выглядит правильной. Суть ее в том, что нужно отобрать способных учеников и создать им условия для учебы, а на остальных силы и средства не тратить. Эта теория высказывается в разных вариантах в контексте сегодняшней общественной дискуссии о поддержке изучающих Тору.

Рав Лоренц в своей книге «В кругу великих» приводит один интересный разговор с Хазон Ишем. Рав Лоренц спросил у Хазон Иша, почему бы наряду с существующими ешивами высокого уровня не создать и другие, которые будут выращивать хороших «домохозяев» (баалей батим), понимающих в Талмуде. Хазон Иш ответил на это так: «Подобное совершенно невозможно! На нас возложена задача заботиться о том, чтобы каждый стал великим в Торе, и мы обязаны предоставить каждому возможность того, чтобы из него вышел большой мудрец Торы. Соответственно сказанному Вами, мы изначально определяем, что неспособный должен стать «домохозяином», – пусть даже и таким, который делает для себя изучение Торы главным занятием. Но у нас нет права поступать так! Нам заповедано стремиться к тому, чтобы человек стал великим в Торе».

Известно, что глава нашего поколения, рав Хаим Каневский в молодости был известен как человек небольших способностей. Но благодаря своему желанию учиться он удостоился помощи Свыше. Сейчас он – живая книга Торы. Другой пример – история моего учителя, рава Хаима Камила. Он в детстве был известен, как человек очень низких способностей в учебе. Многие думали, что в Торе из него ничего не получится. Его голова «раскрылась» в возрасте 25-26 лет. Рав Камил удостоился не просто величия в Торе. Его ближайшим учеником был великий глава ешивы Мир – рав Натан Цви Финкель. Это – путь Торы: серьезно должны учиться все дети и юноши. На этом держится мир. Эта учеба пробуждает в детях и юношах душу. И даже, если потом по объективным причинам они не смогут учиться большую часть дня, эта учеба сохраняет в них желание иметь свой удел в Торе и стремление передать это своим детям.

На этом основана вся передача Торы следующим поколениям. Из тысяч, изучающих Тору, вышли рав Шах, гаон Стайплер, рав Эльяшив и другие великие мудрецы. Так было во всех поколениях. Невозможно на основе проверки IQ отобрать способных детей и воспитать из них будущих глав поколения. Более того, часто из лучших учащихся ешив не получается ничего выдающегося. Тора не является уделом только лишь тех, у кого есть большие способности. Она держится на тех, у кого большая сила воли и большое упорство в труде над ней. Своими трудами они удостаиваются помощи Свыше. Безусловно, для того, чтобы удостоиться Торы, способности, конечно, важны. Также этому помогают молитвы наших бабушек и матерей. Когда человек даже с низким уровнем способностей начинает трудиться над Торой, это становится причиной того, чтобы у него раскрылись более высокие способности.

Кроме того, каждому еврею необходимо иметь ту базу, которая позволит ему сделать свой дом домом Торы, даже если он не учится в ешиве весь день.

В Торе сказано, что если мы будем трудиться над Торой, то пятеро из нас будут преследовать сотню, а сто – будут преследовать десять тысяч (Ваикра, 26:3-7, см. комментарий Раши к этим стихам). Раши отмечает, что это не пропорционально: в первом случае речь идет о пропорции один к двадцати, а во втором – один к ста. Он объясняет, что ситуация, когда Тору исполняют многие, принципиально отличается от ситуации, когда Тору исполняет небольшое количество людей. Но что значит «исполняют Тору»? Речь идет не об учебе избранных, а о совместном вкладе в Тору всего народа, в том числе и материальном.

Тора и Земля Израиля

Еще один вопрос, касающийся Торы и всего нашего народа в целом. Сказано, что Земля Израиля дана нам в заслугу Торы. Поэтому, во втором благословении «Биркат а-Мазон» мы говорим: «…и за Тору Твою, что преподал Ты нам…». Какое отношение это имеет к благословению после еды? Дело в том, что в этом же благословении мы благодарим Всевышнего за Святую землю. Она нам дана в заслугу изучения и исполнения Торы.

Когда мы говорим о наследовании Святой Земли, речь идет обо всем нашем народе в целом. Для этого необходима заслуга в Торе всего народа. Особенно – в сегодняшней ситуации постоянного конфликта с миром Эсава. Приведем пример, касающийся нашего времени. После последних терактов правительство приняло решение о строительстве в Иерусалиме и Маале Адумим. На это сразу же возмущенно отреагировали политики из многих западных стран, в том числе и США. Для них нет большего преступления, чем строительство еврейских домов на Святой Земле. Это лишь одно из проявлений гнета царства Эдома, противостоящего нашему народу.

Но помимо этого, необходимо выкорчевать влияние «царства Эдома» из нас самих. Сегодня его проявлением в еврейском народе является вопрос: «Зачем поддерживать людей, изучающих Тору»? Ставящие этот вопрос подливают масло в огонь стремления Эдома и Ишмаэля оторвать нас от нашей земли.

Подготовил рав Ц. Маламуд

 


http://www.beerot.ru/?p=27004