Продолжение. начало здесь
Труды над Торой открывают человеку Тору из чрева матери
В свете этого мы можем получить новый взгляд на то, что же есть труд над Торой. Человек, который трудится над Торой, не порождает новых постижений. Все постижения сокрыты в нем самом со времени, когда он был младенцем в чреве матери, когда его учили всей Торе. Когда он выходит в пространство этого мира, само по себе соприкосновение с материальностью и скверной этого мира заставляют его забыть все постижения в Торе, которых он удостоился. Но это не такое забывание, которое ведет к полной утрате постижений. Это лишь нечто, обусловленное материальностью нашего мира, своего рода непроницаемое покрывало, скрывающее постижения, которых удостоился человек благодаря «свече Б-жьей – душе человека».
Забывание такого рода, что самому человеку не известно о духовных силах, скрывающихся в нем, и также временно скрыты от него постижения в Торе.
[Примеч. составителей. Понятие «забывания» не означает, что для человека пропало то, что было у него в памяти. Оно означает лишь, что в данный момент он не знает о своих постижениях, и есть разные возможности извлечь из глубин его души забытое. Так же и у того, кто учился и забыл выученное, оно находится в глубинах его души, и достаточно напомнить ему о какой-то детали, чтобы он вспомнил.]
Посредством труда над Торой человек очищает и ослабляет материальные барьеры этого мира, и после снятия их удостаивается подняться и извлечь из глубин души свою Тору, которую изучал в чреве матери.
Труды над Торой: «тяжко трудился и нашел»
Подобным же образом объясняет Виленский Гаон стих (Мишлей, 16:26): «Душа труженика трудится для себя, ибо принуждают его уста его». [Виленский Гаон объясняет здесь прямой смысл стиха несколько иначе, чем Раши в Гемаре Санедрин, 99б, см. выше.]
[Примечание редакции. Далее слова Гаона приводятся в кавычках, жирным шрифтом.]
«“Если ты учил много Торы, не ставь себе того в заслугу, ибо для этого ты создан” (Авот, 2:8), ведь человека обучают в чреве матери всей Торе (Нида, 30б), чтобы он мог постигать ее во все дни свои в этом мире». Виленский Гаон объясняет приведенные выше слова Гемары о том, что человека обучают в чреве матери всей Торе – то есть [не буквально всей, а только] той, которую человек имеет возможность постичь [если будет трудиться над ней] во все дни своей жизни, «и в этом смысл слов мишны “ибо для этого ты создан”». Другими словами, «не ставь себе того в заслугу», поскольку ты не «производишь» сам, «из самого себя», новых постижений! Человек [лишь] возвращает себе силой своего труда то, что было «насажено» в нем в начале сотворения в чреве матери. «И это то, о чем сказали наши мудрецы (Мегила, 6): “Тяжко трудился и нашел – верь этому”, – ибо то, что было и потерялось, когда ты пришел в этот мир, может найтись»! Вещи [совершенно] новые – это не находка; находка – это то, что было у человека когда-то и потерялось, а он силой своего труда вновь это находит; и потому это у него – находка.
«И в этом смысл слов: “ибо принуждают его уста его”; другими словами, “уста его” – [намек] на ту самую “всю Тору”, которую человек учил до появления своего на свет; они принуждают его учиться» – постоянно, чтобы найти свою потерю. Труд – это обязанность, исполнение которой требуется, чтобы человек нашел свою потерю, которая, в сущности, скрыта в глубине его души! И нахождение этой потери во всех ее деталях обусловлено величиной труда, который вкладывается в поиск.
Трудами человек удостаивается раскрытия тайн Торы
Рав Хаим из Воложина («Руах Хаим», Авот, 6:1) объясняет слова автора мишны [о том, кто учит Тору ради нее самой]: «Открывают ему тайны Торы» следующим образом: «Ибо в действительности все тайны и секреты Торы объяснены и открыты, но только застланы от них глаза наши». Материальность этого мира – преграда, застилающая перед глазами человеческими тайны Торы. «И также в том, что принадлежит к открытой части Торы, человек тяжко трудится временами над вещами малыми и легкими, – так, что после того, как поймет их, он удивляется сам себе и недоумевает: над чем же он так много трудился, ведь это так просто! Но человек иногда бывает ослеплен». До того, как он потрудился, материальная преграда затуманивала ему духовное зрение, необходимое для проникновения в глубь вещей.
Действительно, силой трудов своих и стараний человеку удается устранить барьеры и преграды, и он уже смотрит на вещи с позиции более высокой, духовной, и видит теперь те же вещи простыми и самими по себе понятными, до такой степени, что не понимает, почему не уразумевал этого прежде! «И если будет заниматься ею [Торой] ради нее самой, откроет Всевышний глаза его и снимет с него пелену ослепляющую, как сказал Давид (Теилим, 119:18): “Открой глаза мои, чтобы я увидел сокрытое в Торе Твоей”». «Сокрытое» – это то, что укрыто и спрятано в глубинах души человеческой. Когда удостоится человек силой своих трудов подняться и увидеть вещи духовным зрением, он удостоверится, что может увидеть и понять также вещи, прежде для него сокрытые – «как говорится (в благословении перед чтением “Шма, Исраэль”): “И озари глаза наши в Торе Твоей”, – и это то, о чем сказано: “И открывают ему тайны Торы”». «Открыть» означает, что, в сущности, предмет [составляющий тайну] спрятан и находится в глубинах души. Необходимы лишь орудия и средства для его открытия.
Таким образом, труды над Торой подготавливают человека к тому, чтобы он вернул себе свою пропажу – Тору, сокрытую в глубинах его души. Делается это посредством достижения более высокой ступени, устранением и ослаблением преград, обусловленных материальностью этого мира.
Благодаря трудам над Торой удостаиваются дополнительного понимания
В действительности силой своих трудов человек может не только удостоиться открытия ему тайн Торы, – вещей, которые были скрыты от него и спрятаны в глубинах его души. Благодаря труду, который убирает «покрывало», застилающее глаза скверной этого мира, он обретает новое понимание с позиции более высокого духовного взгляда (также и в вещах, которые он изучал раньше).
И вот как объясняет это Виленский Гаон в комментарии к стиху (Мишлей, 5:18) [весь этот стих намекает на труд]: «Да будет источник твой благословен, и будешь радоваться жене юности твоей». Он пишет: «“Да будет источник твой благословен” – чтобы ты был подобен ключу бьющему, чтобы благословился источник твой [т. е. удостоишься открытий в Торе]. “И будешь радоваться жене юности твоей” – и, тем не менее, будешь рад тому, что уже обновил [до того]… И это – несмотря на то, что “будет источник твой благословлен” и будет подобен ключу бьющему, поймешь тайну до основы ее, и всегда будут открываться тебе вещи. Тем не менее “будешь радоваться жене юности твоей” – другими словами, будет у тебя радость в том, что ты открыл по прямому смыслу [слов Торы]. А когда поймешь тайну – увидишь прямой смысл, насколько он верен и правдив, и насколько нет в нем совершенно ничего лишнего. Тогда будешь рад этому еще больше, чем когда он тебе открылся в молодости твоей».
Есть большая разница между развитием телесным и развитием духовным. В первом случае происходит рост тела [животного] или растений, когда развивается и растет то, что уже существует в миниатюре, и нет здесь развития с обновлением. Но при духовном развитии при всяком духовном подъеме открываются совершенно новые миры, которых человек до того себе не представлял, и это духовное возвышение изменяет все духовные понятия, известные ему до того. Это не развитие познаний, известных ему ранее. Перед его взором открывается то, что было прежде скрыто, то, что он не был еще готов и достоин увидеть. [Примеч. автора. Чему это можно уподобить? Человеку, у которого были грязные очки. Когда он их очистит, откроет перед собой также вещи, которые видел раньше, но теперь он смотрит на них новым взглядом.]
Силой своих трудов над Торой человек удостаивается великого духовного подъема, удостаивается увидеть все новым взглядом, то есть на новой духовной ступени. И на ней он сможет как увидеть и открыть вещи новые, которых не удостоился открыть до того, так и увидеть и понять новым взглядом, на более высокой ступени и с новым пониманием то, что учил прежде.
«Труженик трудится [над Торой] – она [Тора] трудится для него»
Сказали наши мудрецы (Санедрин, 99б): «Сказал раби Ицхак бар Авудими: из какого стиха Писания [мы видим необходимость непрерывно заниматься Торой]? Из стиха [(Мишлей, 16:26); здесь мы возвращаемся к переводу данного стиха согласно Раши там в Гемаре]: “Труженик трудится [над Торой] – она [Тора] трудится для него, ибо принуждает он уста свои” – он трудится здесь, а его Тора трудится ради него в другом месте».
Раши объясняет: «“Труженик трудится [над Торой] – она трудится для него” – поскольку он трудится над Торой, она трудится для него.
“Ибо אכף – ахаф – принуждает он уста свои” – поскольку он постоянно “нагружает” словами уста свои, как надевают укаф [седло] на осла [здесь слово ахаф трактуют как укаф]. И что такое укаф? Бремя Торы, над которой он трудится. “Тора трудится на него” – все время просит Владыку своего передать ему смысл слов [и законов] Торы и порядков ее. И почему она так старается? Потому, что ахаф – “принуждает” свои уста к словам Торы».
В свете сказанного мы можем хорошо понять все это. Предопределение о труде – это устранение того, что мешает, снятие материальных преград этого мира, порождающих забвение, затмение и препятствующих человеку в открытии Торы, сокрытой в глубинах его души. И когда он предает свою душу и сердце трудам над Торой, ему удается устранить материальные перегородки. Помимо этого, силой своих трудов он восходит на новые духовные ступени, которых не удостаивался до того, и в заслугу своих духовных устремлений и ступеней удостаивается открывать и видеть новое и получить новое понимание также в том, над чем не трудился, ведь сама Тора просит и умоляет Всевышнего передать ему смысл слов [и законов] Торы и порядков ее.
Труды над Торой – выход за рамки естественного
Пишет Хазон Иш («Эмуна у-Витахон», гл. 3, 9): «Глубокое изучение законов до полного прояснения во всех их деталях – это многолетний труд, требующий величайшего усердия. Исключительность его связана с исключительностью и уникальностью поставленной цели – знания всей Торы. Благословенной памяти наши мудрецы всегда говорили, что невозможно достичь знания Торы усилиями непостоянными и незначительными. Они говорили, что приобретение Торы включает в себя сорок восемь отдельных приобретений (см. Пиркей Авот, 6:6), каждое из которых – выход за рамки естественного, за рамки всех привычек обычной человеческой личности. Это означает ступить на путь совершенства, так, чтобы природа и естество человека уже не были помехой его усилиям в учебе и преданности ей. И ради этого не даст он сна глазам своим и дремы – векам».
Главное в трудах над Торой – выйти за рамки естественного, чтобы «естественность» этого мира не была помехой великому усердию и преданности Торе; следует убрать от себя все прочие интересы, желания и устремления, захватывающие сердце человеческое.
Мой учитель и наставник гаон рав Э. Деслер объясняет слова Гемары о том, что в стихе «Человек для трудов рожден» (Иов, 5:7) имеется в виду труд над Торой, на основе стиха (Йеошуа, 1:8): «Не отойдет эта книга Торы от уст твоих». Но где же в этом стихе упоминается труд, ведь в нем отмечается только важность учебы днем и ночью? Однако именно в этом все дело. Ведь что такое труд [нужный для действительного овладения Торой]? Он таков, что весь интерес и все устремление должны быть направлены только на Тору! Он требует от человека выйти за рамки естественного и личных привычек. Человек, заинтересованный в чем-то, прилепляется к этому и вкладывает в него большую часть своих сил.
И [если он заинтересован в словах Торы], то он чувствует в своей учебе, что «они – жизнь наша и долгота дней наших», что в них – источник его наслаждений и жизненное устремление. И если это так, «не отойдет эта книга Торы от уст твоих», и в том – выражение сути трудов над Торой: весь интерес его будет в ней. В свете этого устранятся перед ним все препоны и перегородки, не дающие ему воспринимать свет святости и Торы.
По мере приумножения трудов человека и стремления его к Торе удостоится он очистить себя от материальности и прилепиться к Торе. Каждое дополнительное усилие в трудах – это дополнительное очищение, новое восхождение в духовности и понимании Торы, с новым взглядом на основе духовного роста – взглядом более глубоким, с более четким и ясным пониманием, чем прежде. И потому труды над Торой – это ключ к успеху и секрет его, чтобы удостоиться обретения Торы – того, о чем сказано: «передать ему смысл слов [и законов] Торы и порядков ее».
Перевод: рав Пинхас Перлов