Врата святости — Врата вторые

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Виталь

1534
врата вторые

Часть первая. Врата вторые

Ущерб, происходящий от недостойных качеств

Качества заложены в низменной душе человека, называемой фундаментальной. Эта душа состоит из четырех аспектов: неживого, растительного, животного и говорящего. И они тоже являются соединением добра и зла. С этой душой связаны добрые и дурные качества, и они трон, фундамент и основа для возвышенной разумной души, с которой связаны шестьсот тринадцать заповедей Торы, как объяснялось выше, в первых вратах. Поэтому, качества не являются частью заповедей, но они важнейшие предпосылки исполнения или пренебрежения заповедями, ведь разумная душа может исполнить их с помощью органов тела только посредством фундаментальной души, непосредственно связанной с телом. Как сказано (Ваикра, 17:14): «Ибо у всякой плоти – душа в крови», поэтому дурные качества намного хуже самих преступлений.

Теперь пойми, что сказали мудрецы, благословенной памяти: «Всякий, кто гневается, как будто служит идолам», а это – самое тяжелое из всех преступлений. И так же сказано (Сота, 4б, 5а): «Тот, кто заносчив, как будто отрицает основы [веры]… и следует его искоренить как Ашейра… и прах его не пробуждается», и есть еще множество подобных высказываний. И пойми очень хорошо, что именно в силу своей фундаментальности они (качества) не включены в шестьсот тринадцать заповедей, связанных с разумной душой. Таким образом, к качествам следует быть еще более внимательным, чем к заповедям «делай» и «не делай», ибо обладая добрыми качествами, легко исполнить все заповеди.

И с помощью этого ты поймешь удивительные слова, сказанные мудрецами о качествах, что скромность и смирение приводят человека к духу святости и присутствию Всевышнего в нем. Сказал Элияу, доброй памяти: «Тора объясняется только тем, кто не суров, и я тоже открываюсь только тем, кто не суров», и как сказали мудрецы, благословенной памяти (Сангедрин, 88б): «Прислали оттуда: «Кто наследует будущий мир – тот, чьи колена преклонены, и кто смирен…» И есть множество подобных высказываний, где упомянуто не исполнение заповедей, а добрые качества. Держи эти слова перед глазами и ты, несомненно, достигнешь успеха на своем пути.

Также как четыре телесные основы – это корни, из которых сформированы шестьсот тринадцать органов тела, так и души этих основ, корни для всех добрых и дурных качеств, посредством которых исполняются или не исполняются Тора и заповеди, которые есть шестьсот тринадцать элементов, исходящих из четырех букв имени Всевышнего. И они поддерживают разумную душу, включающую в себя четыре духовные основы, из которых изваяны шестьсот тринадцать органов души. И хорошо пойми, что основа исполнения заповедей в добрых качествах, как и наоборот.

Уже объяснялось, что все, сделанное Всесильным, включает в себя добро и зло, одно напротив другого. И также, как четыре телесных основы, называемые материей основ, соединены из добра и зла и из них приходят телесные силы или источники слабости – четыре желчи: белая, желтая, черная и красная – так и в душах, называемых образами, есть четыре основы, из добра и зла, из которых проистекает здоровье фундаментальной души человека – ее добрые качества или болезнь – дурные качества, проистекающие из четырех нечистых скорлуп в той душе. И когда человек удаляет от себя эти скорлупы, четыре буквы имени Всевышнего, которые есть свет, оживляющий фундаментальную душу, облачатся в нее и тогда она и ее тело, станут колесницей святости Всевышнего в мире Осия (действия). Также как это объяснялось по отношению к разумной душе в исполнении заповедей.

Помни и не забывай, что так же и посредством занятия Торой, в четырех уровнях ее понимания – ПаРДеС, то есть Пшат, Ремез, Драш и Сод – дух и разум человека становятся троном имени Всевышнего в мире Йецира. А посредством мыслей и намерений разумная душа человека становится троном имени Всевышнего в мире Брия.

Вернемся к объяснению четырех основ в приобретении качеств. Знай, что все дурные качества коренятся во зле и скорлупах четырех ступеней фундаментальной души. Поэтому все дурные качества делятся на четыре вида. Вот они.

Из основы «огонь» происходит гордыня, называемая еще «грубостью духа», ибо огонь, самая легкая и возвышенная из четырех основ. Гордыня включает в себя так же и гнев, ибо человек гневается из-за гордыни, когда не исполняют его желания. А если бы он был принижен духом и знал свои недостатки, то он бы никогда не гневался. Таким образом, гордыня и гнев – это одно качество. У этого качества есть три порождения. Суровость (непримиримость) в сердце; ведь если бы не гордыня, сердце человека не было бы непримиримым, как мы уже объясняли, говоря о гневе. Стремление к власти и почету, дабы возвысится над другими. И ненависть к другим, когда они достойнее его, тоже порождение гордыни.

Из основы «воздух» проистекает дурное качество, связанное с речью – «пустые разговоры», то есть стремление к словам, в которых нет никакой необходимости, как духовной, так и телесной. У этого есть четыре порождения: лесть, ложь, сплетни и раскрытие другим своих достоинств, дабы возвеличится в их глазах (хвастовство).

Из основы «вода» происходит желание наслаждений, так как вода взращивает все виды удовольствий. У этого есть два порождения. Жажда завладеть имуществом другого или его женой, или всем, что есть у него, дабы насладиться этим. И зависть, когда человек завидует другому, владеющему многим, от чего можно получить удовольствие.

Из основы «прах» возникает уныние, во всех его проявлениях. У него одно порождение – лень исполнять Тору и все ее заповеди из-за уныния, связанного с достижением пустых приобретений этого мира или трудностей. Такой человек не доволен своей долей ни в чем, и глаза его не насытятся богатством.

Таким образом, есть четыре прародителя (источника) всех дурных качеств: гордыня и включенный в нее гнев, пустые слова, жажда наслаждений и уныние. Они происходят из четырех скорлуп дурного начала в фундаментальной душе. А их противоположность, это четыре добрых качества, происходящих из четырех добрых основ в фундаментальной душе. Вот они: смирение, которое есть полная приниженность, отдаляющая человека от всех видов гнева, приходящего из-за гордыни. Молчание, когда человек не раскрывает уст, подобно немому, кроме того, что необходимо для занятия Торой, заповедями, поддержания тела и оказания уважения другим. Пренебрежение всеми телесными наслаждениями и излишествами. И постоянная радость от своей доли ибо «все, что делается с Небес – к добру».

Кроме того, человек должен стремиться радоваться тому, что он служит Создателю, как сказано (Теилим, 119, 162): «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший большую добычу», и как сказали мудрецы (Авот, 1:9): «Сделай свою Тору постоянной, а работу временной». Выходит, что когда дурные качества присутствуют в человеке, он отвергает исполнение Торы и заповедей, а даже если и исполняет, то делает это не во имя Небес и с большим трудом, о таком сказано (Мишлей, 11:22): «Золотое кольцо в ноздрях свиньи…» Ибо нечистота облачена в нем, в скорлупах, о таком мудрецы сказали (Йома, 72б): «Удостоился – его Тора становится животворящим снадобьем, не удостоился – его Тора становится ядом».

А если человек преодолеет свое дурное начало, будет воевать с ним, трудом отринет от себя дурные качества и будет исполнять Тору и заповеди, он назовется полным праведником, трепещущим перед Небесами и героем, победившим свое дурное начало. Если же он достигнет в этом постоянства, так, что все дурные качества покинут его совершенно, и душа, больше не возжелает их, а добрые качества станут его природой, ему не придется воевать с дурным началом, потому, что его душа и тело будут чисты от всякой грязи материи, как это сказано о Моше (Шмот, 3:5): «Сбрось обувь свою с ног своих…», и как это упомянуто в книге Тикуним (Тикун 31 и 48). Тогда облачатся в человека четыре буквы имени Всевышнего и он станет святым троном в Его колеснице. Такой человек называется любящим Всевышнего, благочестивым и совершенным всеми видами совершенства.

Перевод – рав Л. А. Саврасов, издательство «Еврейская книга».


http://www.beerot.ru/?p=37971