Врата святости — Врата четвертые

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Виталь

1759
врата четвертые

Часть первая. Врата четвертые

Подробное объяснение ступени «праведник»

Праведник — это тот, кто изо всех сил старается исполнить все доступные ему в наше время из шестисот тринадцати заповедей. Поскольку есть разные мнения о том, что включают себя шестьсот тринадцать заповедей, приведем их сначала согласно мнению Рамбама, благословенной памяти, а потом присоединим то, что добавили другие комментаторы и книга «Зоар», как заповеди «делай» из Торы, так и заповеди мудрецов. Разделим это на пять частей.

Часть первая – заповеди, относящиеся к молитве во все будничные дни.

Вторая – заповеди, связанные со временем.

Третья – заповеди, доступные человеку.

Четвертая – заповеди, которые надо искать для того, чтобы их исполнить.

Пятая – заповеди, которые человек не может искать и только Всевышний может прислать их.

Часть первая.

Признать, что есть Б-г, в стихе «Слушай Израиль, Б-г Вс-сильный твой…»[1] и провозгласит Его единство, говоря «…Б-г один!». Сделать цицит, и закутываться в них. Накладывать головной тфилин, по мнению Раши, рабейну Тама и «Шимуша раба». Накладывать ручной тфилин, упомянутым путем[2]. Читать «Шма», дважды в день. Каждый день молиться молитву «Восемнадцать благословений». Каждый день вспоминать, что сделал нам Амалек, когда говорим «Омейн, да будет имя великим…»[3], как написано (Шмот 17:16): «Потому, что рука на троне Всевышнего[4] – война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение», и когда произносит «и приблизил нас Царь наш к имени своему великому». Исповедоваться каждый день после молитвы и в благословении «Услышь голос наш…». Священникам — благословлять Израиль каждый день.

Часть вторая.

Благословлять Шабат на вино, во время наступления и по выходу в «авдале». Прекращать в Шабат работу. Отказываться в сердце от квасного ночью четырнадцатого Нисана. Рассказывать о выходе из Египта в Агаде, ночью первого дня Песаха. Прекращать работу в первый день Песаха. Есть мацу в первую ночь Песаха. Прекращать работу в седьмой день Песаха. Радоваться в три праздника Песах, Шавуот и Суккот. Радовать жену, детей и бедняков, каждого, как следует ему. Считать Омер, сорок девять полных дней, от начала ночи шестнадцатого Нисана. Прекращать работу в праздник Шавуот. Прекращать работу в Рош а-Шана. Прекращать работу в Йом Кипур. Поститься в Йом Кипур. Прекращать работу в первый день праздника Суккот. Прекращать работу в день Шмини Ацерет. Жить в сукке семь дней праздника. Возносить лулав и три вида растений с ним, в первый день праздника Суккот.

Часть третья.

Написать свиток Торы. Установить мезузу. Благословлять «Биркат а-мазон»[5]. Учить Тору и обучать других каждый день. Плодиться и размножаться. Жениться. Сделать обрезание сыну. Отделять халу от теста в земле Израиля. Давать цдаку. Одалживать деньги бедным. Во время возвращать залог. Сделать ограду (на крыше дома). Оказывать почет священникам. Оказывать почет мудрецам. Почитать отца и мать. Бояться отца и мать. Любить близких. Любить прозелитов. Платить работникам во время. Кормить работников. Проверять признаки [кошерности] домашних и диких животных. Проверять признаки [кошерности] птицы. Проверять признаки [кошерности] рыб и кузнечиков. Соблюдать траур по [умершим] родственникам. Наставлять. Исполнять обеты. Держаться Всевышнего и следовать Его путям. Бояться Всевышнего. Избегать греха. Любить Всевышнего, эту заповедь следует исполнять во всех деталях, упомянутых мудрецами, благословенной памяти.

Часть четвертая.

Отделять «трума гдола[6]». Отделять труму от маасера (десятины). Отделять маасер ришон (первую десятину). Отделять маасер шени (вторую десятину)[7]. Отделять маасер они (десятину для бедных). Отдавать пэа, лекет, шихеха, перет и олелот[8]. Отдать священнику первенца чистого животного. Выкупить первенца осла. Убить первенца осла[9]. Есть плоды урожая деревьев четвертого года после посадки в Иерусалиме или выкупать их. Отдать священнику голень, щеки и желудок зарезанного животного. Отдать священнику первый остриг овец. Возвращать потерю. Возвращать незаконно взятое. Одалживать чужаку под проценты. Взыскивать с чужака долг. Уничтожать идолов. Проверять весы, гири и меры. Помогать разгрузить упавшее под ношей вьючное животное. Помогать вернуть поклажу на поднятое после падения вьючное животное. Клясться именем Всевышнего в суде. Отгонять птицу от гнезда, для того, что бы взять птенцов. Резать домашних и диких животных и птиц определенным способом. Покрывать кровь зарезанных диких животных и птиц. Просить милости в молитве. Трубить в шофар и трубы, когда община в беде (не дай Б-г!). Прекращать обработку земли в седьмой год. Не убирать урожай в седьмой год, и об этой заповеди есть спор, из Торы ли она или это заповедь мудрецов. Разводить жену с помощью гета[10]. Заповедь назиру отращивать волосы. Спасать преследуемого. Насильник должен жениться на жертве насилия. Тот, кто возвел на свою жену напраслину, должен жить с ней до конца дней. Освятить имя Всевышнего в самопожертвовании. Назначать судей и стражников. Давать равные права судящимся. Свидетельствовать в суде. Заповедь жениху первый год быть дома. Судить об отмене обетов. Тот, кто нанес ущерб чужому имуществу или здоровью, должен платить, еще есть заповедь судить, когда чье-то животное нанесло ущерб, бодалось или совершило потраву, судить ущербы от разведенного огня и вырытой ямы, судить ущербы от халатности платного и бесплатного сторожа и одалживающего (вещ) и все виды споров в сделках. Заповедь судить все виды имущественных претензий и споров о наследстве. Судить о том, что должен платить вор. Следовать мнению большинства[11].

Часть пятая.

Выкупать первенца. Совершить ибум вдове брата[12]. Делать халицу.

Заповеди, заповеданные мудрецами.

Зажигать субботние свечи. Зажигать свечи Хануки. Читать свиток Эстер. Омывать руки. Соединять дворы[13]. Соединять границы городов, если это необходимо для исполнения заповеди. Соединять «варку»[14]. Соединять переулки[15]. Поститься четыре поста: 17-ого Тамуза, 9-ого Ава, 3-го Тишрея и 10-ого Тевета (некоторые еще добавляют пост Эстер). Поститься в трудные для общины времена.

А вот заповеди «делай» по мнению других авторитетов и книги «Зоар»:

Вспоминать о выходе из Египта во время чтения главы о цицит, днем и ночью. Каждый день вспоминать Субботу. Помнить день, когда стояли перед Всевышним у горы Хорев[16]. Помнить о том, как гневили Всевышнего в пустыне. Помнить поступок Мириям. Благословлять перед чтением Торы. Смотреть на цицит, читая стих: «и увидите их». Заповедь полного раскаяния. Бояться Всевышнего, во время чтения «жертвоприношений» и «песнопений» утром. Любить Всевышнего, во время произнесения благословения «Вечной любовью…» и стиха «И возлюби Б-га Всесильного…». Благословлять Всевышнего во время произнесения «Да восхвалится…», «Творящий свет…», «Творящий светила…» и всех семи благословений связанных с чтением «Шма» утром и вечером. Освящать имя Всевышнего самопожертвованием во время чтения первого стиха «Шма». Освящать Его имя в чтении «Освятим…». Быть готовым к смерти и единению со Всевышним во время «падения лицом», в чтении стиха «Тебе Всевышний душу вознесу…». Знать, что «а-Шем, Он Элоким» в чтении первого стиха «Шма». Наслаждаться в Субботу. Делать авдалу[17] на исходе праздничного дня. Читать «Алель» в определенные времена. Клясться именем Его исполнить заповедь. Благословлять на разные виды удовольствий. Подвергать себя в Йом Кипур пяти видам лишений. Сжигать квасное 14-ого Ниссана. Оказывать уважение мудрецам, даже если они молодые и старикам, даже если они преступники. Скромно вести себя в туалете. Объяснять каждое знамение как справедливое. Отделять труму из лучшего. Построить синагогу и молиться в ней. Уничтожать имя идолопоклонничества. Упоминать его для позора. Выкорчевать ашейру[18]. Сжигать ашейру. Разбивать обелиски и уничтожать жертвенники идолопоклонников. Уничтожать инструменты используемые для поклонения идолам. Отдаляться от жены, когда приближаются месячные. Отдалятся от жены сразу, как только она увидит кровь[19]. Страшиться мудреца. Удалять орлу[20] с сердца. Любить наставления. Делать больше, чем этого требует закон. «Цельным будь с Г-сподом Всесильным твоим». Не верить астрологам и предсказателям. Любить близких, и в том числе, стараться понимать их поступки как праведные. Нести мир между людьми. «Да будет жить брат твой с тобой» — возвращать ему заранее обусловленные проценты за данные в долг деньги[21], делать все, что необходимо для спасения жизни, и давать все необходимое для этого. Отменять обеты жены и дочери. Учить законам. Исполнять «Ото лжи отдались». Судить споры между компаньонами, споры о разделе земли и все имущественные иски.

А это заповеди «делай», заповеданные мудрецами:

Вываривать посуду. Окунать новую посуду. Проверять дом на наличие квасного ночью четырнадцатого нисана. Есть горькую зелень в первую ночь Песаха. Благословлять на все заповеди, чудеса и знамения приходящие к человеку. Читать в Торе, во времена установленные учителем нашим Моше, мир ему, в Субботу, праздничные дни и так далее.

  1. Знать и признавать, что есть Б-г, необходимо постоянно, но при произнесении «Шма…» («Слушай Израиль…»), необходимо сосредоточиться на этой мысли.

  2. То есть по всем трем мнениям.

  3. Это слова, которые произносит слышащий Кадиш.

  4. Это клятва.

  5. Благословение после еды с хлебом.

  6. «Трума», небольшая часть плодов урожая, без отделения которых остальные плоды запрещены в еду, трума обладает святостью и разрешена в пищу только для коаним (священников), и только если они находятся в ритуальной чистоте. «Трума гдола» – «Великая трума», та часть, что отделял сам хозяин плодов от всего. «Трумат маасер», это трума отделяющаяся от уже взятого маасера (десятины), предназначенного для левита.

  7. Первая десятина должна была быть отдана левиту, вторая – должна быть съедена самими хозяевами, но только в Иерусалиме.

  8. Все перечисленное относится к частям урожая, которые следует оставлять бедным. Пеа – край поля, начиная жатву, следует немного отступить от края, оставляя крайние колосья. Лекет – отдельные колосья (один или два вместе), случайно пропущенные во время жатвы, за ними нельзя возвращаться. Шихеха – сноп, забытый в поле. Перет – виноградины, отделившиеся во время уборки от грозди. Олелот – «бедные» грозди, когда виноградин так мало, что они не касаются друг друга.

  9. Если он не выкуплен.

  10. Гет – специальное разводное письмо.

  11. Судей.

  12. Особенная заповедь, если человек умер бездетным, то его брат должен жениться на его вдове, это называется «ибум», если же он не хочет этого делать, то он должен освободить вдову от обязанности выйти замуж именно за него, совершив обряд, называемы «халица».

  13. В Субботу, для того, что бы можно было переносить вещи из дома в дом.

  14. Для того, что бы можно было готовить в праздничный день для наступающей за ним Субботы.

  15. Также в Субботу, для того, что бы можно было переносить вещи со двора во двор.

  16. Она же Синай.

  17. Отделение будней от праздника.

  18. Дерево, которому поклоняются.

  19. Кровь месячных.

  20. Орла – кожа, которую удаляют во время обрезания, по аналогии с этим, есть духовная «орла», «орла» на сердце – оболочка, которое делает сердце грубым и бесчувственным.

  21. Прежде всего, есть запрет одалживать еврею деньги под проценты, и есть заповедь одалживать без процентов, если же человек нарушил, и взял с должника заранее оговоренный процент, у него есть заповедь вернуть это.


http://www.beerot.ru/?p=39670