Введение в устои веры — Сущность человека

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

478
сущность воображения,устои, вера, устои веры, воображение

Урок первый

13 устоев сущности человека

В первой части этого урока автор показал, что Рамбам приводит свои 13 принципов веры как в комментарии на Мишну, так и в своде еврейского закона Мишне Тора. Рамбам утверждает, что тот, кто не принимает все тринадцать принципов, не может полноценно выполнять заповеди Торы, и не является полноправным членом Общины Израиля.

5. Сущность человека, достойного получения Торы – власть сознания над действием.

Попытаемся понять и немного прояснить необходимость устоев для исполнения Торы и заповедей. Б-г сотворил образ человека в форме трех уровней, которые влияют друг на друга. Высший уровень разума называется мудрецами мохин (буквально: мозг). В нем находится понимание (и распознавание), и там обитает нешама.

Вторая система — это желания, там обитает руах (дословно: дух), любовь и ненависть, все, чего человек желает и старается достичь, или наоборот, ненавидит и бежит от него. То, что человек уважает и ценит относится к этой системе, однако оно также проистекает из более высокого уровня.

Третья часть, самая нижняя, это силы деяния, управляемые посредством нефеш – части души, соединенной с телом и имеющей отношение к практической реализации органами. И это называется шитуфа дегуфа – «соучастие с телом» потому, что она действует в теле.

Все действия, совершаемые человеком, начинаются на высших уровнях разума и желания, называемыми нешама ве-руах (разумная душа и дух), затем спускается на уровень нефеш и только тогда наступает черед реализации в материальном мире. Тело не может пробудиться к действию посредством влияния только разума, или только желаний с чувствами, а лишь когда волеизъявление доходит до нижней части желания, называемой нефеш. Поэтому в Торе написано всегда «Душа (нефеш) которая сделает», «Души (нефашот) делающие» (Ваикра,  23,30; 18,29) потому, что действие всегда происходит посредством самого нижнего уровня, относящегося к телу.

Мудрецы раскрывают (Зоар Шмот, 153.1), что буквы «ךלמ» (царь) являются аббревиатурой слов моах, лев и кавед (мозг, сердце, печень), и именно в этой последовательности. Мозг сосредотачивает в себе силы познания,  сердце – силы желания. Печень производит кровь в теле, «а кровь и есть животная душа» (как написано в Торе (Дварим, 12:23): «Кровь это душа»), здесь находится единение сил души, управляющих телом. (В законах Шаббата кровопускание запрещено по причине изъятия души (тр. Шаббат, 75), в крови находится жизненная сила тела, которая возникает в результате единения нефеш с телом, что делает человека живым существом).

Человек царит над собой именно таким образом – мозг первый и главный, за ним следует сердце, а печень со средствами реализации подвластно двум первым. Однако если перевернуть порядок – это уже не царство. Печень становится во главе, и тогда силы животной души и тела управляют желаниями сердца. А сам мозг отстраняется, лишь его нижние составляющие подчиняются реализации желаний печени и сердца.

Это изменение в порядке, которое является противоположностью слова «ךלמ» (царь), создает слово «םלכ» («уничтожь их!»), подразумевается уничтожение и упразднение духовной формы человека. И как написали Тосафот (тр. Авода Зара, 4,2), что Бильам хотел проклясть народ Израиля в момент гнева Творца одним словом – калем («םלכ»), а Б-г перевернул проклятие в благословение, сказав мэлэх («ךלמ»). Отсюда мы учим, что противоположность царя есть уничтожение. Так же и в форме человека, или он царь и его разум управляет через желания действием, или разум второстепенен и подчиняется силам животной души и желаниям и думает в соответствии с их волей. Таким образом, царь «переворачивается», что и есть разрушение исконной сущности человека.

Мудрецы сказали, что человек уподобляется дереву, как написано «ведь человек древо поля» (трактат Таанит, 7, основывается на Дварим, 20.19), только он как строение перевернутого дерева. Дерево растет из земли, в ней его корень и основа, и из нее он черпает жизненные силы, развивается вверх. Все это ради реализации потенциала, заложенного в корнях, которые скрыты в земле. Однако человек, его истоки и основы в его возвышенной Б-жественной душе, а он развивается по направлению вниз, во имя раскрытия величия свой души, и проявления ее достоинств в нашем мире.

Устой и корень человека всегда находится в высших духовных уровнях, там источник его жизни, оттуда он черпает жизненную силу и переносит ее на все свои остальные составляющие.  

6. 13 устоев разума – основа человека, из которой вытекает исполнение Торы

Ввиду того, что человек был сотворен этими тремя уровнями «мозг, сердце, печень», Творец обращается к каждой из этих трех систем. 13 устоев находятся в «разуме». Истина и ложь устанавливаются в системе познания. От нее требуется, чтобы сознание соответствовало истине, которую открывает Б-г в мире.

Вслед за устоями, обращающимися к «разуму» следуют заповеди, относящиеся к желаниям «сердца» и силам действия, происходящим из «печени». Желанию сердца определены свои заповеди: любовь, страх, слияние с волей Творца, следование Его путям и т.п. Эти заповеди указывают желанию отстраниться от плохого и следовать хорошему. А нефеш (животной душе), пребывающей в печени, предписаны заповеди действий органами тела, управляемыми этой душой. В этих двух частях находятся все заповеди.

Устои, относящиеся к разуму, не изъявляются в виде приказа. Их назначение – приготовить основу, предшествующую заповедям, задача которой в распознании истины. А Тора и заповеди нужны именно для того, чтобы правильное знание управляло желанием и действием. Только в случае, если у человека есть сознание, построенное на истине, есть место указаниям всех заповедей желаний сердца и деяния, и существует возможность обязать человека направлять свое сердце и действия в соответствии с этим сознанием.

К тому, у кого сознание не сформировано на истине, невозможно обратиться с требованием реализовать истинное знание, ведь его сознание зиждется на лжи. Понятно, что он оторван от Торы и ее заповедей и от общины Израиля.

Единственный инструмент, с помощью которого человек может познать истину и отделить ее от лжи, это сознание, потому что истина и ложь определяются исключительно в области человеческого сознания.

Все устои являются системой знания истины, здесь есть Всевышний, есть Тора, а также заповеди и провидение. Если человек находится в мире осознания истины, построенном на устоях веры, тогда в его мире есть место Торе и заповедям. С тем, кто не находится в системе этих устоев, невозможно говорить о Торе и о заповедях, потому что в порожденном его воображением химерическом мире нет места для истинной Торы.

Это пустой мир, в котором есть лишь небытие, он создан самим человеком и это лишь его мир, и понятно, что нет никакой связи между этой системой и системой Торы и заповедей. Поэтому тот, кто не верит в 13 устоев, не считается частью общины, он за пределами границ народа Израиля и к нему не относится «А твой народ все праведники и навсегда унаследуют землю».

7. «Руах» является сутью человека – в нем происходит выбор

Виленский Гаон пишет во многих местах, что суть человека – это руах (дух), т.е. «сердце» и сила желания. Нешама, пребывающая в разуме выше его, а нефеш, соединенная с телом, ниже его, а сам человек и есть руах. Это средняя сила, которая стоит перед выбором, и перед которой всегда лежат два пути.

Задача человека заключается в том, чтобы его дух принял у разумной души осознание и путь жизни, и передал их нижней душе и средствам действия для того, чтобы те претворили их в жизнь. В этом и заключается цельность личности – человек не возжелает ничего, что не утверждено разумом, и его желание будет действовать только в соответствии с направлением сознания. Добро, которое выбирает сила желания – это стремление быть направленным истинным сознанием во имя реализации его решений в жизни.

Однако если сила желания не примет на себя подчинение сознанию, царский престол пустым не останется. Власть перейдет к силам тела, и они будут управлять желаниями и мыслями. И тогда воцарится нефеш, соединенная с телом.

Свобода выбора находится в руах (дух). Человек по своей природе думает в соответствии с тем, что ему преподносит его разум, и невозможно ему указать думать по-другому. Так же силам действия в отдельности невозможно приказать, потому что нет возможности обращаться к телу человека. Как невозможно заповедовать ребенку, неподвластному заповедям по причине отсутствия полноценного сознания, так же и нефеш в отдельности не принимает заповеди и обязательства.

Из этого следует вывод, что заповеди всегда обращаются к руах т.е. к воле человека потому, что в ней находится свобода выбора и ею человек может возжелать что-либо или наоборот. Когда он стремится к истине то, работой мысли, постигнет ее, задействовав высший разум. Так же, желая добро, он будет его творить. Таким образом, если мы действительно будем стремиться к истинным ценностям, тогда сможем правильно действовать и правильно понимать.

8. Человек строит свой мир посредством 13 основ

Если вдуматься, то мы увидим, что все в мире находится в общей реальности, в ней все существует, влияет и является объектом влияния. Сущность любой вещи заключается в ее соотношении с реальностью, при отсутствии связи с которой ничто не имеет существования. И если смотреть на мир с этой точки зрения, то мы поймем, что наша Тора с заповедями существуют в истинной реальности, определенной 13-ю устоями. Поэтому, отсутствие цельности в них считается выходом из реальности, так что Тора и заповеди теряют смысл. Объясним это подробнее.

Все творение – это истинная реальность, все сотворенные считаются истинными в силу того, что они продолжают существовать в соответствии с изначальным творением. Ложь не присутствует не среди животных, не ­­среди растений, их действия в точности соответствуют их сотворенной сущности. Всевышний наделил человека особенным свойством, которое и есть право выбора и возможность создавать себе собственную систему существования, в которой он будет жить, как истинную, так и ложную.

Сознание человека создает ему свой мир и его задача построить в своем сознании такую реальность, какая она на самом деле. Однако он может жить в мире лжи и это и будет его реальностью. И тогда он останется навечно в мире, который является ложью от начала и до конца, т.е. в мире полностью нереальном!

В сознании человека существует такая возможность – создать для себя мир, которого никогда не было и не будет, это всего лишь плод его воображения, и в этом мире фантазии он будет жить. Однако этот мир существует, пока работает воображение, но когда оно исчезнет, весь его мир улетучится как сон.

Человек создан «по образу Б-га», что означает по высшему подобию по отношению к творению. Б-г сотворил все миры своим именем, так же Он сотворил и человека с возможностью творить, в чем и заключается основной смысл его создания. [См. начало первых врат книги «Нэфеш hа- Хаим», где автор подробно объясняет, что значит «по образу и подобию Б-га».]

Это проявляется в сознании. В нем человек творит свой мир, и потому что он создан быть творцом, у него есть именно тот мир, который он создал для себя в своем сознании. «Ведь идет человек в дом своего мира» (Коэлет, 12:5), в своем мире он живет и в нем он продолжит свое существование, и кроме этого у него нет ничего. А если человек постигнет в своем сознании истину, тогда он будет жить в этой реальности вечно.

9. Отрицание основ – выход из реальности

Маараль объясняет, что Ад есть само небытие, поэтому он сравнивается с огнем. Огонь – единственная в мире сущность, удерживающая находящихся в ней ради их же уничтожения, это место, которое является анти-реальностью. Сущность «места» – обеспечивать существование находящемуся в нем. А огонь – это место, уничтожающее все, что в него попадает. Такое описание дали мудрецы Геhиному (Аду).

Геhином (Ад) — это место такого человека, который создал себе воображаемый ложный мир в этой жизни, в течении которой воображение может выдавать себя за реальность. В момент, когда воображение перестает действовать и смыкает глаза, человеку необходимо место для существования. Ведь человек должен находиться в каком-то месте! А если у него есть лишь созданная им реальность, и она лжива, то есть, это – анти-реальность – это и есть Геhином.

Любая боль это результат недостатка в условиях существования, по сравнению с той реальностью, в которой человек должен существовать в идеале. Нет возможности существования реальности без места, «место» это базовое и необходимое условие для существования реальности. Если поместить человека в место, абсолютно противоречащее реальности – это и есть идеальное определение боли. Это реальность, у которой не хватает самого необходимого условия для собственного существования – места. Такое состояние и есть сама боль.

Так можно понять слова мудрецов – отрицающий одну из 13 основ веры «не имеет удела в будущем мире». Будущая жизнь дается лишь тому, кто живет в мире истины, который зиждится на 13 основах. Тот, кто создал в своем сознании ложный мир, пребывает вне настоящей реальности, у него нет места для жизни, что означает «не иметь удела в будущем мире».

10. Жизнь Торы дана только тому, кто верит в основы

Мы привели слова Рамбама, который постановил четвертый устой в законах возвращения написав «Утверждающий, что есть Творец единый, но он обладает телом и формой [и тот, кто в это верит, называется мин]» (законы Возвращения 3,4). Райвед спорит на месте:

«И почему назвал такого мин, ведь были более великие и лучшие чем мы следовавшие этой идее в соответствии с виденным в писании. И еще больше их натолкнуло на заблуждение то, что они видели в агадот, запутывающих знание».

Т.е. нельзя обвинять того, кого ошибочное прочтение писания привело к отрицанию основ. Объясняет рав Эльханан Васерман от имени рава Хаима Соловейчика позицию Рамбама, что основы – это единственный образ, в котором сознание человека может существовать. Поэтому неважно, почему не верит человек – сознательно или ошибочно. Сам факт, что его сознание воспринимает реальность ложно, исключает его из общины Израиля. Правило заключается в следующем – апикорес по ошибке все равно является апикоресом (приводится в конце сборника примечаний на тр. Евамот [эти слова рава Вассермана были напечатаны в издании «Беерот Ицхак» № 5]).

Итак, мы выучили, что основы создают в человеке способность принять заповеди. К живущему в ложном мире невозможно обратиться со словами Б-га, у Творца нет связи с таким человеком. В мнимый мир, который человек сам создал себе, не может проникнуть слово Б-га. Творец он и есть сама истина, и Его слова – это существование и реальность, «Ведь Ты Б-г истина и Твое слово истина и будет существовать вечно» (из молитвы Рош hа-Шана). А лживой системой понимания истина отторгается.

После греха сказал Б-г Адаму «Где же ты?» (Берешит, 3:9), то есть Я тебя не нахожу потому, что в том месте, где Я нахожусь тебя нет. Адам в своем грехе поместил себя вне истинной реальности.

13 устоев это сама истина и сама реальность, и поэтому на них все зиждется. Посредством устоев есть смысл в жизни человека, и прежде всего они помещают человека в настоящую реальность. Вне системы, построенной на истине, нет жизни, там есть лишь воображаемое существование и небытие.

Перевод – рав Ш. Каплан.

 


http://www.beerot.ru/?p=38419