Врата веры — Второй принцип — Единство Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1662
единство

Второй принцип. Единство Всевышнего

Провозглашение веры: Я верю полной верой, что Творец, благословлено Имя Его, един, и нет другого такого единства никоим образом. И Он — единственный Б-г наш, Который был, есть и будет.

Простое объяснение этого принципа заключается в том, что Всевышний — это единственный создатель, и Он единолично управляет миром. И нет другого, кроме Него. Однако, большинство комментаторов, включая самого Рамбама, который сформулировал эти принципы, и включая текст, приведенный в Сидуре, почти не упоминают простое понимание «единства» — то, что Всевышний — единственный Творец и единоличный Правитель.

Вместо этого, Рамбам подчеркивает, что «нет другого такого единства никоим образом». То есть — Всевышний един и неделим на части. Не так, как стол, который можно разделить. И не как человек. Но простое понимание единства, то, что Всевышний — единственный Творец и единоличный Правитель, также включается в этот принцип.

Понятие «единственный» охватывает множество положений и принципов. Мне неизвестно точно, какие из этих принципов являются неотъемлемой частью веры в единство. Я бы не начинал обсуждение этой темы, если бы из слов Рамбама, а также из слов «Ховот а-Левавот», не было понятно, что это основополагающее понятие — Всевышний обладает «истинным единством». Не просто единством в мире, не просто единоличным правлением, а «истинным единством». Вместе с тем, нельзя забывать и о простом смысле единства, о том, что Всевышний — единственный Творец и единоличный Правитель. То есть, нет границы тому, насколько Он управляет всем и насколько всё подчинено только Ему.

Понимание «истинного единства» заключается в том, что Его Существо неделимо, в отличие от нашего существа. Ведь у нас есть «мы» и есть «наше знание». С Творцом дело обстоит иначе.

Вот, что пишет Рамбам («Законы основ Торы», гл. 2, пункт 10): «Всевышний знает Свою истинность и осознаёт её такой, как она есть. И Он не знает знанием, существующим вне Него, как знаем мы. Ведь мы не едины со своим знанием. А что касается Создателя, благословен Он, знание Его и существо Его едины с каждой точки зрения, с каждой стороны и в каждом смысле единства». У него всё это — единое целое, единое существо. Он, благословен Он, Его знание и Его воля — всё едино. Есть одна сущность, называемая «Создатель».

У нас есть понятия — «знание Реувена», «понимание Реувена», «доброта Реувена». У Всевышнего нет понятия «доброта Всевышнего». Есть только одна реальность — Творец мира. Она включает все виды совершенства.

Рамбам пишет об этом так: «Из этого выходит, что Он знающий, Он знаемый и Он — само знание, и всё это — едино. И нет у наших уст силы произнести это, у ушей наших услышать это, и не может сердце человеческое ясно воспринять это».

Это важнейший принцип единства, Всевышний — это единая и неделимая сущность. В этой сущности содержится всё Его совершенство.

Понимание вещей посредством наглядных примеров

Как писал Рамбам, у нас нет возможности представить себе эти понятия. Поэтому объясним их логически, и таким образом проясним многие вопросы.

[Следующий отрывок основан на талмудическом принципе, по которому утерянный предмет становится бесхозным после того, как хозяин теряет надежду его найти. Возникает вопрос, становится ли этот предмет бесхозным, если вероятность найти его незначительна, и когда хозяин узнает о потере, то отрешится от него, но на данный момент хозяину неизвестно, что предмет утерян.]

Например, когда начинаем знакомить учеников с понятием «неосознанное отчаяние», неважно, идет речь о шестиклассниках, учениках ешивы для молодых людей, или о взрослых мужчинах. В любом случае, если начнем объяснение со слов Талмуда «Абайе говорит, что это не рассматривается как отчаяние, а Рова говорит, что это рассматривается как отчаяние», чем больше будем пытаться это объяснить, тем меньше поймут ученики.

Как же тогда следует рассматривать этот вопрос? Объясняем понятие в общих чертах, а потом сразу переходим к противоречиям, которые Талмуд выдвигает словам этих двух мудрецов. И тогда, в процессе разбора аргументов и контраргументов, доказательств и опровержений, рассмотрения всех случаев и примеров, которые приводит Талмуд, картина постепенно проясняется.

То же самое и здесь. Если попытаемся понять суть единства саму по себе, не придем к верному пониманию. Поэтому, пойдем другим путем — назовем несколько выводов, которые из этого следуют, и таким образом у нас образуется картина единства.

«Единство» — одна сущность

Единство означает, что сущность Всевышнего одна. То есть, неверно было бы сказать, что Всевышний един, но сущность Его состоит из частей. В действительности, вся Его сущность едина. Поэтому, если мы скажем, что Он — это один объект, а Его благодеяние — это ещё один объект, такое утверждение противоречит вере в единство.

Все создания состоят из частей. И даже первая форма, созданная Всевышним, состоит из материи и формы. Нет никакой сущности, которая не состояла бы из материи и формы. Но Он, благословен Он, — это простая сущность, не состоящая из формы и материи. У нас нет никакого представления о Нем и о Его сущности.

Единственное, что нам известно, это то, что Его сущность чрезвычайно грандиозна, хоть и скрыта от нас. Она включает всё совершенство и всё могущество. При этом, Его цельность ни в чем Его не ограничивает. Он может сделать всё, что захочет, как в высших сферах, так и в низших.

Это очень важно понять. Из-за того, что нам известно, что Он устроен не так, как мы, у нас есть тенденция отрицать, что у Него есть те возможности, которые присущи нам. Об этом написано: «разве создавший ухо не услышит?» (Теилим 94:9). Его совершенство не лишает Его возможности совершить любое действие, будь оно сколь угодно возвышенным, или сколь угодно приниженным. Он может, иносказательно выражаясь, кататься в пыли. Написано, что это то, что Он делает — из-за наших грехов, и из-за Его великой любви к нам. У нас тут нет никакого понимания.

Но тот, кто это отрицает, тот, кто утверждает, что невозможно, чтобы Всевышний мог кататься в пыли, является вероотступником. Ибо Всевышний может сделать всё. Он даже может одновременно делать две противоположные вещи. У Его совершенства нет никаких ограничений. И у Его всемогущества нет никаких ограничений.

Настоящие праведники верили в эту Его возможность кататься в пыли, и это приводило их к рыданиям. Но нам трудно плакать из-за этого. Почему я должен плакать? Если бы я узнал, что мой папа валяется в грязи, это меня бы очень сильно расстроило и я бы зарыдал. Но что касается Всевышнего — нас это не трогает, потому что для нас это неосязаемо. Но мы должны знать, что Его возможности бесконечны. Праведники заходились рыданиями и рвали на себе волосы, когда понимали, что Всевышний всемогущ, и может сделать абсолютно всё, в том числе, страдать из-за страданий народа Израиля, и, иносказательно выражаясь, валяться из-за этого в пепле.

Основа единства заключается вот в чем: кроме того, что Всевышний един, и нет подобного Ему, Он Сам «один, уникальный и единственный». Его сущность едина и неделима, она не разбивается на составляющие. Вся сущность — это только Всевышний.

Изучение Торы — прилепление к Бесконечному

Осмыслив эту основу, рассмотрим несколько вопросов и высказываний мудрецов, что позволит нам лучше объяснить и прояснить тему единства.

Мидраш «Тана де-вей Элияу» (раздел «Зута», 12) говорит: «Можно ли сказать, что лучезарность лика того, кто много читал (Писание) и много изучал, в Грядущем Мире будет такой же, как лучезарность лика того, кто читал и изучал немного? Это не так! Благословен Вездесущий, благословен Он, перед Которым нет предпочтений. В действительности, у каждого в соответствии с тем, кто он есть».

Это вызывает изумление. Получается, что было сделано следующее предположение. Возьмем человека, который изучал Тору как Виленский Гаон, который в буквальном смысле не тратил впустую ни одного мгновения, которое можно было использовать для изучения Торы, ни количественно, ни качественно. Он всю свою жизнь посвятил постижению Торы с неимоверным напряжением сил. С другой стороны, возьмем человека, который за всю жизнь один единственный раз участвовал в изучении полстраницы Талмуда. Лучезарность их ликов будет равна в грядущем мире?!! С какой стати?! Откуда взялось такое предположение?

Дело вот в чем. Тора — это прилепление ко Всевышнему. Получается, что даже тот, кто изучал её совсем немного, в какой-то точке прилепился к Всевышнему. А если есть связь со Всевышним даже в малом, то есть связь со всем Им. Ведь Он неделим! Невозможно говорить о большей или меньшей части, Он весь — Всевышний.

Тот, кто изучал Тору лишь одно мгновение, в этот момент соединился с Бесконечным. А к бесконечности невозможно ничего прибавить! В сфере истинного единство не может быть никаких различий. Поэтому даётся ответ: «Перед Ним нет предпочтений». Каждую секунду изучения Торы человек заново прилепляется к Всевышнему. Как можно понять, что после того, как человек уже обрел всё, он может обрести это вновь? Мы этого не понимаем. Но это так, хоть от нас это и скрыто.

Для того, кто действительно задумывается об истинном единстве, это самое мощное порицание, которая только может быть. Так можно понять, насколько велик убыток от каждого мгновения, не посвященного изучению Торы!

Мудрецы также сказали («Мидраш Раба», Шмот, гл. 33, пункт 1): «Разве есть товар, который продаётся вместе с продавцом? Всевышний сказал народу Израиля: “Я продал вам Тору, как будто бы продал Себя вместе с ней”».

Мы не можем себе этого представить, можем только попытаться понять это с помощью интеллекта. Человек, который один раз в жизни выучил один стих Пятикнижия, как будто бы обрел связь со Всевышним. Его награда — это прилепление ко Всевышнему.

Основа истинного единства такова: когда берем человека за руку, за ногу, видим его доброту, а мудрость его не видим. Что касается Всевышнего — всё едино. Если есть хоть какая-то связь с Ним, есть связь со всем. Если так, то давайте задумаемся, что заложено в каждое слово Талмуда!

Если бы не истинное единство, нам бы давали только то, что нам дали. В действительности же, истинное единство означает, что у нас нет никакой возможности понять, что заложено даже в одно слово Торы! [У нас есть возможность обрести бесконечную награду.]

Одно мгновение прилепления за всю жизнь — прилепление на вечность

Мишна в конце трактата Макот пишет: «Раби Хананья бен Акашья говорит: “Всевышний хотел увеличить заслуги народа Израиля, поэтому преумножил для них Тору и заповеди”». Рамбам пишет в комментарии к этому отрывку: «Одна из фундаментальных основ веры заключается в том, что когда человек выполнит одну из шестисот тринадцати заповедей правильно и безупречно, и не будет у него совершенно никаких намерений, связанных с этим миром, а выполнит он её только ради неё самой и из любви, как я объяснил, тем самым удостоился он жизни в Грядущем мире. И это то, что подразумевал раби Хананья — благодаря большому количеству заповедей, невозможно, чтобы человек за всю свою жизнь не выполнил одну из них верным и совершенным образом. И благодаря выполнению этой заповеди, будет жить душа его».

То есть, невозможно, чтобы за всю свою жизнь человек не выполнил хотя бы одну заповедь идеальным образом. А если он выполнил одну заповедь безупречно, то тем самым уже обрел связь с Создателем, а это вечность! На первый взгляд, достаточно выполнить одну заповедь! Можно было бы даже утверждать, что это почти вероотступничество заявить, что есть возможность получить награду за две заповеди. Ведь, выполнив лишь одну заповедь, ты уже получил вечность!

И тем не менее, «благословен Вездесущий, благословен Он, перед Которым нет предпочтений». Каждый получает «в соответствии с тем, кто он есть». И этом несмотря на то, что, в сущности, все заповеди — это нечто единое, хоть мы этого и не понимаем.

Поэтому Рамбам и говорит, что почти невозможно, чтобы за всю свою жизнь человек ни разу не выполнил хотя бы одну заповедь ради неё самой, другими словами, в совершенстве. И когда человек удостаивается выполнить одну заповедь безукоризненно, он удостаивается прилепиться к «Единому». А когда у него есть хоть какая-то связь с Единым, у него есть связь с Ним всем. Ибо у Него, у Всевышнего, всё едино и неделимо.

Один, уникальный и единственный

Как мы уже упомянули в начале этой лекции, здесь несколько основ вместе. Есть неделимое единство, истинное единство и так далее. Все эти концепции содержатся в утверждении, что Всевышний «один, уникальный и единственный».

«Один» — это одна сущность. Это сущность, которая неделима. «Уникальный» означает, что есть только один такой. Нет двух творцов. Известна история, произошедшая с [великим знатоком и мудрецом Торы] р. Дискиным (она приводится в книге «Амуд Эш», стр. 17). Когда он был маленький, папа сказал ему, что Творец один. Мальчик ответил отцу: «Это самоочевидно! Ведь написано “вся земля полна славы Его” (Йешаяу, 6:3). Если вся земля полна Его славы, очевидно, что нет места для другого». Это очень глубокое и очень правильное понимание.

«Единственный» означает, что Он управляет всем, что кроме Него и Его воли нет ничего. Понятия «один» и «уникальный» говорят о Нем, благословен Он. «Единственный» выражает то, что всё происходящее в мире исходит только от Него.

«Один» означает, что Его сущность едина, как на неё ни посмотри.

«Уникальный» означает, что Он один, и нет подобного Ему.

«Единственный» означает, что всё сводится к Нему. То есть, всё, что мы видим, например, этот стол — всё от Него.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=84536