Предисловие к книге «138 врат мудрости»
Продолжение. Часть 3
- Как известно, святая Тора называется «силой», поскольку она даёт силу святости на основании сказанного «Дайте силу Б-гу». Перед рождением человека его обучают всей Торе, чтобы дать его душе силу ещё до того, как она войдёт в тело. Так душа его вберет в себя всё Учение и сможет исправить как следует все ступени святости [соответствующие этой душе]. [Говорит Рамхаль в книге «Даат Твунот» (стр. 98): «И ещё одно из фундаментальных понятий, созданных Всевышним – это мера и размер. Ведь в простоте Его нет места ни мере, ни размеру. А когда желание Всевышнего установило закон постепенности, дал Он меру всему в мире и расположил в ступенчатом порядке, одно ниже другого, от первого и до последнего. И каждой ступени отмерил, сколько недостатка там будет, и сколько останется от добра и совершенства. И согласно этой мере определяются законы и характер каждой ступени, и порождения её, и каждый получает положенное ему и находится на своём месте».] Однако когда он выходит в мир (рождается), ангел принуждает его забыть Тору, чтобы дать возможность «зацепится» за него дурному началу. Ведь иначе дурное начало изгонялось бы силой святости, человек был бы подобен ангелу, а исправление (ашбата, «остановка») не делались бы. Поэтому тогда (во время рождения) «скрывается» в нём свет Торы, и ситра ахара получает над ним власть, а называется этот период «годами орла» [то есть искра святости, присутствующая в душе каждого человека, как будто срыта покрывающей её оболочкой – орлой]. В это время его необходимо наказывать, как сказано (Притчи, там же): «…розги [это не обязательно физическое наказание] наказания отдаляют её [глупость, упомянутую в начале стиха] от него». Ещё сказано (там, 23:14): «Ты исправляй его розгами, и душу его спасёшь от Шеола (могилы, Геинома)», поскольку это настоящая орла, о которой сказано (Псахим, 92а): «Избавление от орла – как избавление от могилы». Эта орла на самом деле является могилой, так как погружает человека во тьму, куда не проникает высший свет, а душа его как будто мертва и похоронена. Именно в этом заключён смысл сказанного (Эйха, 3:6): «Во тьму поместил меня, как умерших этого мира».
- В начале, на восьмой день, удаляют орла, присутствующую на теле, а внутренняя орла, та, что на сердце, не исчезнет до тех пор, пока не истекут тринадцать полных лет, поэтому всё то время он свободен от исполнения заповедей. [Однако ради воспитания детей наши мудрецы обязали родителей приучать их с детства к исполнению заповедей.]
И вместе с тем, всё это время его необходимо воспитывать, как я уже говорил, поскольку это облегчает отторжение орла, и тогда в нужный срок она оставит его совершенно, как говорилось выше. Поэтому сказано «отдаляют её от него», и не сказано «удаляют её». Ведь это не удаление: она будет удалена, когда настанет время. Это и является «муками могилы», необходимыми из-за прочной связи (тела человека) с нечистотой Змея, от которой можно избавиться только посредством страданий. Праведники же, исправляющие себя как следует, настолько отдаляют её от себя, что уже не нуждаются в муках. [Поддавшись соблазну змея, человек позволил злу укорениться в своём теле и тем самым обрёк себя и своих потомков на муки смерти. У него была возможность отвергнуть зло, поняв, что это такое, и не испытывая его на практике. Но поскольку человек не сделал этого, он вынужден прочувствовать, что такое зло, на себе, то есть страдать.] Так и с юными: глупость присуща им, и они нуждаются в воспитании, дабы отдалить её от них [т. е. ее влияние на них], и лишь когда придёт время расстаться с ней, она удалится окончательно, а если он следует верным путём, сам отдалит её (воздействие). Таким образом, в то время, когда он отдаляет орла, дух [т. е. слова Торы], исходящий из его уст, подавляет ситра ахара, сокрушает её и возвращает силу Торы, полученную им в начале, еще до рождения. Когда же он возвращает всю силу (Торы), тогда и становится обязанным исполнять заповеди.
- И знай: безусловно, мир существует только благодаря духу [Торы], исходящему из уст детей. Тора иногда «ослабевает», а иногда «усиливается». «Ослабевает» у людей из-за грешников, и особенно из-за эрев рав [дословно: «большая примесь», представители других народов, которые вышли из Египта вместе с Израилем], смешавшегося с Израилем, как сказано в тикуним. А Святой, благословен Он, возводит основу для Торы из упомянутого духа, который чист от греха и усиливает Тору, поскольку он изначально для этого создан, как было сказано выше. И в этом смысл фразы: «Из уст детей и младенцев основал Ты силу…», и именно это является «основой», и к этому относятся слова: «Из-за (ради) притеснителей твоих», которые и есть эрев рав, «остановить врага», который есть ситра ахара, и следует именно «остановить» его. [Полностью стих звучит так: «Из уст детей и младенцев основал Ты силу, из-за (ради) притеснителей Твоих, [способную] остановить (леашбит) врага и мстящего».] И сказано: «мстящего», поскольку такова суть Змея, мстительного и злопамятного, и в этом смысл слов «Змею отсекли ноги», ведь сказано о нём (Берешит, 3:14): «На брюхе своём будешь ползать». Ему следует отомстить за то, что он преследует ноги [т. е., опору Торы], в чём и заключается смысл сказанного «колени мудрецов, которые слабеют [спросил Рава: «…почему колени [мудрецов] слабеют?» И ответил: «Из-за чертей, [окружающих их]»]» (Брахот, 6а), а суть этого – небесные опоры [это аллегория: посредством ног человек стоит на земле, «ноги», поддерживающие Тору – это её опора на земле], поддерживающие тело, от них зависит сила поддержки Торы, что оберегает её от падения, на основе сказанного: «Поддерживающий её твёрдо стоит на ногах» (Притчи, 3:18). [Объясняет в этом месте Виленский Гаон: «Две “ноги” поддерживают Тору, одна – это поддерживающие её материально (деньгами), вторая – поддерживающие её “телами”, то есть действиями».] Итак, Змей в своём преследовании старается именно лишить Тору поддержки (не дай Б-г!). Поскольку Змей – «преходящая ложь», а Тора – вечная истина, он хочет отомстить, хочет, чтобы у Торы не было поддержки в Израиле (не дай Б-г!), чтобы она оставила евреев и была ими забыта (не дай Б-г!). [Истина «твёрдо стоит на двух ногах», возможно, смысл высказывания в том, что даже если человек не хочет следовать истине, он неизбежно понесёт наказание; тем самым ложь будет раскрыта, а истина восстановлена. Змей же, суть которого ложь, как объяснялось, лишён «ног» совершенно.] А дух, исходящий из уст детей, способен исправить именно этот изъян, поскольку они напрямую связаны с теми самыми «высшими ногами», называемыми «дети из дома учения», как объясняется в «Зоаре», и они суть опоры истины, то есть посредством этого исполняется обещание «истина вечна», и на это указывают слова «остановить врага и мстящего».
- Выходит, в руках человека, а не ангелов находится способность совершить великое исправление, и, следовательно, безусловно человек – главный в Творении. И ещё отсюда следует, что человек создан только ради этого (деяния), и не пристало ему заниматься чем-либо другим. Так было в начале, как сказано (Берешит, 2:15): «И поместил его (ваяанхеу) в сад Эдена, возделывать его и оберегать», и объяснили мудрецы, благословенной памяти: «Это – повелительные заповеди (возделывать) и запреты (оберегать)», и всё это (то есть служение) – в покое, ведь таков смысл слова «поместил» [в оригинале – ваяанхеу, глагол от корня анаха, из той же основы происходит слово менуха – «покой», «умиротворение».] И только после грехопадения человек следует двумя путями, под влиянием двух сил, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Брахот, 61а): «Горе мне от Сотворившего меня, горе мне от моих [дурных] желаний!». [Имеется в виду, что человек разрывается между добрым началом – исполнять желание Творца, и дурным началом – следовать за своими желаниями, и это превращает его жизнь в постоянную борьбу и лишает его покоя и умиротворения в этом мире.] И так становится ясно тебе: когда человек делает нечто, служа Всевышнему, он исполняет предназначение, ради которого был сотворён Создателем, благословенно имя Его, а когда делает всё остальное – он следует наущению Змея (т.е. дурного начала), ищущего ему обвинения и стремящегося погрузить его в другие занятия, отдалить от Создателя, благословенно имя Его, помешать ему исполнять Его служение. И дано человеку наказание посредством того, о чём сказано: «И будете служить другим богам» (Дварим, 11:15), ведь, как известно, «человека ведут путём, по которому он захотел пойти»; вначале он прислушался к словам Змея, теперь не может от него избавиться и вынужден страдать всё установленное для этого время. [В этом мире человек вынужден «служить» и змею, отвлекаясь ради поддержания своего существования на занятия, которые не являются прямым служением Всевышнему. Следует сказать: раз человек уже вынужден это делать, то если он занимается этим ровно столько, сколько на самом деле необходимо, то и такое занятие засчитывается ему как служение Всевышнему, ведь невозможно служить, не обеспечив свои минимальные потребности. Однако в этом обеспечении заложены опасность и тяжёлое испытание, ведь телесная природа человека ненасытна, и разуму очень трудно удержать заботу о поддержании тела в рамках необходимого для обеспечения жизни и продолжения служения. С другой стороны, в том, что действительно необходимо, человек не должен себе отказывать, а чрезмерные ограничения могут принести не меньше вреда, чем излишества. Таким образом, грань, которой необходимо держаться, очень тонка, и чаще всего человек не замечает, как удовлетворение нужд превращается в самоцель и погоню за удовольствиями, престижем и так далее. Или, что бывает реже, самоцелью становится «воздержание», когда вместо исполнения воли Создателя человек истязает своё тело и окружающих, внутренне наслаждаясь своей ложной праведностью.]
В этом и заключён смысл приговора: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:19). И это – величайшее из всех душевных страданий, ибо, в конце концов, душа стремится к источнику своему. [Душа человека, в чистоте своей, стремится только к постижению духовности, и на самом деле телесные и материальные занятия претят ей, поэтому слепец, ищущий удовлетворения в материальном, никогда его не находит. В книге «Месилат Йешарим» автор приводит мидраш: «Сказали наши мудрецы (“Коэлет Раба”, 6): “…а душа не насыщается” (Коэлет 6:7), – с чем это можно сравнить? Простолюдин женился на царской дочери. Даже если он даст ей все, что есть в мире, это ничего не стоит в ее глазах [не утешает ее], ведь она – дочь царя!».]
Перевод: рав Лейб Саврасов. Редакция благодарит рава Лейба Саврасова за право печатать отрывки из книги «Путь дерева жизни».