Предисловие к книге «138 врат мудрости»
Продолжение. Часть 4
- Однако человек мудрый, способный к верному пониманию, осознав источники вещей и увидев, что все занятия этого мира проистекают из того, что он вынужден следовать тем путём, что указал ему Змей (дурное начало), так, что, в конце концов, он лишается возможности постоянно, днём и ночью, идти по единственному пути – пути служения Всевышнему, и должен следовать так же и за тщетными делами этого мира – изберёт путь наименьшего зла, и, насколько возможно, откажется от занятий этого мира, стараясь, по мере сил, умножать занятия Торой и посвящать себя служению. Именно это объяснил Элифаз Иову (Иов, 5:6): «Из праха не взойдёт грех, а земля не взрастит труд». А смысл сказанного заключается в следующем. Написано (Берешит, 2:7): «И сотворил Г-сподь Б-г человека прахом из земли». Достаточно было сказать «прахом» или «из земли», но дело в том, что Писание хотело указать на два аспекта, содержащиеся в человеке. Заметь, слово Адам («человек») образовано от слова адама («земля»), а не от афар («прах»). Это обусловлено тем, что человек особенным образом связан с землёй, ибо изобилие, нисходящее сверху, спускается с неба на землю и только затем его получает человек. Смысл сказанного в том, что происходящее в нижних мирах соответствует соединению высших светил по принципу дхура вэ-нуква («мужское и женское начала»), и только затем исходит совместное влияние от них обоих, поскольку так следует в соответствии с высшим порядком. [Все создания, как высшие (духовные), так и нижние (материальные) возникают как результат соединения двух противоположных сил, созданных Всевышним – мужского и женского начала. В нижних мирах этот принцип проявляется во взаимодействии неба и земли. Человек, находящийся в этом мире, получает всё необходимое от земли оплодотворяемой небом.] И в этом суть сказанного: «Земля, на которой не в бедности будешь есть хлеб [хотя, как известно, всё создаётся Всевышним, этот стих связывает изобилие хлеба с землёй]» (Дварим, 8:9), и так же слов: «Выводящий хлеб из земли», которые намекают на влияние сверху. Поэтому назван человек «деревом полевым», как объясняет стих (там 20:19): «Поскольку человек – дерево полевое», ведь он действительно создан из земли, как и дерево. Таким образом, материя человека – прах, а сам он соединён с землёй, от которой получает силу, и поэтому назван по её имени. Однако ни одна из этих вещей не смогла бы стать причиной ярма лежащего на человеке или тяжких трудов его, да и дурное начало первого человека было толщиной с шёлковую нить, согласно толкованию мудрецами, благословенной памяти (Сукка, 52а), стиха (Йешаяу, 5:18): «Горе им, тянущим [на себя] грех за невесомые нити». [Так говорит Гемара: «Дурное начало в начале подобно шёлковой нити, а в конце – грузовым канатам, как сказано: “Горе им, тянущим (на себя) грех за невесомые нити, как грузовые канаты (будет) грех”».] Получается, несмотря на то, что материя человека – груба, не это послужило причиной нынешней силы дурного начала, и не земля – источник изобилия, потребовала труда для получения пропитания. Поэтому сказано: «Из праха не взойдёт грех, а земля не взрастит труд», труд появляется из-за греха, из-за него выпала на долю человека необходимость напряжённой работы, не приближающей его к цели, ради которой он был сотворён. Но то, что не дала человеку земля, из которой он вышел, сделала ему женщина, ведь когда он вышел из земли, вышел без необходимости трудится, а когда был рождён женщиной – был рождён для труда.
- И здесь место объяснить тебе основополагающий принцип, согласно которому настоящий труд возник после того, как люди стали рожать, и в этом заключён смысл слов «Каин – кина (гнездо, т. е. источник скверны)», как и объясняется в книге «Зоар». Ведь несмотря на то, что и Адам стал нечист из-за грехопадения, основная скверна Змея сказалась в детях Хавы, поскольку именно она и была осквернена Змеем, и таким образом, рождение, совершенное ею, было предуготовано для напряжённого труда [дети Хавы были рождены с неизбежной необходимостью трудиться]. Поэтому Каин стал земледельцем, ведь земля уже была проклята из-за человека, как сказано (Берешит, 3:17): «Проклята из-за тебя земля». Ведь когда человек потерял право на покой, предопределено было увеличение силы земли, которая есть сторона принимающая, и потому она была проклята, а Каин [прим. ред. сказанное выше основано на точке зрения мудрецов, что Каин был рожден уже после греха], родившийся для труда, стал земледельцем. [В соединении двух начал, «мужское», оказывает влияние, а «женское» это влияние принимает, полное соединение возникает тогда, когда принимающая сторона совершенно растворяется в оказывающей влияние, любое же «усиление» принимающей стороны, то есть проявление её как самостоятельного фактора, свидетельствует о нарушении единения, то есть проклятии, приводящем к появлению недостатков.]
- Вначале шедим [шедим – множественное число от слова шед – «чёрт» или «бес»] и все ступени нечистоты, были погружены в «отверстие великой бездны», и не было у них возможности разгуливать по этому миру. Но поскольку человек опустился в своём уровне, соответственно этому возвысились шедим и заполнили весь мир, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Брахот, 6а): «Окружают они нас со всех сторон…». [Сказано там в Гемаре: «Если бы глаз мог их видеть, ни одно создание не смогло бы устоять перед чертями. Сказал Абайе – их больше, чем нас, и они окружают нас стеной. Сказал рав Уна – у каждого из нас тысяча слева и десять тысяч справа. Сказал Рова – эта теснота, которая в доме учения, от них. (Объясняет Раши – «Часто в субботу слушающим урок людям кажется, будто они сидят в тесноте, хотя места вполне достаточно».) Эти колени [мудрецов] которые слабеют – из-за них. Эта одежда мудрецов, которая ветшает – из-за трения с ними». Гемора объясняет, что все недостатки этого мира происходят из-за присутствия в нём огромного количества частных проявлений сил зла — шедим.] Так случилось потому, что человек был осуждён на страдание (не дай Б-г!). [За грех. Как мы видим из цитируемой Гемары, неприятности и неустройства этого мира происходят из-за присутствия в нём «чертей» – сил нечистоты.] Отсюда мы учим, что человек не был создан для тяжкого труда, и он не должен был прикладывать старание в этом, и только поддавшись соблазну Змея, он сам стал причиной того, что не сможет избавиться от его власти до установленного срока. [Сказано: «человек рождён для тяжкого труда». Из того, что объяснил ранее рабейну, очевидно, что человек именно рождается для тяжкого труда, т.е. после грехопадения, однако изначально он был создан не для этого.]
И именно об этом сказал Шломо (Коэлет, 1:13): «Это зло, посланное Б-гом сынам человеческим, дабы страдали от него» – «зло», то есть это само зло, и для чего это им? – Чтобы не были свободны от него до срока, когда наступит полное исправление. [Полностью стих звучит так: «И обратил я сердце своё понять и исследовать мудростью всё, что делается под небесами, (и понял, что) это – зло…» Отсюда следует, что все земные – то есть, не являющиеся непосредственным служением Всевышнему дела – это зло.] И то же самое имеет в виду мидраш («Берешит Раба», 19): «Как? [Имеется в виду стих, где по простому смыслу Торы Всевышний спрашивает согрешившего человека: “Где ты?” На самом деле, такой вопрос непонятен, ведь человек не может укрыться от Всевышнего, и объясняют мудрецы, что истинный смысл вопроса был “Как?”, разница между этими словами на святом языке лишь в мягком или твёрдом прочтении одной буквы.] Как это случилось с тобой? Намедни [ты следовал] Моей воле, а теперь [ты следуешь] воле Змея!». Ведь [изначально] человек должен был делать только то, что приводит к достижению цели, определённой Создателем, благословенно имя Его, а когда он согрешил – предал себя путям, приведенным в мир Змеем. [До греха природа человека была такова, что у него не было необходимости заниматься чем-либо, кроме исполнения воли Всевышнего, но после грехопадения, он вынужден добывать себе пропитание и заботится о себе в условиях материального мира, то есть постоянно иметь дело с грубой материей, что есть тяжкое бремя, и не только физическое, но и духовное, поскольку погружение в материальность ставит человека перед тяжёлым испытанием. То же самое, но ещё в большей степени, относится к изучению Торы, то есть из-за грехопадения постижение Торы требует приложения усилий – упорного умственного труда.] Поэтому очевидно, что стоит человеку презреть все занятия этого мира, и желать только того, что соответствует цели, определенной Создателем, благословенно имя Его. А относящиеся к этому миру дела, которыми он всё-таки вынужден заниматься, пусть делает безо всякой любви, как будто бы шед вынуждает его делать это. И поэтому так закончил свои слова Элифаз (Иов, 5:8): «Но я Б-га искать буду и к Б-гу Всесильному обращу слова свои» – оставлю все пустые занятия этого мира, и поэтому буду искать Б-га, и обращу свои устремления сообразно той цели, которую задумал в Творении Создатель, благословенно имя Его. [Это значит, что человек должен направлять все свои устремления и помыслы к духовному, к исполнению воли Создателя, а не к удовлетворению материальных потребностей. И тоже самое следует просить в молитвах.] Если ты понимаешь это, нечего тебе более искать и не к чему стремиться, кроме того, что задумал Создатель. А теперь, я объясню тебе верный путь, по которому ты пойдёшь, следуя мудрости. Внимай, и узнаешь!
- Сначала объясним, чем достигается награда человека и в чём его праведность перед Всевышним. Основа всего – тело, которое в силу своей темной (материальной) природы близко к ситра ахара [т. е. к злу], а та связана с ним. А воля Создателя такова, что святость не может распространяться на то, к чему есть притязания и отношение со стороны ситра ахара. Поэтому она не может снизойти на тело, но душе, входящей в тело, необходимо с его помощью совершать действия, которые тело исправят. Эти действия – исполнение заповедей, которых столько, сколько и частей тела, и любая исполненная заповедь – это призыв к святости снизойти на одну из частей тела, соответствующую той заповеди. И тогда эта часть тела освобождена [от зла] и святость нисходит на неё. И пойми, почему человек сотворён соединением двух основ: души и тела? Ибо такого рода работу можно сделать только с тем, что имеет к злу отношение, как я уже говорил в предыдущей теме, объясняя, в чём заключается преимущество человека перед ангелами. Но, с другой стороны, «узник не может освободить сам себя из узилища», следовательно, тот, в ком присутствует зло, не может избавиться от него сам. Поэтому создал Святой, благословен Он, тело, в котором содержится зло и вложил в него чистую душу, дабы она исправила его и избавила от ситра ахара. И в этом заключён смысл высказывания о том, что необходимо «принятие царства Святого, благословен Он» всеми органами тела [это означает подчинение всех поступков исполнению воли Всевышнего], поскольку Он не желает распространить святость Свою на органы тела, так как зло имеет к ним отношение, до тех пор, пока не распространится на них царство Его, посредством заповедей, как сказано выше. Именно об этом поведал Иову Элиу сказав (Иов, 35:5-7): «Обрати взгляд к небу [в оригинале – шамаим, это свод. созданный во второй день (Сфорно)], и увидь, узри высь [в оригинале – шахаким, что можно понять как «жернова», (см. далее), а Сфорно объясняет, что это верхние небеса], над тобой… Если праведен ты, что [это] даст Ему» – сначала хотел сообщить ему, что Создатель, благословенно имя Его, никак не меняется, что бы ни делали нижние, и для примера взял небеса, подобно тому, как сделал Йешаяу, сказав (Йешаяу, 55:9): «Поскольку небеса выше земли» [Рамхаль объясняет, что недостаток святости в человеке и его удалённость от Создателя происходят не из-за недостатка желания Всевышнего, а из-за недостаточной готовности человека].
- И вот, что это означает! Когда наверху некие звезды в сферах своего влияния соединяются друг с другом относительно земли, это порождает добро на земле, а когда соединяются другие, это порождает зло (не дай Б-г!), однако это не приводит ни к каким изменениям на небесах и не создаёт разницу между одним положением звёзд и другим. Небеса пребывают на круге своём, на прежнем месте, у них не появляется новых свойств, они остаются теми же, что и были, независимо от того, порождают ли они добро или зло (не дай Б-г!). Выходит, несмотря на то, что они предназначены для того, чтобы оказывать влияние на землю, и в этом вся суть их, сами они, не изменяются в зависимости от оказываемого влияния. Также, вообрази себе, что Создатель, благословенно имя Его, не терпит никаких изменений в зависимости от оказываемого Им влияния. Ведь хотя мы и знаем, что Он не нуждается в сотворённом Им, мы могли бы подумать, что если не вынужденно, то, по крайней мере, по воле своей, в желании отслеживать создания и воздавать им наказанием или наградой, Он (не дай Б-г!), терпит некие изменения – поэтому и сообщил Элиу, что это не так. Все действия Создателя, благословенно имя Его, прошлые, настоящие и будущие совершаются в совершенстве Его. А совершенство Его заключается в том, чтобы творить наилучшим образом и обратить всякое зло в добро. Таким образом, Он действует в совершенстве Своём, так что небеса вращаются по кругу своему, и причитается от Него каждому соответственно деяниям, а Его образ действий не отступает от совершенства. И по этой причине небеса превыше земли, иными словами, несмотря на то, что они воздействуют на землю – они вознесены над земными делами и не изменяются в соответствии с тем, что на ней происходит. Поэтому сказано: «Обрати взгляд к небу, и увидь, узри высь, над тобой», небеса названы небесами, так как они – трон Царя, как сказано: «Небеса – трон Мой [трон означает правление Всевышнего]» (Йешаяу, 63:1); «Небеса, небеса Всевышнему» (Теилим, 115:16). И очевидно, что Он вознесён над всеми делами человеческими. А названы небеса шахаким, (что можно понять как жернова) потому, что они воздействуют (на людей и на все земное), и именно об этом сказали мудрецы, благословенной памяти (Хагига, 12б): «Шахаким (жернова) – потому, что они перемалывают манн для праведных», и даже в этом аспекте, в конце концов, они возвышены над человеческими делами и не изменяются под их влиянием. И знай, что тем более не может быть никаких изменений в Создателе, благословенно имя Его («Если праведен ты, что это даст Ему?»). Изменения (существуют только для человека, как сказано): «Для человека, подобного тебе, злодейство твоё» (Иов 35:8), – человек в начальном своём состоянии близок к ситра ахара, к нему имеет отношение зло, и если он не делает добро, то остаётся у неё в плену, так, как и был, а Создатель, благословенно имя Его, дела которого совершенны и отвергают зло – отталкивает его, и святость Его на него не распространяется. [Простой смысл этого стиха говорит, что недобрые поступки человека могут принести вред только другому, подобному ему человеку, и соответственно эти поступки не могут оказать никакого влияния на Всевышнего. Однако Рамхаль подчёркивает, что как злодейство, так и праведность человека (см. далее) имеют значение в первую очередь для него самого.] «И для человека праведность твоя» – если он исправляет себя, снизойдёт на него образ, подобный человеческому [то есть человек восполнит свой собственный «человеческий образ»], и это означает, что святостью преисполнится каждый орган его тела. И таким образом он достигнет абсолютного совершенства, когда люди восстанут из мёртвых, а душа окажется в теле, которое она исправила и очистила, и тогда будет главная её награда – вечное совершенство.
Перевод: рав Лейб Саврасов. Редакция благодарит рава Лейба Саврасова за право печатать отрывки из книги «Путь дерева жизни».