Шмират а-Лашон — 2 — Хатимат а-Сефер — Глава 4 — Заповедь «не домогайся»

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2613
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 2

Хатимат а-Сефер

Глава 4. По поводу заповеди «не домогайся»

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

В книге «Сефер а-мицвот а-кацар», ч. «Запреты», п. 40 сказано следующее.

Запретительная заповедь: не домогайся принадлежащего ближнему, как сказано (Шмот, 20:14): «Не домогайся и т. д.»

И «домогаться» означает стараться осуществить свой замысел, когда человек подсылает многих приятелей к ближнему [для уговоров], и сам уговаривает его, пока не приобретает у него желаемое; даже заплатив много денег, просящий нарушает указанный запрет. И такое нередко бывает, когда жених упрашивает тестя перед свадьбой, чтобы тот дал ему то-то и то-то, о чем не договаривались при подписании тнаим [соглашения при обручении]. И хотя тесть исполняет просьбу, – жених нарушает указанный запрет (и см. А-Раавад на Рамбама, Илхот гзела, 1:9). И запрет этот действует во всяком месте, во всякое время, и действителен как для мужчин, так и для женщин.

И там же в п. 41 сказано следующее.

Запретительная заповедь: нельзя желать в сердце своем то, что принадлежит ближнему, как сказано (Дварим, 5:18): «Не возжелай и т. д.».

Это – запрет, отдельный от «не домогайся», поскольку человек преступает его, когда он обдумывает, как ему приобрести эту вещь; и, соблазнившись ею в сердце своем, он преступает запрет «не возжелай», поскольку желание существует лишь в сердце. И если купил эту вещь благодаря тому, что уговорил владельца и подсылал многих приятелей, пока не купил, – преступил также заповедь «не домогайся». И запрет этот действует во всяком месте, во всякое время, и действителен как для мужчин, так и для женщин.

Еще я намереваюсь пробудить читателя по поводу одного дела, в котором люди оступаются [и нарушают запрет].

Известно, что грех присвоения чужого совершается как между чужими людьми, так и между близкими, и даже в отношении отца и матери, как сказано в Бава Кама (70а): «Украл у отца и т. д.». Ясно, что тоже самое верно в отношении запрета «не домогайся». И см. в «Хошен Мишпат» (359:10) о том, что указанный запрет нарушается не тогда, когда человек желает чью-то вещь в сердце своем, а когда он подсылает многих приятелей к владельцу ее, чтобы они уговорили его отдать ему ту вещь. Соответственно этому, если человек подписал с другим условия, на которых он отдает ему в жены свою дочь, с указанием обязательств двух сторон [примеч. автора: ведь прежде такой договоренности каждый имеет право просить все, что хочет, и без этого не желает связывать себя в рамках данного соглашения], а после того подсылает многих приятелей упрашивать свояка, чтобы тот добавил сверх договоренного еще и еще, – очевидно, что такой человек нарушает тем самым запрет «не домогайся». И то же самое – в отношении всех необязательных подарков [примеч. автора: за исключением случая, когда в такой форме исполняется заповедь цдака – помощи бедному], когда у дающего нет намерения дать, и оно появляется только после уговоров приятелей, – при этом нарушается запрет «не домогайся».

Перевод — рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=43590