Шмират а-Лашон — Часть 2
Хатимат а-Сефер
Глава 3. Изучение заповедей и особые свойства цицит
[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]
Также я намереваюсь пробудить читателя по поводу того, о чем мы говорим каждый день в отрывке о цицит (Бемидбар, 15:39): «И смотрите на них [на цицит], и будете помнить все заповеди Г-спода, и не будете следовать сердцу вашему и глазам вашим», – и сказали наши мудрецы (Менахот, 43б): «Когда смотрят, это приводит к тому, что вспоминают, а вспоминание приводит к исполнению». Но при каком условии это может помочь? При том лишь, что человек изучает заповеди и знает их, и только боится, что вдруг забудет их, – тогда цицит помогает, так как благодаря ему человек будет помнить о заповедях и не забудет, и само собой это приведет к их исполнению; но если он их не знает, то чем поможет ему цицит? И потому очень правильным было бы для каждого человека изучать книгу «Мицвот Ашем» или хотя бы «Кицур сефер а-харедим», приводимую в книге «Зихру Торат Моше», написанной автором книги «Хайей адам» [равом Авраамом Данцигом; см. также «Сефер а-мицвот а-кацар» самого Хафец Хаима – есть в русском переводе]. И тогда человек будет знать заповеди, – и будет исполнена в совершенстве заповедь цицит.
И действительно, цицит подобен списку того, что нужно купить, который человек составляет, отправляясь закупать те или иные товары, и человек обычно читает его несколько раз, пока у него не закрепится в голове, какие товары ему нужны.
Но все это помогает лишь при условии, что ему известны и знакомы разные виды товаров; но если он не знаком с их ассортиментом, то даже если он будет смотреть в тот список целый день, – не будет знать, что купить! И потому для него будет правильным делать то, о чем мы писали выше [изучать заповеди].
И вот, согласно прямому смыслу стиха Торы, когда человек смотрит на цицит, это побуждает его быть расторопным в заповедях Всевышнего и не следовать за глазами своими, – и потому было бы очень хорошо смотреть на них несколько раз в день, – в частности, в момент, когда в голову приходит нечистая мысль или в минуту гнева, – и тогда дурное побуждение отступит от него.
Перевод — рав Пинхас Перлов