Как избежать бедности?

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Зильберштейн

2862

От редакции. Тема бедности в наше время актуальна, как никогда. Предлагаем вниманию читателей ответ рава Ицхака Зильберштейна, одного из величайших мудрецов и распространителей Торы нашего поколения, на вопрос, в чем стоит укрепиться и усовершенствоваться, чтобы избежать нищеты в народе Израиля.

Эти советы взяты из брошюры, которую написал рав Арье Цви Фрумер, гаон из Кожгаклова (глава ешивы в Сохачеве и ешивы «Хохмей Люблин», изучал и преподавал Тору в Варшавском гетто), чтобы бедность не распространялась в народе Израиля. Его слова основаны на том, что написано в трактате Недарим (7б): «Везде, где распространено произнесение Имени Всевышнего напрасно, распространена бедность, а бедность подобна смерти». Рабейну Нисим объясняет этот отрывок так. Написано (Шмот, 20:21): «На всяком месте, где Я упомяну имя Свое, приду к тебе и благословлю тебя» [בְּכָל הַמָּקוֹם אֲשֶׁר אַזְכִּיר אֶת שְׁמִי אָבוֹא אֵלֶיךָ וּבֵרַכְתִּיךָ]. То есть упоминание Имени Всевышнего приносит достаток, а упоминание Его Имени напрасно приносит нищету, Б-же упаси.

Приведенные ниже советы основаны на принципе исполнения заповедей таким образом, чтобы произносимые на них благословения не являлись напрасными. Рав Зильберштейн говорит, что любое напрасное упоминание Имени Всевышнего, в частности, при произнесении ненужного или неправильного благословения, приводит к нищете.

1. Нужно следить за тем, чтобы тфилин были строго квадратными, как того требует закон. По закону кожаные «коробочки» тфилин должны быть квадратными в трех местах: ширина и длина верхней часть тфилин, в которой содержится вложенный туда пергамент, должны быть равны друг другу (при этом высота может отличаться от ширины и длины, коробочка может не быть кубической); прошивка, которая скрепляет верхнюю часть тфилин с основанием, должна быть квадратной; и само основание должно быть квадратным. Та часть основания, через которую пропускают ремешок, не принимается в расчет.

При этом достаточно, чтобы эти параметры равнялись друг другу настолько, чтобы разница между ними была не заметна невооруженному глазу. Нет необходимости измерять тфилин штангенциркулем.

Необходимо, чтобы ремешки тфилин были черными. Внешняя сторона кожаных ремешков тфилин должна быть полностью выкрашена в черный цвет с помощью специальной кошерной краски. В последнее время распространилась практика окрашивания ремешков тфилин со всех сторон. По закону в этом нет необходимости, но благодаря такой окраске, ремешок сохраняет черный цвет в течение более долгого времени. Если в каком-то месте краска стерлась, ее легко восстановить. Тюбики со специальной краской и кисточки, а также специальные фломастеры для тфилин обычно продаются в магазинах еврейской книги и иудаики. Необходимо просто закрасить полинявшее место краской.

Необходимо, чтобы отрывки [которые находятся внутри тфилин] были написаны кошерным и Б-гобоязненным писцом. Кроме того, [во время молитвы] следует следить за тем, чтобы тфилин находились на правильном месте, то есть, чтобы головной тфилин был выше того места, где начинают расти волосы [нижний край головного тфилина не должен опускаться на лоб ниже места, где растут волосы; у лысых мужчин — до места, где у них росли волосы до того, как они полысели]. Ведь если этому не следовать, мало того, что не выполняют заповедь накладывать тфилин, к тому же еще и произносят напрасное благословение. [Произносят благословение на заповедь накладывать тфилин, но накладывают его неправильно и заповедь не исполняют. Получается, что и благословение не нужно было произносить.]

2. Некоторые люди перед тем, как наложить головной тфилин, произносят благословение «Заповедь о тфилин» [על מצות תפילין]. Сразу же после этого они произносят «Да будет благословлено Имя Славы Царства Его во веки веков» [ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד]. Эти слова произносят, так как по некоторым мнениям на головной тфилин вообще не произносят отдельное благословение. Выходит, что эти слова прерывают между произнесением благословения и выполнением заповеди, на которую это благословение было произнесено. Таким образом, благословение становится напрасным.

Правильный порядок действий следующий: сразу же после произнесения благословения следует наложить на голову тфилин и поправить его таким образом, чтобы он находился на нужном месте. Только после этого следует произнести: «Да будет благословлено Имя Славы Царства Его во веки веков» [ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד].

3. Нужно следить за тем, чтобы цицит (особые кисти, сделанные из четырех шерстяных нитей) были куплены только у человека, заслуживающего доверие, и чтобы их спрял еврей специально для выполнения этой заповеди. Их длина должна быть не меньше 12 «пальцев». Речь идет о длине завязанных нитей цицит от первого, самого верхнего, узла и до конца нити. По разным мнениям, 12 «пальцев» это от 23 до 29 сантиметров, и лучше поступить по более строгому мнению, т.е. сделать нити не короче 29 сантиметров. Они должны быть привязаны таким образом, чтобы свисать параллельно одному из краев прямоугольной одежды, к которой они привязаны (а не по диагонали). Для этого петлю над верхним узлом цицит делают достаточно маленькой, чтобы цицит не мог съехать на угол прямоугольной одежды. Ученики Хазон Иша полностью стягивают эту петлю.

Отверстие, сквозь которое пропускают нити цицит, должно находиться на расстоянии от одного «пальца» (речь идет о расстоянии от последнего сустава большого пальца руки до конца ногтя, когда ноготь обрезан вровень с местом, где кончается плоть самого пальца) до трех «пальцев» от края прямоугольной одежды. Практически, учитывая все мнения, отверстие, в которое продеваются нити цицит должно быть на расстоянии от 4 до 5 сантиметров от обоих прилежащих краев прямоугольной одежды, если отмерять это расстояние от отверстия перпендикулярно к краю одежды (а не по направлению к углу). Тогда не будет опасения, что произносимое на эти цицит благословение является напрасным.

4. Следует следить за тем, чтобы произносить благословение после еды («Биркат а-Мазон»), сосредоточившись на смысле слов, и выговаривать слова достаточно громко, чтобы слышать самого себя (так как есть мнения, по которым это необходимо). А если этого не делать, возникает опасение, что произносимое благословение является напрасным. «Биркат а-Мазон» – текст, состоящий из четырех благословений, который произносят, съев кезаит (по разным мнениям, объем, составляющий от 28 до 50 миллилитров) хлеба. Нежелательно есть количество хлеба, которое является спором законоучителей, поэтому, съев 28 миллилитров хлеба, лучше съесть еще, чтобы появилась обязанность произносить благословение после еды по всем мнениям.

Рассказывают, что когда рав Шломо Залман Ойербах заболел, он начал произносить слова «Благодарим Тебя, Г-сподь, Б-г наш за то, что Ты дал в наследие нашим отцам» [נודה לך ה״א על שהנחלת לאבותינו] дважды. Когда его спросили, почему он повторяет эти слова, он ответил: «”Благодарим Тебя” нужно произносить с максимальной концентрацией на смысле слов. Иначе это не благодарность».

5. Следует внимательно следить за тем, что говорил Рабейну Хида: не произносить «благословенТы» [ברוכאתה] или «Царьвселенной» [מלכעולם] одним словом. Необходимо произносить каждое слово отдельно. Особенно это касается слов, у которых есть тенденция «слипаться» при произнесении.

6. Многие произносят имя Всевышнего «Г-сподь» [אדנות] с огласовкой «хирик» под буквой «далет» (то есть, А-ди-…). Совершенно очевидно, что это большая ошибка! Следует следить за тем, чтобы произнести это Имя правильно, с огласовкой «холем» после буквы «далет» (А-дой-…).

7. Следует следить за тем, чтобы не молиться и не произносить никакие благословения, когда в поле зрения находится женщина, одетая таким образом, что видны ее волосы (речь идет о замужней или в прошлом бывшей замужем; девушки не обязаны покрывать голову) или незакрытые части тела (части тела, которые женщина обязана покрывать по закону).

8. Тот, кто случайно произнес Имя Всевышнего, должен продолжить и сказать (Йешаяу 42:21): «Желал ради правды Своей возвеличить Тору и прославить» [חָפֵץ לְמַעַן צִדְקוֹ יַגְדִּיל תּוֹרָה וְיַאְדִּיר], или (Теилим, 29:11): «Г-сподь даст силу народу Своему, Г-сподь благословит народ Свой миром» [עֹז לְעַמּוֹ יִתֵּן ה’ יְבָרֵךְ אֶת עַמּוֹ בַשָּׁלוֹם], – чтобы таким образом произнести целый стих из Писания.

Если ошибся и случайно сказал «Благословен Г-сподь», то должен закончить свою речь словами (Теилим, 89:53) «Вовеки, амэйн и амэйн!» [לְעוֹלָם אָמֵן וְאָמֵן]. Если ошибся и сказал «Благословен Ты, Г-сподь», то должен закончить словами (Теилим, 119:12) «Научи меня уставам Своим!» [לַמְּדֵנִי חֻקֶּיךָ]. Если ошибся, и сказал: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г» [ברוך אתה ה’ אלוקי], но при этом не сказал «Б-г наш» [ברוך אתה ה’ אלוקינו], то должен закончить словами (Диврей а-Ямим 1, 29:10): «Б-г Израиля, отца нашего, во веки веков» [יִשְׂרָאֵל אָבִינוּ מֵעוֹלָם וְעַד עוֹלָם].

9. Будучи вызванным к Торе, следует произнести «Благословите Г-спода» [ברכו] и благословение на Тору [«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который избрал нас из среды народов и дал нам Тору Свою. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!» –ברוך אתה ה’ אלוקינו מלך העולם אשר בחר בנו מכל העמים ונתן לנו את תורתו. ברוך אתה ה’, נותן התורה] громким голосом, чтобы все присутствующие услышали. А если произнесет тихим голосом, и присутствующие (нужно, чтобы его услышали как минимум девять взрослых мужчин, которые вместе с ним составят миньян) не услышат его, то это будет напрасным благословением.

К словам рава Фрумера можно добавить то, что написано в комментарии Тосафот (Брахот, 52б): «Тот, кто наступает на хлебные крошки, приводит к нищете». В комментарии к третьей главе книги «Томер Двора» приводится следующее объяснение этой темы.

Тот, кто получает подарок, должен ценить его, и относится к нему ответственно. В противном случае, он больше такой подарок не получит. Рав Моше Кордоверо пишет об этом в книге «Ор Якар» (1:117): «Тот, кто выбрасывает хлеб, навлекает на себя нищету, ибо проявляет пренебрежительное отношение к еде. Духовные силы, ответственные за его благосостояние, перестают давать ему то, что ему требуется, так как видят, что не проявляет должного уважения к дарам, которые получает от них».

И еще он написал (там, раздел «Шиур Кома» 1): «По этой же причине, (что у каждой вещи есть духовное начало), нельзя пользоваться хлебом не по назначению, ибо запрещено пренебрегать управляющим им духовным началом и подвергать его унижению». Дальше автор объясняет, что каждую вещь следует отрывать от ее духовного источника, только подняв ее на более высокий уровень. Это объясняется следующим образом. Когда человек ест хлеб, он переходит из растительного мира в животный, и в мир людей. И для хлеба это весьма значительное повышение уровня, которое влияет также на его духовный источник, который тоже поднимается благодаря ему. А если хлеб используется не по своему первичному назначению, то есть не для еды, то вложенный в него первичный замысел остается невыполненным, и его духовный первоисточник пропадает, не сыграв ту роль, для которой был создан.

Рав Зильберштейн добавляет к сказанному о хлебе следующую историю. Однажды он проходил мимо квартиры известного мудреца рава Михла Файнштейна и увидел, как его домочадцы подметают лестничную площадку, несмотря на то, что в их подъезд приходил уборщик, который периодически наводил там чистоту. Они спешили подмести пол, чтобы никто не наступил на крошки еды, которые оставляли там дети. Они подметали, чтобы не было нищеты в народе Израиля.

Подготовил рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=29331