Матот — Праведник постановляет – Всевышний выполняет

верю полной верой

Недельная глава Матот

«Не сделает будничным (пустым) слово свое, все исходящее из уст — исполнит» (30:3).

[Можно понять, что исполнит он сам, а также можно понять, что Он (Всевышний) исполнит.]

Когда человек удостаивается этого невероятного благословения, когда все, что он произносит — исполняется?

Великий мудрец Хидо объясняет: «Кроме простого смысла написанного, стих так же намекает на то, что, если человек не будет говорить запретных вещей и будет остерегаться разговоров пустых, тем самым он освятит свои уста и все, что попросит у Всевышнего – будет услышано.» Праведники удостаиваются, что их благословения и обещания принимаются на Небесах и исполняются в заслугу того, что не делают слово «пустым». А именно: они держат свои уста в святости и духовной чистоте и очень остерегаются, чтобы не осквернить святость данной им речи ложью, сплетнями, насмешками, ругательствами и другими запрещенными разговорами, и, благодаря этому, удостаиваются того, что все, что исходит их его уст, будет исполнено.

Тора учит нас, что уста человека – святы, и в их силах менять мир и совершать чудеса, при условии, что человек сохраняет уста в святости.

Существует множество подлинных чудесных историй, демонстрирующих нам силу речи великих мудрецов народа Израиля. Приведем лишь несколько из них.

В книге «Захор ле-Давид», вышедшей в память о раве Давиде Френкеле, святом еврее, который был очень близок к Хазон Ишу, и удостоился помогать и другим великим мудрецам Израиля, приводятся разные истории, которые он рассказывал. Одна из них – о его отце, реб Ицхаке. Когда тот был шестилетним мальчиком, в их городе разразилась страшная эпидемия малярии. Отец Ицхака взял его с собой и отправился к великому ребе Хаиму из Цанза, автору «Диврей Хаим», чтобы благословил его. Ребе благословил мальчика долгой здоровой жизнью, и тот, действительно, удостоился прекрасного здоровья и всю жизнь не знал, что такое боли и болезни.

Когда Ицхак вырос, он женился на чудесной праведной девушке по имени Шева, которая страдала сердечной болезнью. Каждый раз, когда слабость одолевала ее, Ицхак ехал с ней вместе к сыну раби Хаима (ребе Хаим к тому времени уже умер), автору «Диврей Йехезкель», раву города Шинава, чтобы тот благословил ее. Однажды он напомнил раву, что еще удостоился получить благословение от его отца, и, явно благодаря ему он удостоился такой долгой жизни в полном здоровье и благополучии. Жена реб Ицхака сразу же всполошилась: «У тебя есть благословение! А что со мной?» Ответил ей рав из Шинава: «Не переживайте, вы еще его переживете!»

И действительно, до восьмидесяти семи лет реб Ицхак был абсолютно здоров – ему не требовались даже ни очки, ни палочка. В восемьдесят семь лет он заболел, попал в больницу и через два дня умер. На следующий день умерла и его жена, Шева…

Подобную историю рассказывал и реб Меир Карелиц, еврей, проживший в Вильнюсе сто лет. Свое долгожительство он объяснял историей, которая приключилась с ним, когда он был еще маленьким мальчиком. Он молился в синагоге, где постоянно молился Виленский Гаон. Однажды Гаон подошел к бочке с водой, которая стояла на улице и была предназначена для омовения рук перед молитвой. Гаон увидел, что бочка пуста. Маленький Меир заметил это, быстро побежал домой и принес воду для омовения рук. Гаон поблагодарил его и благословил: «Чтоб ты жил до ста лет!»

Когда реб Меиру было девяносто девять, он заболел, но решительно отказался от врачебной помощи, заявив, что у него есть еще год жизни. И действительно, когда ему исполнилось сто лет – он покинул этот мир.

Рав Хаим Каневский в своей книге «Дерех сиха» тоже приводит истории о том, как исполнялось сказанное мудрецами:

Когда рав Арье Лейб автор «Шаагат Арье» получил должность главного раввина города Мец, ему было семьдесят лет. Приехав туда, он заметил, что местные жители перешептываются друг с другом. Он спросил, о чем речь, и выяснилось, что они говорят: мол, мы не знали, что новый раввин такой пожилой. Кто знает, сколько лет он пробудет у нас… «Я обещаю вам двадцать лет», — ответил Арье Лейб. И действительно, он умер в возрасте девяноста лет.

Когда Стайплеру сообщили, что один претендент на должность главы правительства заявил, что он призовет в армию всех учащихся ешив, тот отреагировал: «Этот никогда не будет главой правительства!» Не стоит и говорить, что на тех выборах этот претендент выбран не был, но самое интересное – что на протяжении многих лет он пытался получить эту должность, и каждый раз избирали кого-то другого…

Нередко мудрецы, по своей великой скромности, старались скрыть свои чудесные способности. Однажды к великому раву Соловейчику, автору «Бейт а-Леви», пришла женщина, муж которой пропал без вести, и попросила его о помощи.

«Чем же я могу помочь?» – развел рав руками.

«Раби, — продолжила умолять его женщина, — только скажите, — он жив?»

«Жив», — ответил рав.

«Раби, только скажите – он не крестился, не дай Б-г?»

«Нет».

«Раби, только скажите – он вернется?»

«Вернется».

И действительно, через короткое время муж вернулся целым и невредимым.

Люди были поражены этим чудом, но Бейт а-Леви, со свойственной ему скромностью, стал успокаивать все разгорячившиеся головы: «Не было тут никакого чуда. Если я сказал, что он жив – это потому, что пока нет обратных доказательств, человек по умолчанию считается живым. Я сказал, что он не крестился – то же самое, без доказательств обратного, человек по умолчанию считается кошерным евреем. Ну а то, что я сказал, что он вернется – если он и жив, и остался хорошим евреем, так отчего бы ему не вернуться?»

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89648