Недельная глава Шлах
«И сделают себе цицит» (Бемидбар, 15:38).
Мудрецы сказали нам: «Будь осторожен в исполнении легкой заповеди так же, как в серьезной, ведь ты не знаешь, какова награда за заповеди» (Авот, 2:1). Тем не менее, есть заповеди, которые обладают особой важностью, и Тора в особенности предостерегает о них.
Одна из них – заповедь цицит, о которой сказано: «Заповедь цицит равноценна всем заповедям Торы, вместе взятым» (Недарим, 25а). Есть и многие другие высказывания мудрецов, которые подчеркивают важность этой заповеди и великую награду, которая ожидает за ее выполнение.
Есть еще один особый момент в этой заповеди. Сказано в Мишлей (10:8): «Мудрый сердцем возьмет заповеди». Имеется в виду, что к заповедям следует подходить, как опытный, умный и находчивый купец: знать, какой товар стоит купить, чтобы получить от него наибольшую прибыль. Правило здесь – искать товар, в который нужно вложить немного средств, а выгоду от него получишь большую.
С этой точки зрения, заповедь цицит – это самый рентабельный товар среди остальных заповедей. Ведь цицит стоят несколько десятков шекелей, цена, несравнимая с ценой, скажем, тфиллин или лулава, а выгода от них большая: каждое мгновение человек, носящий цицит, выполняет заповедь, даже если он забыл, что цицит на нем. Это подобно одноразовому вкладу в бизнес, когда от человека более не требуется никакого труда или работы, или даже дополнительной мысли, а прибыль от этого бизнеса записывается не раз в год, а каждое мгновение. Очевидно, что доход этот легко достигнет миллионов, и тот, кто не вступает в это дело, либо полный дурак, либо не верит (в награду за заповеди – прим. пер.), и второе тяжелее, чем первое.
Конечно же, дурное начало, знающее эту тайну, изо всех сил старается не дать человеку выполнить эту заповедь. Что оно делает?
Тем, кто еще не привыкли к цицит, оно внушает, что это тяжелая и неудобная заповедь, особенно летом, мол, жарко… На самом деле, это просто глупость, ведь каждый носит майку и рубашку, так сколько уж добавляет еще одно тонкое одеяние, к которому можно легко привыкнуть, и чья ценность достигает миллионов! Однако таков путь дурного начала – оно сбивает человека с пути разными ложными доводами и соблазнами. Главное, чтобы не дать ему исполнять заповеди.
С другой стороны, для тех, кто уже привыкли и не проходят и четырех шагов без цицит, эта одежда становится чем-то настолько естественным, что они не обращают внимания на кашрут цицит, и бывает, что нити рвутся, и тогда цицит становится некошерной. Получается, что они носят четырехугольную одежду без цицит, и наоборот, каждое мгновение им записывается нарушение!
Поэтому, насколько осторожными нужно быть, выполняя эту драгоценную заповедь!
А о том, кто удостоился выполнить ее, как следует, сказано: «Тот, кто осторожен с заповедью цицит, удостаивается встретить Лик Шехины» (Менахот, 43б).
Перевод: г-жа Лея Шухман