Шлах — Испытание лазутчиков

Дата: | Автор материала: Рав Гедалья Шорр

323

Недельная глава Шлах

Комментарий Раши к главе Шлах приводит: «Почему история лазутчиков приводится Торой сразу же после истории с Мирьям? Она пострадала из-за того, что говорила напраслину о своем брате, а эти злодеи всё видели, и не извлекли из этого для себя урока».

Из этого становится понятно, насколько тяжелое испытание предстояло лазутчикам, если Всевышний специально сделал так, чтобы история, произошедшая с Мирьям, случилась непосредственно перед походом лазутчиков, чтобы помочь им выдержать испытание.

И то же самое видно из того, что написал Рамбан (в начале комментария к этой главе), что Всевышний специально повелел Моше послать одного человека из каждого колена, и чтобы были они главами колен. Может быть, они вспомнят и вернутся к Всевышнему. И далее он пишет: всего этого хотел Всевышний для их же пользы, чтобы их миссия заключалась в выполнении заповеди, и чтобы участвовали в этом все колена, и именно наиболее крупные личности из всех колен, чтобы спаслись они. Из всего этого становится ясно, что лазутчикам предстояло очень большое испытание.

Объясним, в чем заключалось это испытание, исходя из того, что Рамбан пишет в конце этого комментария.

«Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти…» После того, как они увидели, как Всевышний постоянно берег их, они должны были идти туда, куда бы только Он не пожелал их послать. То есть, поколение пустыни пребывало на таком уровне, что постоянно видело раскрытие управления Всевышнего миром. Ковчег Творца шествовал перед ними. Они должны были полагаться на Всевышнего и быть уверенными, что Он поведет их истинным путем. Рамбан сравнивает это с тем, как народ Израиля попросил назначить царя в эпоху пророчества Шмуэля. «Ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними» (Шмуэль 1, 8:7). И хотя это заповедь Торы — назначить царя и соблюдать все законы, связанные с царем, тем не менее, не должен был народ просить царя, когда истинный и великий пророк Шмуэль судил народ Израиля. И поэтому сказано: «Меня они отвергли». И то же самое здесь. Когда послали людей чтобы разведать землю, хоть это и вещь сама по себе оправдана в рамках естественного хода событий, тому уровню, на котором они пребывали в то время, она не соответствует.

Раши приводит слова мудрецов, которые пишут: «Я сказал им, что земля эта хороша, как сказано: ”Подниму Я вас из-под гнета египетского”. Клянусь жизнью вашей, что дам вам возможность совершить ошибку из-за слов лазутчиков, чтобы вы эту землю не смогли унаследовать».

Это означает, что повеление послать лазутчиков было отдано для того, чтобы испытать народ, а сыны Израиля сами навлекли на себя это испытание. Надо сказать, что их испытание заключалось в основном в том, чтобы стать посланниками Моше, а не посланниками народа. Возможно, что это подразумевали мудрецы, когда сказали (трактат Сота, 34б): «Написано: “пошли себе” — на свое усмотрение». То есть, их миссия зависит от тебя — пойдут ли они в качестве твоих посланников, или посланников народа. И это можно объяснить тем, что пишет Маараль в книге «Гур Арье». Он говорит о том, что, на первый взгляд в комментарии Раши есть некое противоречие. Вначале он пишет о том, что, когда лазутчики отправились в дорогу, «в то время были кошерными». Но ниже, комментируя слова «и ушли и пришли» (стих 26), Раши пишет: «Тора написала это, чтобы сравнить их уход с их приходом. Как при приходе у них были греховные намеренья, так и при уходе у них были греховные намерения». Маараль объясняет, что, когда их назначили на их миссию, они были кошерными, но, сразу же после назначения, они решили быть посланниками сынов Израиля. Мудрецы же сказали, что «посланник человека — как он сам». И поэтому лазутчики стали такими же грешниками, как те, кто их послал, и у них появились греховные намерения. В свете этого, можно сказать, что в этом и заключалось их испытание. Ведь если бы они стали посланниками Моше, то обязательно спаслись бы, и их миссия окончилась бы успехом. Но они поступили иначе — они пошли, чтобы ответить на вопрос народа, и в этом заключались их намерения с самого начала похода. Так Маараль объясняет провал их миссии.

В конце главы Беаалотха мы написали, что после отрывка (Бемидбар, 10:35): «И было, когда отправлялся ковчег в путь…», народ Израиля начал опускаться с того уровня, на котором был ранее, и перестал следовать Моше.

Поэтому именно в этот период Эльдад и Мейдад начали пророчествовать, что «Моше умрет, а Йеошуа приведет народ в Землю Израиля». Возможно, что именно из-за этого лазутчики не хотели быть посланниками Моше, ибо они знали, что лидером народа станет другой. Поэтому они предпочли стать посланниками народа, который сказал «пошлем людей» и т. д., так как они считали, что теперь нужно вести себя в соответствии с естественным ходом событий (а не полагаться на чудеса), так как это то, как надо будет жить в Земле Израиля. Поэтому им нужно было выработать военную стратегию, часть которой заключалась в том, чтобы разведать землю.

Основываясь на этом понимании, можно также объяснить слова мудрецов, которые приводит Раши (стих 31): «Он [народ] сильнее нас» [что на Святом Языке можно также прочитать как «сильнее Него»] — «как будто они сказали это в отношении Того, Кто над ними». Талмуд (Сота, 35а) приводит аллегорию: «как будто Сам Хозяин не может вытащить оттуда Свои вещи».

Чрезвычайно трудно воспринять эти слова в буквальном смысле. [Ведь и в Египте, и в пустыне они видели всесилие Творца.] В действительности же, они подразумевали, что в рамках естественного хода событий, невозможно изгнать народы, жившие в те времена в земле Кнаан. И это ошибочное мнение, в свою очередь, привело их к ещё одной ошибке: они сказали, что «это земля, поедающая своих обитателей» (стих 32). Раши приводит: «Везде, где мы проходили, мы видели, как они хоронят мертвых. В действительности же, Всевышний специально сделал это, чтобы они [жители земли Кнаан] были заняты похоронами, [и не заметили лазутчиков]». Лазутчики каждую вещь рассматривали лишь как естественное событие, и совершенно не думали о том, что Всевышний управляет природой по Своей воле чтобы сделать добро человеку. Поэтому всему они нашли естественное объяснение, и сказали «это земля, поедающая своих обитателей».

Автор «Хидушей а-Рим» (в книге «Сефер а-Закут») приводит цитату из книги «Зоар»: [простой смысл этого стиха заключается в том, что Моше велит лазутчикам проверить, есть ли в земле Кнаан деревья] «”Есть ли в ней дерево, или нет, укрепитесь” — речь идет о древе жизни».

То есть, Моше опасался того, как лазутчики увидят землю Израиля; удостоятся они увидеть «древо жизни», то есть, увидят ли, как Всевышний явно управляет происходящим там, или нет? Возможно, провидение останется скрытым для них, и во всем, что там будет происходить, они увидят лишь случайные, естественные процессы. И поэтому он сказал «или нет, укрепитесь». Это означает, что, если действительно будет сокрытие Лика Всевышнего (и проведение не будет очевидно), вы должны укрепиться в вере и знании того, что Всевышний управляет природой и даёт ей существование. Даже мельчайшие детали происходящего пребывают под Его постоянным контролем.

Если бы лазутчики были посланниками Моше, его заслуги обязательно помогли бы им выполнить свою миссию правильно.

[Примечания издателей книги «Ор Гедальяу». И если бы им удалось правильно выполнить свою миссию, если бы они увидели постоянное проявление провидения Всевышнего в Земле Израиля, они зашли бы туда вместе с Моше, и тогда в Земле Израиля произошло бы окончательное исправление всего мира. В книге «Хидушей а-Рим» автор объясняет, что именно из-за этого в тот момент так увеличилось влияние сил зла. И то же самое было во время греха Адама, и то же самое было во время греха золотого тельца — каждый раз, когда появляется возможность совершить окончательное исправление, силы зла во всю мощь препятствуют этому. Это объясняется тем, что каждое создание обладает сильнейшим желанием продолжать существовать («инстинкт самосохранения»), а силы зла — это тоже одно из созданий. Оно тоже хочет жить и выполнять свою задачу. Поэтому, именно в тот момент, когда появляется возможность его окончательно уничтожить, оно прикладывает максимальные усилия, чтобы подтолкнуть людей на грех. (Эта возможность была дана им Творцом. Выдержать это испытание и тем самым побороть силы зла — это та заслуга, которой хватило бы чтобы привести окончательное избавление. — прим. редактора)]

Но из-за того, что они не хотели быть посланниками Моше, из-за того, что они решили быть представителями народа, у них не было этих заслуг, которые помогли бы им укрепиться, и поэтому их миссия закончилась провалом — ибо во всём, что видели, они усмотрели лишь естественный ход вещей.

[Примечания издателей книги «Ор Гедальяу». Маараль («Нецах Исраэль», гл. 8) объясняет, что, если бы выходцы из Египта удостоились войти в Землю Израиля, то остались бы там навечно; Земля Израиля осталась бы в их руках навсегда. Ибо, как исход из Египта был навечно, также и вход в Землю Израиля был бы навечно. Но из-за того, что был перерыв, из-за того, что то поколение не захотело войти в Землю Израиля, теперь исход из Египта и приход в Землю Израиля — это два отдельных события. И теперь только исход из Египта остался навечно, а вход в Землю Израиля подвержен отмене и может быть аннулирован. Поэтому день Тиша Бе-Ав — это день скорби для всех поколений.]

В книге «Михтав ме-Элияу» (рав Элияу Элиэзер Деслер), автор подробно объясняет, каким образом произошел грех лазутчиков.

Он выводит отсюда важнейший принцип, касающийся того, насколько требуется уповать на Всевышнего, и насколько нужно прикладывать собственные усилия. Основной вывод, который вытекает из его исследования, — это то, что говорит Рамбан, а именно, что в соответствии с тем уровнем, на котором тогда пребывал народ Израиля, на глазах которого Всевышний постоянно спасал их от всех несчастий, который постоянно сопровождало облако, защищавшее их от врагов и даже от плохой погоды, нужно было полностью положиться на Всевышнего, и не следовало вообще посылать лазутчиков. И то же самое относится к каждому человеку: он должен «проверить пути свои и уменьшить усилия (которые он прилагает к материальным вещам) по своему уровню. Там автор подробно объясняет этот принцип, и также касается некоторых важных деталей, связанные с грехом лазутчиков. Он подчеркивает, насколько точно человек должен определить, где проходит граница необходимых усилий. Порой это настолько сложно, что даже «поколение знания», «поколение тех, кто получил Тору, со всем их пониманием Торы и служения Всевышнему [об уровне которых у нас нет даже представления], со всем их постижением человеческой души и ухищрений дурного начала, не смогли распознать эту ошибку». В конце главы он приводит несколько советов, как избежать излишних усилий, и как обрести качество упования.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=89366