Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 2 — Награда за изучение Торы

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1324

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 2. Награда за изучение Торы

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Сказали наши мудрецы в главе Хелек (Санедрин, 99б): «Каждый, кто занимается Торой ради нее самой, водворяет мир в свите в высших мирах и в свите в нижних мирах, как сказано (Йешаяу, 27:5): “Если только будет он держаться твердыни (Торы) Моей, – заключит мир со Мной; мир заключит со Мной”. Рав сказал: как будто строит дворец в высших мирах и дворец в нижних мирах, как сказано (там, 51:16): “И Я вложил слова Мои в уста твои, и под сенью руки Моей укрыл тебя, чтобы устроить небеса и основать землю”».

[Примечание автора. В соответствии с тем, что сказал Рав, хорошо объясняются слова Писания (Теилим, 62:13): «И у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его». Многие удивлялись: в чем здесь милость, когда Всевышний воздает добром за исполнение Своих заповедей? Но из сказанного выше все становится понятным. Ведь известно, что если кто-нибудь изобретает благодаря своему разуму новую машину, с помощью которой строители построят город за один день, и это дело дойдет до царя, то изобретатель наверняка обретет расположение и получит царскую награду. Но невозможно, чтобы царь отдал ему города, которые рабы его построят с помощью той машины, и чтобы города эти были связаны с именем изобретателя, будто он их построил. Так и у нас: благодаря словам Торы, которую человек изучает в этом мире, существуют сотворенные Всевышним небо и земля, как мы писали в первой главе. И действительно, разве человек сам строит прямо сейчас эти дворцы, чтобы они были связаны с его именем? Разве не Всевышний силой Своей и могуществом обновляет, по доброте Своей, каждый день мироздание? Разве не Он Сам – Тот, кто дает силу словам Торы, которую учит человек, чтобы они были словно корнем в этом деле? Но несмотря на все это, Всевышний, по милости Своей, засчитывает ему, будто он, человек, сам построил те дворцы – и в верхних мирах, и внизу. Именно это имеет в виду Рав, говоря: «Как будто строит дворец в высших мирах и дворец в нижних мирах». И это имеет в виду Писание в словах: «И у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его». Это означает, что Всевышний засчитывает человеку, будто он сам основал небо и землю, как сказал об этом Рав.

И можно еще объяснить этот стих на основе слова «Ты», которое кажется в этом стихе лишним. Сказано (Мишлей, 10:24): «Чего страшится нечестивый, то постигнет его, а желание праведников исполнит Он». Виленский Гаон объясняет этот стих в своем комментарии следующим образом. Грех, совершенный человеком, сам наказывает его впоследствии, и потому у наказания есть граница – так же, как у самого греха есть граница. Однако за заповедь Всевышний платит Сам, и у этой платы никогда нет границ – так же, как у Самого Всевышнего нет границ. Именно это имеется в виду в словах: «И у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты…» – то есть «Ты Сам» – «воздашь каждому» награду за исполненные им заповеди, чтобы не было у этого воздаяния границ.]

Раби Йоханан сказал (там в Гемаре): «[Занимающийся Торой ради нее самой] также защищает весь мир, как сказано (Йешаяу, 51:16): “Под сенью руки Моей укрыл тебя”. Раби Леви сказал: также приближает избавление, как сказано (там): “И сказать Циону: ты народ Мой!”»

Величие Торы выше, чем величие жертвоприношений, ибо так толковали наши мудрецы (Рош а-Шана, 18а): «”Не будет искуплена вина дома Эли ни жертвою, ни дароприношением вовек” (Шмуэль 1, 3:14), – ни жертвою, ни дароприношением не будет она искуплена, но словами Торы – будет». Также сказано (Ваикра, 7:37): «Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, и о жертве грехоочистительной, и о жертве повинности». Сказали мудрецы (Менахот, 110а): «Каждый, кто занимается Торой, – как будто принес всесожжение, приношение хлебное, жертву грехоочистительную, жертву повинную».

Вот что сказано в святой книге Зоар (глава Шлах, 159а): «Каждый, кто занимается Торой, словно приносит все жертвоприношения, какие только есть, перед Святым благословенным. И более того – Святой благословенный прощает ему все его грехи, и готовят для него несколько престолов в будущем мире». А вот, что говорит «Мидраш а-Неелам» (гл. Ваера): «Тот, кто не занимается жертвоприношениями, пусть занимается Торой, и будет ему большая польза», – так вкратце говорит мидраш.

Еще сказали мудрецы в трактате Мегила (16б): величие Торы выше, чем величие спасения жизни.

Через Тору человек удостаивается будущего мира, как сказали мудрецы (Пеа, 1:1): «Вот вещи [заповеди], плоды которых человек ест в этом мире, но основная награда [за них] остается для мира будущего… и изучение Торы равноценно всем остальным, вместе взятым». И еще сказали (Бава Меция, 85б): «Что означает сказанное (Иов, 3:19): “Малый и великий там, и раб свободен от господина своего”? Каждый, кто делает себя малым ради слов Торы в этом мире, делается великим в будущем мире; и каждый, кто делает себя рабом ради слов Торы в этом мире, делается свободным в будущем мире». Сказали мудрецы (Пиркей Авот, 6:3): «Нет почета [истинного], но только [в заслугу] Торы, как сказано (Мишлей, 3:35): “Почет мудрецы унаследуют”». И далее сказано (Пиркей Авот, 6:4): «Не желай себе величия большего, чем подобает тебе по учености твоей [в Торе], и не вожделей стола царского – ибо твой стол [примеч. автора: в будущем мире] больше их стола в этом мире, и корона твоя больше их короны».

Сказали мудрецы в главе Хелек (Санедрин, 100а): «Каждому, у кого чернеет лицо [от усиленных занятий] Торой в этом мире, дает Всевышний белизну лица в мире будущем, как сказано (Шир а-Ширим, 5:15): “Вид его – как Леванон [от лаван – белый]; юноша, подобный кедрам [как кедр – избранное из деревьев, так он – избранный из юношей; Раши на Танах]”». [Сказано выше (Шир а-Ширим, 5:11): «Черны как ворон», а после (там, 5:16): «(Слова) уст его – сладостны», намек на слова Торы; см. Раши в Гемаре].

Подобное этому сказано также в Мидраш Раба: «Раби Йеуда объяснил сказанное в Писании через “мудрецы Торы”. Сказано в одном стихе: “Черны как ворон”, а в другом (Нахум, 2:5): “Вид их подобен факелам; как молнии мчатся они”. Это – преданные Торе, которые выглядят некрасивыми, почерневшими [от усиленных трудов над Торой] в этом мире, но в грядущем будет вид их – словно факелы». И еще написано («Ялкут Шимони», Теилим, 36, 727): «Сказал раби Танхум бар Ханилай: каждого, кто морит себя голодом ради Торы в этом мире, Всевышний насыщает в мире будущем, как сказано (Теилим, 36:9): “Насыщаются от тука дома Твоего”».

«Руководителю. Псалом сыновей Кораха. Слушайте это, все народы; внимайте, все обитатели хелед [Вселенной]. И сыны человека, и сыны мужа; вместе – богач и бедняк. Уста мои пусть изрекают мудрость, и думы сердца моего – вразумление. Приклоню ухо мое к притче…» (Теилим, 49:1 – 5). Сказано в «Мидраш Теилим»:

«”Руководителю. Псалом сыновей Кораха. Слушайте это, все народы” – об этом говорит Писание (Коэлет, 11:7): “И сладок свет, и хорош для глаз”, – как он сладок, свет будущего мира! Хорош удел человека, у которого есть добрые дела, и он увидит тот свет, как сказано (Шофтим, 5:31): “Г-сподь – любящие Его будут как солнце, восходящее во всей силе своей”.

Раби Аба сказал: сколь сладки они, слова, уподобляемые свету, как сказано (Мишлей, 6:23): “Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет”. Хорош удел человека, который видит Тору, отбеленную как снег [ставшую ясной благодаря неустанной учебе], и нет предела награде за нее! Когда придет Всевышний, чтобы заплатить Израилю, дав награду трудившимся над Торой, и воздаст им за нее обилием света сокрытого. В этот час они скажут народам мира: мы удостоились этого за то, что занимались Торой! А вы говорили нам: впустую вы трудитесь! Смотрите же, какую дают за нее награду, как сказано: “Слушайте это, все народы”, – и так говорится только о Торе, как сказано (Ваикра, 7:37): “Эта Тора”. “Внимайте, все обитатели хелед [Вселенной]” – это сыны человеческие, покрывающиеся халуда [букв. «ржавчиной»] в геиноме [аду]. И кто они? “И сыны человека, и сыны мужа”.

“Человек” – это Авраам, как сказано (Йеошуа, 14:15): “Человек величайший среди гигантов”. “И сыны человека” – это сыны Ишмаэля и сыны Кетуры. “И сыны мужа” – это сыны Ноаха, который назван “муж праведный” (Берешит, 6:9).

Другое объяснение: это народы, поклоняющиеся идолам, сходящие в геином. “Вместе – богач и бедняк” – богатый Торой и бедный Торой. “Богатый” – это Доэг и Ахитофель [причинившие много зла царю Давиду]: хотя они и были главами судов Торы, сходят вгеином. “Бедный Торой” – это тот, у кого была возможность изучать Тору, но он не изучал ее.

Поэтому говорят сыновья Кораха: поскольку такова награда, даваемая за Тору – “Уста мои пусть изрекают мудрость” – мудрость Торы. “И думы сердца моего – вразумление” – исполнены разума Торы. “Приклоню ухо мое к притче” – к притче Торы».

В святой книге Зоар (гл. Ваешев), говорится следующее: «Раби Йеуда открыл тему: “Тора Г-сподня совершенна, оживляет душу” (Теилим, 19:8). Сколько же следует людям трудиться над Торой, ведь у каждого, кто ею занимается, будет жизнь в этом мире и в мире будущем, и он удостаивается обоих миров! И даже тот, кто занимается Торой, но не ради самой Торы, как подобает, – удостаивается хорошей награды в этом мире, и не судят его в мире будущем… Когда душа его уходит, чтобы покинуть этот мир и вернуться на свое место, она [Тора] шествует перед той душой. И много ворот разбиваются перед Торой, пока не войдет в место свое и стоит над человеком, пока он не пробудится в то время, когда восстанут умершие [этого] мира, – и она говорит в его оправдание».

А вот что сказано там (Зоар) в главе Бешалах (46а): «Сколь же любима Тора Святому благословенному, если каждый, кто занимается Торой, любим наверху и любим внизу! Святой благословенный слушает его речи, и не оставляет его в этом мире, и не оставляет его в будущем мире. А Тора – он должен заниматься ею днем и ночью».

В главе Эмор сказано (89б): «Хорош удел их, народа Израиля, ведь лишь они угодны Святому благословенному из всех народов! И из любви Своей к ним дал Он им истинную Тору – чтобы знать им путь Царя Святого. Всякий, кто занимается Торой, как будто занимается Самим Святым благословенным. Ибо вся Тора есть Имя Святого благословенного, и всякий, кто занимается Торой, как будто занимается Именем Его; а всякий, кто отдаляется от Торы, далек он от Святого благословенного».

Еще сказано там же: «Замечателен удел тех, которые занимаются Торой весь день! Горе тем, которые не занимаются Торой, ибо нет у них удела в Имени Святом, и они не постигают его – ни в этом мире, ни в мире грядущем. А те, которые удостаиваются ее [Торы] в этом мире, – удостаиваются ее в мире грядущем, как сказано (Шир а-Ширим, 7:10): “Побуждает говорить уста спящих” – хотя они и в этом мире, уста их шевелятся, произнося слова Торы.

В главе Шлах Леха (259б) говорится: «Святой благословенный прославляется Торой [и говорит]: идите путем Моим! Идите, занимайтесь служением Моим, и Я ввожу вас в миры прекрасные и в миры высшие! “Поднимайтесь в Негев” (Бемидбар, 13:17) и трудитесь над Торой, – и увидите, что она стоит перед вами; и через нее узнаете Меня».

И еще сказано там (166б): «”Любимая лань [Тора] и прекрасна в глазах твоих” (Мишлей, 5:19; см. «Мецудат Давид» там), Тора – свет всех миров! Сколько морей и рек, родников и ключей [мудрости] источаются из тебя! Что скажу о тебе? Все существуют силой твоей, высшие и низшие! “Любимая лань и прекрасна в глазах твоих” – для высших и для низших! Кто удостоится чести твоей как подобает, и кто сумеет открыть и рассказать сокрытое твое и тайны?»

Там же в главе Пинхас сказано: «Каждый, кто занимается Торой, удостаивается того, что открываются ему несколько ворот в будущий мир и несколько потоков света. В час, когда он уходит из этого мира, она идет впереди него ко всем стражникам ворот, и возглашает, и говорит: “Откройте ворота – и войдет народ праведный” (Йешаяу, 26:2)! Поставьте трон такому-то – рабу Царя! Ибо никому не рад Святой благословенный, как тому, кто занимается Торой! Тем более человеку, который просыпается ночью, чтобы заниматься Торой, ведь все праведники в райском саду слушают голос его, и Святой благословенный гордится им».

И также удостаивается он, благодаря Торе, души святой, как написано в Предисловии (Зоар, Берешит): «Заповедь пятая: сказано (Берешит, 1:20): “Да воскишат воды кишеньем живых существ” – в этом содержатся три заповеди. Первая – трудиться над Торой и заниматься ею. Каждый день исправлять еще и еще свою душу и дух свой, ведь благодаря тому, что человек занимается Торой, исправляется он [обретением] души другой святой и т. д. Ведь когда человек не занимается Торой, нет у него святой души, и святая душа свыше не находит обиталища в нем. А когда занимается Торой и шевелятся губы его, произнося слова ее, удостаивается он той живой души и становится как ангелы святые, как сказано (Теилим, 103:20): “Благословите Г-спода, ангелы Его”. Это занимающиеся Торой, которые названы “ангелами” на земле и т. д. Так – в этом мире. А о будущем мире мы учили, что “в будущем Всевышний сделает им…”».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=16279