Шмират а-Лашон — Часть 2
Об охране уст по порядку недельных глав
Глава 9. Берешит
Находим в Гемаре (Арахин, 15б): «Сказал раби Йоханан от имени раби Йосе бен Зимра: каждый, кто злословит, — как будто отрицает Основу [не признает власть Всевышнего], как сказано (Теилим, 12:5): “Которые сказали: языком нашим сильны будем, уста наши с нами – кто нам господин?”» [Раби Йоханан] хотел сказать этим следующее. Тот, у кого «стрела заостренная — язык его» (по Ирмияу, 9:7), имеет привычку похваляться перед людьми и говорить: «Лишь только открою уста мои на него [любого врага моего], — сожру его при помощи языка моего, и будет он брошен, чтобы все его топтали. Кто сможет одолеть мой язык? И даже если не сожру его в этот раз целиком, разве не при нас уста наши? Я смогу сделать отвратительным дух его среди людей – так, что будет презираем всеми!» И совсем не думает [тот нечестивец], что есть Всевышний над всеми, и глаза Его обозревают всю землю.
Действительно, среди всех грехов есть совершаемые из-за телесных вожделений, а есть — из-за пристрастия к чужому добру, когда они побеждают человека и склоняют его к греху.
Но не так это с тем, кто злословит о ближнем без всякой выгоды для себя, как сказано (Коэлет, 10:11): «И не имеет выгоды злословящий». И злословие его означает лишь, что слово Всевышнего ничего не значит для него, нет у него страха перед велением Сотворившего все. Потому он считается отрицающим Творца.
А другая причина, как пишут в наших святых книгах, следующая. Собирающийся злословить сначала оглядывается по сторонам, не стоит ли где-нибудь тот, о котором он будет рассказывать. А Глаз Небесный как будто не видит его, не дай Б-г. Точно так сказали наши мудрецы о воре [который по этой причине, в отличие от грабящего открыто, оплачивает кражу вдвое].
И если мы подумаем об этом еще, то найдем, что злословие впервые явилось в мир через змея с отрицанием Б-га живого, когда сказал змей Хаве (Берешит, 3:5): «Ибо знает Б-г, что в день, когда вы съедите его [запретный плод], откроются глаза ваши». Говорит здесь Раши со ссылкой на мидраш, что змей сказал так: «Каждый мастер ненавидит другого такого же мастера. Он [Б-г] плоды этого дерева ел, и творил мир. Съешьте и вы, и откроются глаза ваши — и будете как Б-г, творящими миры». Это стало причиной смерти для всех обитателей мира, и наказан был змей по принципу «мера за меру»: все люди его ненавидят и хотят его убить, как сказано (там, 3:15): «И вражду водворю между тобой и женщиной, и между твоим потомством и ее потомством; оно будет разить тебя в голову». [Примечание автора. И это – помимо прочих его наказаний: отсечены ему ноги, как сказано (там, 3:14): «На животе ходить будешь», и пищей ему будет прах земной, как сказано (там же): «Прах земной будешь есть все дни жизни твоей».] И отнят был у него дар речи.
То же самое — с привычным к злоязычию: когда людям становится известной его дурная натура, все начинают его ненавидеть и остерегаются его: вдруг и их он станет поносить и позорить.
Также в будущем, даже если он удостоится встать при оживлении мертвых, – окажется немым [как стал немым тот первый змей], не сможет открыть рот, согласно сказанному нашими мудрецами («Дварим Раба», 6) о том, что в будущем Святой, благословен Он, отрежет языки привычным к злословию, как сказано (Теилим, 12:4): «Истребит Г-сподь все уста льстивые, язык, говорящий надменно». Речь здесь идет о времени оживления мертвых. Кто может представить себе меру страданий того человека и меру его вечного позора в час, когда все узнают о его натуре и злодеяниях его, ибо он устами своими разжигал ненависть между людьми! Об этом сказано в Писании (Коэлет, 12:13): «Конец [всякого] дела — всему услышанным быть». Толкует Таргум: «Все дела обитателей мира в будущем оглашены будут и т. д.». И потому постигает его это наказание — все люди поднимутся живыми и с даром речи в полной мере, как прежде, а тот, ожив, будет немым совершенно. Задумавшись об этом, человек может осознать суровость греха, имеющего для него такие тяжкие последствия и в этом мире, и в будущем.
Знай еще, что так же, как змей был наказан в отношении еды, как сказано: «Прах земной будешь есть все дни жизни твоей», так и злоязычный будет наказан бедностью, как сказано в книге «Седер а-Кана»: «Смотри же и уразумей, что всякий источающий злоречие из уст своих поражается цараат». А в завершение сказано там, что тот, кто не получает наказание цараат, наказуем бедностью, которая подобна по тяжести своей цараат, ведь бедный отдан на милость людскую.
Действительно, удивительно мне, что человеку свойственно искать особые чудодейственные средства и благословения больших людей для успеха в пропитании.
Но чем помогут все эти средства и благословения тому, кто, не дай Б-г, привычен к этому греху — злоязычию и рехилуту, влекущими за собой проклятие Торы (Дварим, 27:24) [провозглашенное, в числе других, всенародно у гор Гризим и Эйваль при вступлении в землю обетованную]: «Арур — проклят — поражающий тайно ближнего своего», и речь там идет о злоязычии, как поясняет Раши. И сказали наши мудрецы (Швуот, 36а): «Арур — есть в этом клала [проклятие] и есть в этом нидуй [отлучение]». Это не вышло из уст одного человека, а было объявлено с согласия всего Израиля, включая коэнов и левитов, как сказано в Торе. Это пресекает для проклинаемого поток животворного влияния из Высших миров.
Если бы только читатель послушал мое слово, я посоветовал бы нечто большее: остерегаться того греха чрезвычайно, – еще больше, чем, например, причинить своими действиями ближнему реальный вред присвоением имущества, обманом и тому подобным. [Примечание автора. Ведь грех злоязычия, несомненно, в большой мере способствует тому, что у грешника будет растрачено и пропадет имущество его, как мы писали об этом в книге «Сфат Тамим», гл. 2 и 3, на основании нескольких стихов Писания и высказываний наших мудрецов, см. там.] Ведь тогда [если прислушаются люди к моему совету] наверняка благословлено будет их добро больше, чем с помощью всех чудодейственных средств, ведь, как известно, всем проклятиям (приведенным в Дварим, гл. 27) предшествовали благословения (см. Раши там, 27:12), например: «Благословен тот, кто не поражает тайно ближнего своего», и весь Израиль отвечал: «Амен». И нет сомнения, что это благословение осуществится.
Глава 10. Ноах
Находим в главе Ноах (Берешит, 9:22): «И рассказал двум своим братьям снаружи». Тора рассказывает нам здесь о грехе Хама, который не только не прикрыл отца сам, но и рассказал снаружи, то есть в общественном месте, как переводит Таргум. И совершенно не боялся, что позорит отца перед людьми, — и потому тот проклял [его сына Кнаана].
[Примечание переводчика. Можно спросить: чем был так уж тяжел грех Хама, что о нем прямо рассказано в Торе — о нем, а не о дальнейшем самом грубом и гнусном физическом действии? (Раши говорит там от имени мудрецов, что Хам «оскопил» отца или «надругался» над ним). Ответ совершенно ясен в свете того, что говорит Хафец Хаим об особой тяжести злословия. Ведь в Ноахе в тот момент соединялись все возможные высочайшие духовные ступени и качества, поскольку семейство его с сыновьями составляло тогда все человечество, и для Хама и остальных братьев Ноах был не только и не просто отец, но также море мувъак [величайший личный учитель], и праведник, мудрец и духовный лидер поколения, и пророк, и первосвященник… Опозорить Ноаха означало опозорить его во всех этих категориях и качествах, и притом опозорить на весь мир, как сегодня — если напечатать что-то позорящее во всех газетах о ком-то самом уважаемом и высокопоставленном…
Рассказ Хама был правдой, но ведь в этом и состоит суть злословия!]
Ваеце
В главе Ваеце наш отец Яаков просит (Берешит, 28:20): «И храни меня на этом пути, которым я иду», и говорит мидраш: «”Храни меня” — от злоязычия». Подобное этому сказали наши мудрецы в «Сифри» по поводу стиха (Дварим, 23:10): «Когда выступит стан (на войну) против врага твоего, — остерегайся всякого давар ра [букв. “дурного слова”]», — сказали, что это — намек на злоязычие. Ясно ведь, что, когда человек идет в опасное место, он нуждается в особой охране, как сказано там далее (23:15): «Ибо Г-сподь, Б-г твой, ходит среди стана твоего, чтобы спасать тебя». Известно, что из-за греха злоязычия уходит Шехина из Израиля, и не остается того, кто хранил бы его. И так было с Яаковом, когда он пришел к Лавану. Это было место опасное, как это видно из того, чем закончилось его пребывание у Лавана, когда тот погнался за ним, чтобы убить его. Так бы было, если бы Всевышний не спас его, как сказано (Дварим, 26:5): «Арамеец [Лаван], губитель отца моего». И потому просит Яаков, отец наш: «Храни меня» — «чтобы я не оступился в этом».
Перевод — рав П. Перлов