Шмират а-Лашон — Часть 2
Глава 3. Тема злословия в главах Торы
[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]
Прежде всего – поступок змея, злословившего о Всевышнем. Из-за него стали смертными все обитатели мира.
Сказано в Торе в главе Ваеце [в молитве Яакова] (Берешит, 28:20): «Если будет Б-г со мной и охранит меня», и сказали наши мудрецы («Берешит Раба», 70): «Охранит меня – от злословия».
В главе Ваешев мы находим рассказ о том, что случилось с Йосефом (Берешит, 37:2): «И приносил Йосеф нехорошие вести о них их отцу», – и это было непосредственной причиной того, что сыны Израиля сошли в Египет.
В главе Шмот сказано (Шмот, 2:14): «[Сказал Моше]: Действительно, стало известным это». [Раши приводит мидраш, согласно которому Моше говорит при этом, что теперь ему ясно, чем провинились сыны Израиля, что попали в такое тяжкое рабство: среди них есть доносчики.]
Еще находим, что Моше сказал (Шмот, 4:1): «Но ведь они не поверят мне» [сыны Израиля – что являлся мне Всевышний и дал мне обещания], – и ответил ему Всевышний (там, 4:2-6): «И сказал ему Г-сподь: что это в руке твоей? И он сказал: посох… И превратился [посох] в змея… И вот, рука его [Моше] покрыта язвой цараат, как снегом» [из-за сказанного им о сынах Израиля, что они не поверят, ведь это было злословием].
В главе Итро (там, 17:2-7): «И ссорился народ с Моше, и говорили: дайте нам воды, чтобы пить нам. И сказал им Моше: что вы ссоритесь со мною? Что искушаете Г-спода?… И роптал народ на Моше, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждою?… И нарек [Моше] месту тому имя Маса и Мерива, из-за ссоры сынов Израилевых». И вслед за этим (там, 17:8): «И пришел Амалек». [«Ты вывел нас из Египта» – это истина, открытая всем, и это само по себе восхваление. Но они исказили намерение Моше: «чтобы уморить нас и т. д.», что превращает восхваление в осуждение – и не только Моше, но и Самого Всевышнего, исполнителем воли Которого Моше является.]
В главе Мишпатим сказано (там, 23:1): «Ло тиса – “не внимай” – пустому слуху»,
– это относится как к рассказывающему [поскольку ло тиса трактуется также как ло таси – “не распространяй”], так и к принимающему его слова, как объясняется в Гемаре (Макот, 23а). В Торе сразу после этого сказано (Шмот, 23:2): «Не следуй за большинством [склоняясь] к злу». [Намек на то, что слух был не просто «пустым», но «склоняющим к злу», то есть злословием, и в этом причина запрета внимать ему.]
В главе Тецаве описывается меиль [плащ] первосвященника (там, 28:32-35): «Кайма будет у его выреза вокруг… И сделай по подолу ее гранаты… и колокольчики золотые между ними кругом… И будет слышен звук [колокольчиков] его при приходе его в Святилище». [Сказали наши мудрецы (Эрхин, 16а): «Меиль искупает грех злоязычия. Сказал Всевышний: придет то, что имеет голос, и искупит (грех, сотворенный) голосом».]
И о том же – все, что мы находим в главах Тазрия и Мецора о язвах на доме, язвах на одежде, язвах на человеке, о котором сказано (Ваикра, 13:46): «В одиночестве должен сидеть» [виновный в грехе злоязычия] – он устранен даже из стана Израиля [не говоря уже о двух станах с более высокой святостью], и искупление его – посредством «птиц щебечущих» [которых он приносит при очищении – намек на то, что был подобен им необузданностью языка своего].
В главе Кдошим сказано (там, 19:16): «Не ходи как рахиль [разносящий злословие] в народе твоем», – и далее (там, 19:17): «Упрекай и поучай ближнего своего, и не понесешь за него вину».
В главе Беар (там, 25:17): «И не обижайте каждый ближнего своего». Речь идет здесь об обиде словом, которая тоже считается злословием.
В главе Насо (Бемидбар, 5:2) сказано: «И удалили из лагеря всякого с язвой цараат», – даже если он был велик в Торе как Доэг. [Очень большой знаток Торы, но и нечестивец. Он был виновен также и в грехе злоязычия: он донес царю Шаулю на первосвященника, помогавшего Давиду при его бегстве от Шауля, и затем перебил по приказу Шауля священнослужителей в городе Нов (см. Шмуэль 1, гл. 21 и 22; Теилим, 52).]
В главе Беаалотха (там, 12:1): «И говорили [так, как не следовало] Мирьям и Аарон о Моше и т. д.» [и Мирьям была наказана цараат].
Вся глава Шлах – рассказ о разведчиках [говоривших дурное о земле, которую Всевышний дал народу Израиля, из-за которых народ Израиля на сорок лет задержался в пустыне].
В главе Хукат (там, 21:4-5): «И истощилось терпение народа в пути. И возроптал народ на Б-га и на Моше: зачем вывели вы нас из Египта, – чтоб умереть [нам] в пустыне? Ведь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища». [Исказили намерение Моше и Всевышнего, как у Маса и Мерива, гл. Итро, см. выше.]
В главе Ки Теце (Дварим, 23:10): «Когда выступишь станом против врагов твоих, то берегись всякого давар ра – слова дурного [согласно толкованию наших мудрецов]». И еще в той же главе находим закон о моци шем ра – распустившем ложный слух – о молодой жене (там, 22:13-19).
И также сказано (там, 24:9): «Помни о том, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям» [за то, что говорила о Моше].
В главе Ки Таво (там, 27:24) сказано: «Проклят поражающий ближнего своего тайно», – и здесь имеется в виду злословие. Известно, что каждое из проклятий изрекалось тогда [левитами] вначале [в обратном виде] как благословение [«Благословен не поражающий ближнего и т. д.», а затем уже они произносили проклятие, как оно записано в Торе]. Таким образом, человек, осторожный в отношении злоязычия, – благословлен.
Сказали наши мудрецы (Санедрин, 26б), что Всевышний сказал нечестивому Доэгу: когда ты будешь доходить [при чтении Торы] до тех мест, в которых говорится о злословящих, – как ты станешь толковать и изучать те места? Ведь человек, совершающий грех, естественным образом стыдится и страдает, доходя в Торе до тех мест, где об этом грехе говорится! И потому сказано в «Элияу Раба» (конец гл. 137), что слепого или хромого не следует вызывать к Торе, если при чтении будут упоминаться эти пороки [делающие коэна негодным к служению или животное – к жертвоприношению; хотя пороки эти – вовсе не грех], а подозреваемого в разврате – если речь пойдет о запретных связях; и то же самое в других подобных случаях.
В свете этого, а также и из того, что, как мы видели выше, значительная часть Торы говорит о грехе злоязычия, следует, что человек, широко раскрывающий уста и дающий свободу речам своим по прихоти своего дурного побуждения, на протяжении своей жизни неизбежно десятки раз будет встречать в Торе все те места. И как же в грядущем содрогнется душа его, когда покажут ему, как он в немногие дни своей жизни преступал то, о чем сказано в десятках мест Торы!
Известно сказанное нашими мудрецами (Хагига, 5б) о словах пророка (Амос, 4:13): «Ибо вот, созидает Он горы и творит ветер, и возвещает человеку о речах его»: «Даже о маловажных речах человека сообщают ему в час суда». И тем более – за речи строго запрещенные будут порицать его и представят их пред глазами его, как говорит об этом Писание (Теилим, 50:20-21): «Сидишь, на брата своего наговариваешь, на сына матери твоей возводишь позор… Укорять буду тебя и представлю [твои слова] пред глазами твоими». Известны также слова Виленского Гаона о том, что за каждую из запретных речей (злоязычие, рехилут и т.п.) человек должен будет сойти в ад глубоко-глубоко, и невозможно представить себе, сколь велики будут муки и бедствия, которые надо будет ему терпеть за каждую из них.
И вот – даже в конце, когда он очистится великими муками от грехов и удостоится благодаря своим заповедям удела в райском саду, – сколько будет у него там вечного стыда, когда доходить будет до тех мест в Торе! [Ибо каждая душа из Израиля удостаивается там насладиться светом Торы, которую изучал при жизни.] Как немой, не сможет открыть рта, дойдя до них, – и это не на год и не на два, а на тысячи тысяч лет! Всякий раз, дойдя до них, возопит душа его: как он сам мог такое сделать – обратить для себя ни во что столь обширную часть этой святой и грозной книги? Ведь в том мире он сам увидит, как все святые ангелы дрожат и сотрясаются от речения Всевышнего, – а он, творение малое, низменное и темное, с пренебрежением отверг слова Всевышнего – сотни и тысячи раз, пока был жив! Хорош удел того, кто подумает как следует об этом, пока он в этом мире. И тогда будет добрым удел его и в этом мире, и в грядущем.
Известно сказанное в «Сефер Хасидим» о том, что такая заповедь, что нет [или мало] желающих ее исполнять, похожа на мет мицва [мертвого, которого некому похоронить].
Она обвиняет и жалуется: до чего же я дурна и уродлива, что скрылась от взора всех людей! И такое сказано, даже когда «скрывшаяся» заповедь – всего лишь одна. И тем более [обвинение сильно], когда, как мы представили выше читателю, значительная часть Торы говорит о том, какая осторожность нужна, когда мы пользуемся силой нашей речи! И само собою понятно, что, когда люди не проявляют осторожности и дают волю языку по произволу своему, – значительная часть Торы оказывается заброшенной, презренной. Сколь же велика награда того, кто остерегается, чтобы не преступать сказанное в той части Торы! И он воздает честь заповедям, которые в ней, и о нем сказало Писание (Шмуэль 1, 2:30): «Ибо чтящих Меня – почитать буду».
[Примечание автора. Так смотри же, брат мой, – из общего положения, высказанного нашими мудрецами (Бава Батра, 165а): «Большинство (людей оступаются) в присвоении чужого, меньшинство – в разврате, и все – в грехе злоязычия», следует, что нет в мире ни одного запрета, забытого и заброшенного, как запрет злоязычия! Ведь в присвоении чужого оступается лишь большинство, а в злоязычии – все! И хотя уточнили там в Гемаре, что «все» оступаются лишь в «пыли злоязычия» (более тонкой его разновидности, в которой труднее остерегаться), а не в нем самом, – пишет Рамбам, что «хорошо было бы, если бы человек остерегался (как должно хотя бы) в самом запрете». Таким образом, нет заповеди, забытой и заброшенной как эта, и укрепляющийся в ней действительно оказывает ей честь, – и будет поставлено ему на небесах в заслугу, что он был неравнодушен к достоинству ее.
Известно сказанное нашими мудрецами о том, что исполняющему заповедь, хотя мы и получили о ней повеление от Всевышнего, Он, тем не менее, засчитывает ее так, будто исполнивший дошел до нее сам (своим умом). И если это так даже с одиночной заповедью, то тем более – с запретом злоязычия, с которым связана немалая часть Торы! Пусть человек укрепится в том, – и зачтется это ему в будущем, будто он сам, своим умом дошел до всех этих святых вещей, написанных в тех местах в Торе, – и сколько же он получит за это в грядущем величия и почестей! И как будет этому радоваться сердце его – и исполнится тем самым сказанное в стихе Писания (Теилим, 105:3): «Возрадуется сердце ищущих Г-спода».]