Глава восьмая. Мишна восьмая
Предисловие
Данная мишна является заключением перечня разногласий школы Шамая и школы Илеля, связанных с трапезой. Она продолжает начатую в предыдущей мишне тему благословения после еды.
בָּא לָהֶם יַיִן לְאַחַר הַמָּזוֹן וְאֵין שָׁם אֶלָא אוֹתוֹ הַכּוֹס, בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: מְבָרֵךְ עַל הַיַּיִן וְאַחַר כָּךְ מְבָרֵךְ עַל הַמָּזוֹן. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: מְבָרֵךְ עַל הַמָּזוֹן וְאַחַר כָּךְ מְבָרֵךְ עַל הַיַּיִן.
עוֹנִין אָמֵן אַחַר יִשְׂרָאֵל הַמְבָרֵךְ, וְאֵין עוֹנִין אָמֵן אַחַר הַכּוּתִּי הַמְבָרֵךְ, עַד שֶׁיִּשְׁמַע כָּל הַבְּרָכָה:
Как следует поступить, если им принесли вино после еды, и есть только один бокал? Школа Шамая говорит: «Произносит благословение на вино, и после этого произносит благословение после еды». Школа Илеля говорит: «Произносит благословение после еды, и после этого произносит благословение на вино».
Отвечают словом «Амен» на благословение, произнесенное евреем; а на благословение, произнесенное самаритянином, отвечают словом «Амен» только при условии, что услышали произнесенное им благословение полностью.
Комментарий рава Овадьи из Бартенуры
Произносит благословение на вино, и после этого произносит благословение после еды. Так как благословение после еды необязательно произносить над бокалом [вина].
Отвечают словом «Амен» на благословение, произнесенное евреем. Несмотря на то, что не услышали [первую часть благословения, в которой упоминается] Имя Всевышнего, а только окончание благословения, следует предположить, что [еврей] произнес благословение во славу Небес.
Только при условии, что услышали его благословение полностью. Ведь возможно, что он произнес благословение в честь горы Гризим [на которой находится идол самаритян].
Комментарий «Полная чаша»
Объяснение мишны
Школа Илеля говорит: «Произносит благословение после еды, и после этого произносит благословение на вино». См. гл. 7, мишна 5, где обсуждается заповедь произносить благословение после еды на бокал вина. См. также гл. 6, мишна 5 и 6, где обсуждаются законы благословений, произносимых на вино, которое подают во время трапезы. Закон установлен по мнению школы Илеля: тот, у кого есть только один бокал вина, должен оставить его для произнесения благословения после еды (שלחן ערוך אורח חיים ס׳ קעד סע׳ ג).
Отвечают словом «Амен». Слово «Амен» употребляется в Пятикнижии и в других книгах письменной Торы (см. Бемидбар, 5:22 и 27:15-26, Мелахим 1, 1:36, Йермияу 11:5, Нехемья 5:13 и др.). Оно имеет корень «א-מ-נ», который говорит о вере, верности, доверии. По закону (שלחן ערוך אורח חיים ס׳ רטו סע׳ ב), услышав благословение, необходимо ответить на него словом «Амен», подтверждая правильность и правдивость сказанного.
Тот факт, что, услышав благословение, следует ответить на него словом «Амен», упоминается в письменной Торе (Диврей а-Ямим 1, 16:36): «Благословен Г-сподь Б-г Израиля во веки веков; и сказал весь народ: Амен, и хвала Г-споду!». Талмуд (Шаббат, 119б) объясняет значение этого слова: «Сказал Рейш Лакиш: “Каждому, кто отвечает Амен изо всех сил, открывают врата райского сада…” Что такое Амен? Сказал раби Ханина: “[это аббревиатура] קל מלך נאמן — Б-г, Царь верный”».
Мудрецы подчеркивали важность этого слова. Говорится в трактатах Брахот (47б) и Назир (66б): «Тот, кто отвечает Амен, делает больше, чем тот, кто произносит благословение». Талмуд сравнивает того, кто произносит благословение, и того, кто отзывается на него словом «Амен», с двумя полками солдат. Первый полк — это тот, кто произносит благословение. Это слабые солдаты, которые способны лишь раздразнить противника. Второй полк, тот, кто отвечает словом «Амен» — это богатыри, которые побеждают врага.
Комментаторы объясняют, что, произнося благословение, человек создает добрых ангелов, которые защищают его. Слово «Амен» является заключением благословения, а у того, кто довел заповедь до конца, есть особые заслуги. Благодаря его действиям в мир приходит большой поток благословения и добавочная святость. И об этом говорится в книге «Зоар» (Ваелех, 285): «Когда евреи в низшем мире внимательно слушают благословения и отвечают словом “Амен”, и произносят его с необходимой концентрацией и с правильными намерениями — сколько врат благословения открывается им! И сколько хорошего приходит во все миры!» Там приводится, что когда евреи открывают врата благословения, произнося «Амен», то сверху открываются врата молитвы, и молитвы принимаются (обсуждение слова «Амен» продолжается в гл. 9, мишна 5).
На благословение, произнесенное самаритянином, отвечают словом «Амен» только при условии, что услышали произнесенное им благословение полностью. Происхождение и статус самаритян обсуждаются в гл. 7, мишна 1. Как упоминается там в комментарии, когда у самаритян нашли идола, раби Ами и раби Аси постановили, что к ним следует относиться как к неевреям с точки зрения всех законов Торы. Но Тосефта (ברכות פ׳ ה ה׳ כב בתוספתא המופיעה בש״ס) приводит, что в отношении благословений следует относится к самаритянам с большим подозрением, чем к просто неевреям-идолопоклонникам. Среди комментаторов возник спор, относится ли то, что написано в данной мишне и в Тосефте, к самаритянам до принятия постановления раби Ами и раби Аси, или после. По мнению автора книги «Шулхан Арух» [אורח חיים ס׳ רטו סע׳ ב. המחבר הביא לשון הרמב״ם, אבל הגאון סבר שלשון הרמב״ם ט״ס. וככה פירשו כמה את דברי הרמב״ם והשו״ע כמה נושאי כלים, ע׳ פרישה אות ה ועוד], мишна говорит о самаритянах до постановления. В наше же время они считаются вероотступниками, которые произносят благословения идолу. Поэтому на их благословения вообще нельзя отвечать словом «Амен». Но Виленский Гаон (ביאור הגר״א כאן אות ה) считает, что статус самаритян не изменился в этом отношении, поэтому тот, кто услышал благословение самаритянина полностью, может отозваться на него и в наше время.
«Мишна Брура» (ס׳ רטו סע׳ ב באור הלכה ד״ה מתחילה) приводит мнение автора «Шулхан Арух» и пишет, что возможность отзываться на благословение самаритянина существовала только до принятия постановления. Но на благословение, произнесенное неевреем, разрешается отозваться словом «Амен». [Так приводится в Иерусалимском Талмуде (Брахот 8:1), и так установлен закон (см. רמ״א אורח חיים ס׳ רטו סע׳ ב ומ״ב שם ס״ק יב בשם הט״ז). Этот вопрос часто возникает при общении с людьми, которые хотят принять иудаизм. Они начинают выполнять заповеди, в том числе произнесение благословений, еще до того, как приобретают статус евреев.]
Иерусалимский Талмуд говорит, что нееврей, который благословляет еврея, сам получает благословение, как написано (Берешит, 27:29; см. также Хулин, 49а, Тосафот ד״ה ואברכה): «Благословляющие тебя — благословенны».
Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры
Благословение после еды необязательно произносить над бокалом вина. В пятой мишне данной главы было сказано, что по мнению школы Шамая, как и по мнению школы Илеля, требуется произносить благословение после еды над бокалом вина. Здесь же утверждается противоположное — школа Шамая не требует произносить его над бокалом вина. Вавилонский Талмуд (Брахот, 52а) объясняет, что между авторами мишны возникло разногласие, какого мнения придерживалась школа Шамая в этом вопросе.
Но мудрецы Иерусалимского Талмуда дали другое объяснение утверждению мудрецов школы Шамая. Они считали, что, когда произносят благословение после еды на вино, следует вначале произнести благословение на вино (ירושלמי ברכות פ׳ ח מ׳ א ע״פ שנות אליהו כאן).
Не услышали первую часть благословения. Это не мешает ответить на него словом «Амен». Талмуд (Сукка, 51б) приводит, что у еврейской общины в Александрии в Египте синагога была как большая базилика, состоящая из нескольких нефов, один внутри другого. Иногда там находилось количество людей, в два раза превышающее количество вышедших из Египта. И там стояла семьдесят одна золотая кафедра — это число соответствует семидесяти одному члену Верховного Суда. И каждая из них была сделана не меньше, чем из 210.000 кикаров золота [Кикар (ככר) – единица веса, равная 3000 шекелям. Шекель — это 9,6 грамм]. В середине этого здания находился деревянный помост, на котором стоял смотритель со полотнищами в руке. Зал был настолько велик, что молящиеся не слышали ведущего молитву. Поэтому, когда приходило время отвечать «Амен», он начинал махать полотнищем, и весь народ отвечал «Амен».
Комментарий Ритво поясняет, что, если один человек произносит благословение за другого, тот должен услышать благословение полностью [cм. гл. 6 мишна 6, где приводятся условия, при которых один может произнести благословение за другого]. Но если один произносит благословение, а другой отвечает словом «Амен» без намерения, чтобы это благословение распространилось на него, то отвечающий не обязан слышать благословение, чтобы отозваться на него.
«Мишна Брура» (ס׳ קכד ס״ק לג, וע׳ באור הלכה ס׳ רטו סע׳ ב ד״ה שלא) приводит, что для того, чтобы отозваться на благословение еврея, необязательно его услышать полностью. Но тот, кто не услышал имя Всевышнего, не обязан отзываться на благословение словом «Амен», но может это сделать, если захочет. Все это относится только к случаю, когда произносящий благословение не произносит его также для отвечающего.
Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский