Трактат Шаббат — Глава вторая — Мишна седьмая — часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

93
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне рассматривается ряд законов, относящихся к сумеркам перед наступлением субботней ночи.

שְׁלשָׁה דְבָרִים צָרִיךְ אָדָם לוֹמַר בְּתוֹךְ בֵּיתוֹ עֶרֶב שַׁבָּת עִם חֲשֵׁכָה. עִשַּׂרְתֶּם. עֵרַבְתֶּם. הַדְלִיקוּ אֶת הַנֵּר. סָפֵק חֲשֵׁכָה סָפֵק אֵין חֲשֵׁכָה, אֵין מְעַשְּׂרִין אֶת הַוַּדַּאי, וְאֵין מַטְבִּילִין אֶת הַכֵּלִים, וְאֵין מַדְלִיקִין אֶת הַנֵּרוֹת, אֲבָל מְעַשְּׂרִין אֶת הַדְּמַאי, וּמְעָרְבִין, וְטוֹמְנִין אֶת הַחַמִּין:

Три вещи должен человек сказать в своем доме в канун Шабата перед сумерками: «Отделили ли десятину? Сделали ли эрув? Зажгите светильник!»

Комментарий раби Овадьи из Бартануры

Должен человек сказать в своем доме – должен сказать спокойно, и тогда его слова будут услышаны.(1Перед сумерками – близко к сумеркам, но когда до исхода дня остается еще достаточно времени, чтобы отделить десятину и сделать эрув. Однако не следует говорить об этом задолго до сумерек, чтобы домашние по нерадивости не подумали: «До исхода дня есть еще много времени».(2)

Отделили ли десятину – [от необходимого] на субботнюю трапезу(3). И даже от плодов, которыми просто перекусывают в Шабат, должна быть отделена десятина.(4) Сделали ли эрув«объединение территорий» (эрув тхумин)(5)(6) и «объединение дворов» (эрув хацерот).(7)(8)

Эти две фразы произносят с вопросительной интонацией, ведь, возможно, эти дела уже сделаны. Однако по поводу светильника не нужно  спрашивать: «Зажгли ли светильник?», ведь видно, зажгли или не зажгли.(9)(10)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Спокойно и деликатно

В Гемаре подчеркивается, что перечисленные в мишне «три вещи» необходимо сказать «спокойно» (бе-нихута) (Шабат 34а).

Во-первых, человеку, соблюдающему законы Торы, следует «всегда говорить спокойно – с любым человеком и в любое время». Благодаря этому можно «избавиться от гнева, так как это дурное качество характера, приводит людей к греху». Именно с этого чрезвычайно важного наставления великий Рамбан начинает свое знаменитое письмо к сыну (Игерет А-Рамбан).

И об этом же сказано в своде законов Рамбама: «Знатоку Торы не следует во время разговора вопить, как зверь, и не надо слишком поднимать голос, но пусть говорит со всеми людьми спокойно» (Рамбам, Дэот 5:7).

Особенно это важно в разговоре с домашними. В талмудическом трактате Гитин указано, что «человеку никогда не следует держать своих домашних в излишнем страхе» (6б). Ведь если глава семьи задаст свои вопросы чересчур грозным голосом, из страха могут ответить, что уже сделали то, о чем он напоминает (например, отделили десятину или сделали эрув), – а на самом деле это не сделано. И получится, что из-за этого он сам нарушит в Шабат запреты Торы или мудрецов (Меири, Шабат 34а; Мишна брура 260:10).

Кроме того, спокойствие и доброжелательность особенно важны перед наступлением Шабата, когда многие члены семьи излишне напряжены (все ли успели сделать?!), а также крайне утомлены многочисленными приготовлениями и делами всей прошедшей недели. Поэтому «это время опасно для раздоров и разногласий» (Бен Иш Хай 2, Ваера 1) – т.е. ссора может возникнуть из-за мельчайшего пустяка. Соответственно, эти три важных напоминания нужно сделать максимально сдержанно и спокойно.

И, наконец, в Гемаре названа еще одна практическая причина, основанная на глубоком понимании душевных сил человека: слова, сказанные спокойно, будут лучше восприняты, и домашние быстро сделают то, что у них просят (см. Шабат 34а; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

Именно так приведен этот закон в кодексе Шулхан арух: эти «три вещи» необходимо сказать «бе-лашон рака» – т.е. мягко и деликатно (Орах хаим 260:2).

(2) «Перед сумерками»

Раши подчеркивает, что об этих «трех вещах» следует напомнить именно «перед сумерками», а не задолго до них. Ведь если до наступления Шабата остается много времени, домашние могут подумать: «Еще успеем!», – а потом забыть (Раши, Шабат 34а).

Вместе с тем, ясно, что все приготовления, в том числе, отделение десятины и эрув, предпочтительно сделать заранее, а не перед самым наступлением Шабата. В последние минуты, «перед сумерками», лишь напоминают и проверяют, всё ли готово. Но и в этом случае должно оставаться еще достаточно времени до Шабата, чтобы при необходимости успеть сделать всё, что забыли (см. Мишна брура 260:9).

(3) «Отделили ли десятину?»

Выражение исартэм отделили ли десятину?») подразумевает не только собственно «десятину» (маасер), но и все другие необходимые отделения.

В Торе заповедано отделять трумот (приношения) и маасрот (десятины) от всех плодов – зерновых, фруктов и овощей, выращенных  в стране Израиля. Сначала следует отделить «большую труму» (трума гдола) в пользу коэнов. Размер этого отделения в Торе не установлен.

Затем отделяют «первую десятину» (маасер ришон) – десятую часть плодов, оставшихся после отделения трума гдола. Это отделение в пользу левитов. Левиты, в свою очередь, должны отделить от полученной «первой десятины» десятую часть, называемую трумат маасер, в пользу коэнов.

В первый, второй, четвертый и пятый годы семилетнего цикла отделяют также «вторую десятину» (маасер шени) – десятую часть от плодов, оставшихся после отделения трумы и «первой десятины». Эту часть плодов следует съесть в Иерусалиме в состоянии ритуальной чистоты. Если владельцу плодов затруднительно переправить их в Иерусалим, разрешено их выкупить, а  на вырученные деньги купить плоды в Иерусалиме и съесть их там. В третий и шестой годы семилетнего цикла вместо «второй десятины» отделяют «десятина бедного» (маасер ани) – и даже если сам хозяин плодов нуждается, эта часть отдается другому бедному.

Порядок отделения трумот и маасрот приведен в большинство сидуров (а также в книге «Суббота, праздники, будни», под редакцией р. Р. Энтина, с. 283-285).  

Если все необходимые отделения не совершены, то плоды запрещены в пищу (А-мицвот ат-луйот ба-арец 2:1-15).

В Шабат и праздники отделять трумот и маасрот запрещено. Поэтому об этом напоминают перед наступлением Шабата: «Отделили ли десятину?» (см. Мишна брура 260:11).

(4) Наслаждаясь Субботой

В обычном случае десятины отделяют только от таких плодов, которые уже полностью готовы к употреблению (например, зерновые после веяния) и «внесены в дом» (для хранения и употребления в пищу) или подготовлены к продаже. Но до этого плодами разрешено «перекусывать» (ахилат арай), даже не сделав соответствующих отделений (например, есть плоды или ягоды до продажи прямо в саду из ящиков, в которые они собраны) (Рамбам, Маасер 3:1-4).

Но в Шабат иначе: плодами, от которых не сделаны отделения, нельзя даже «перекусывать». Ведь написано: «И назовешь Субботу наслаждением (онег)» (Йешая 58:13). В этот день не «перекусывают», а едят, наслаждаясь. И даже то, что в обычные дни является «перекусыванием» (ахилат арай), в Шабат считается «основательной едой» (ахилат кева). Поэтому от любых плодов, которые употребляют в пищу в Шабат, должны быть отделены все необходимые «приношения» и десятины (ВТ, Бейца 34б; Раши, Шабат 34а).

(5) «Сделали ли эрув?»

Слово эрув означает «смешение» или «объединение» (отсюда и однокоренное слово эрев, подразумевающее смешение дня и ночи, света и тьмы).

Термином «эрув» кратко называют определенные законодательные постановления мудрецов, связанные с объединением или смешиванием различных вещей или территорий для нужд Шабата. Это «объединением» позволяет переходить или переносить предметы с одной территории на другую.

В данной мишне подразумеваются два вида эрува – «объединение территорий» (эрув тхумин) и «объединение дворов» (эрув хацерот) (см. ниже – коммент. 6-7). Оба этих объединения запрещено совершать в сам Шабат – поэтому перед наступлением Шабата напоминают: «Сделали ли эрув?»

(6) «Объединение территорий»

Постановление мудрецов об «объединении территорий» (эрув тхумин) связано с запретом выходить в Шабат за границу «субботней территории» (тхум Шабат).

В Торе сказано: «Оставайтесь каждый у себя, пусть не выходит никто из своего места в день седьмой» (Шмот 16:29). Опираясь на эти слова Торы, мудрецы постановили, что в Шабат запрещено выходить за пределы «субботней территории». А «субботняя территория» простирается на две тысячи «локтей» (амот) в каждую из сторон света от того места, где человек находился при наступлении Шабата (Раши, Шмот 16:29). Размер «локоть» – ама – приблизительно соответствует шагу среднего человека (57,6 см. в соответствии с мнением Хазон Иша или 48 см. в соответствии с мнением р. Х. Наэ). Соответственно, расстояние в две тысячи «локтей» (2000 амот) в современных мерах составляет 1152 метра (по мнению Хазон Иша) или 960 метров (по мнению р. Х. Ноэ).

Эти две тысячи амот отсчитываются без учета самого «места», на котором человек был при наступлении Шабата. А «место» человека – это четыре амы (тело среднего человека считается в три амы, и еще ама –  чтобы распрямить руки). Но если при наступлении Шабата человек находился в городе (а также в поселке или любом населенном пункте), – весь город считается его «местом». И даже если дома не стоят подряд, все же, если расстояние между ними менее семидесяти амот, – даже не протяжении долгого пути это пространство считается одним городом. Вокруг города к нему добавляется еще семьдесят амот и две трети амы, которые отсчитываются от конца городской застройки – причем только от соседствующих друг с другом домов, но не от одного, отдельно стоящего дома. Эту добавочное пространство называют «присоединенным к городу», и закон рассматривает его как город (несмотря на то, что это – незастроенная земля, без домов). А после того, как выходят из города и отходят на семьдесят амот и две трети амы, тогда отмеряют еще две тысячи амот до границы «субботней территории» (важно отметить, что эти две тысячи амот отмеряют не от самой границы «города», а от условного прямоугольника, который выстраивают по крайним точкам городской границы).

Вместе с тем, мудрецы установили, что если человеку необходимо выйти за свою «субботнюю территорию» или за «субботнюю территорию» своего города (например, для того, чтобы участвовать в миньяне или уроке Торы), он может сделать «объединение границ» (эрув тхумин). Это постановление предоставляет дополнительные возможности для передвижения в Шабат. Например, если человек хочет выйти за «субботнюю территорию» на запад, то ему нужно встретить наступление Шабата на границе «субботней территории» своего города с западной стороны (или в удобном для него месте не доходя до границы) – а затем он может возвратиться для трапезы и сна в свой дом. Тогда в Шабат ему разрешено выйти на расстояние в две тысячи «локтей» на запад от того места, где он встретил Шабат. Так, если он сделал эрув в конце тысячи «локтей» на запад от города, ему разрешено пройти в Шабат в этом направлении три тысячи «локтей»: тысячу «локтей» до эрува и две тысячи – от него.

Кроме того, мудрецы разрешили делать «объединение границ» с помощью продуктов питания. Для этого в канун Шабата человек должен положить на то место (например, на западную границу «субботней территории») хлеб, достаточный для двух трапез, или пищу, которую едят с хлебом, достаточную для двух трапез, сказав: «Это будет эрувом». Ведь место субботней трапезы считается «местом» человека в Шабат, и, помещая продукты для трапезы на границе своей «субботней территории», он тем самым определяет свое «субботнее место». При этом пищу необходимо положить в сохранное место, откуда он может взять её при наступлении Шабата. Отнести продукты на место у «субботней границы» можно даже с помощью посланца (Хаей адам, Шабат 77), и в случае необходимости глава семьи может поручить это кому-нибудь из своих взрослых домочадцев.

А поскольку в сам Шабат делать «объединение границ» запрещено, «перед сумерками» следует напомнить: «Сделали ли эрув?»

(7) «Объединение дворов»

Эрув хацерот («объединение дворов») предоставляет дополнительные возможности для переноса вещей в Шабат.

Уже упоминалось, что «частным владением» (решут а-яхид), согласно закону Торы, могут быть не только закрытые помещения, но и огороженные дворы (см. коммент. 2 к мишне 1:1). Однако мудрецы запретили переносить вещи из частного дома во двор, принадлежащий нескольким хозяевам, и из такого двора в дом до тех пор, пока не сделано «объединение» (т.е. эрув хацерот). Это постановление мудрецов связано с тем, что такой двор подобен «владению многих», поскольку является общим владением всех, чьи дома на него выходят. И если бы было разрешено переносить вещи в такой двор без «объединения» (эрува), то люди могли бы прийти к ошибочному заключению, будто разрешено переносить и из «частного владения» во «владение многих». Во избежание такой ошибки мудрецы постановили, чтобы все домохозяева, которым принадлежит данный двор, были «объединены». Для этого каждый из них должен предоставить цельный хлеб (каравай или булку), и весь собранный хлеб помещают в одном из домов, выходящих на этот двор. А поскольку человек осознает своим «домом» то место, где храниться его хлеб, составляющий для людей основу питания, считается, что все эти соседи-домохозяева живут в доме, где собран хлеб. Соответственно, получается, что во всем этом дворе проживает как бы только одна большая «семья», и у двора есть только один хозяин.

Однако такое «объединение» помогает лишь в случае, когда в этом дворе проживают только евреи. Но если там живет нееврей, необходимо выкупить у него право на перенос через его владение (т.е. через его условную долю в общем дворе). Ему говорят: «Сдай мне в аренду твое владение для переноса», а в качестве арендной платы дают какую-либо номинальную сумму денег или продукт питания (например, напиток). При этом еврей-вероотступник или еврей, который неоднократно публично осквернял Шабат, считается в этом отношении подобным нееврею.

Понятно, что закон об «объединении дворов» имеет много дополнительных тонкостей и нюансов, которые требуют серьезного изучения (см. Хаей адам, Шабат 72-75).

В современных условиях таким «двором», который нужно «объединить», является, например, лестничная клетка многоквартирного дома (Шмират Шабат ке-илхата 1, 17:11; см. также в следующем комментарии). А поскольку делать эрув хацерот в сам Шабат запрещено, «перед сумерками» нужно напомнить: «Сделали ли эрув?»

(8) В современном городе

Важно знать, что подобным же образом можно объединить несколько смежных дворов и даже целый огороженный квартал (это называется шитуф мевоот – «кооперирование переулков»). В городах и местечках восточной Европы было принято, что синагогальный служка собирал с каждого домохозяина деньги, на которые приобретали мацу (поскольку она не так быстро плесневеет, как хлеб). Эту мацу передавали в собственность всех домовладельцев, а затем помещали в доступном для всех месте (как правило, в синагоге). И там, где уже осуществлено «кооперирование переулков» (шитуф мевоот), нет необходимости делать «объединение дворов» (эрувей хацерот), а разрешено переносить из домов во дворы и из дворов в переулки (см. Шулхан арух, Орах хаим 387:1, Рамо; Шмират Шабат ке-илхата 17:20).

Путем «кооперирования переулков» можно также разрешить перенос в целом городе, если, согласно закону Торы, он является «частным владением» (решут а-яхид) – например, обнесен крепостной стеной или иной оградой.

Кроме того, город или еврейский квартал в городе можно обнести специальным ограждением в «форме входа» (цурат а-петах). Для этого вокруг города ставят на определенном расстоянии друг от друга множество столбов или шестов высотой не менее десяти «кулаков» (тфахим) и соединяют их по верху проволокой или прочной веревкой. В этом случае город также становится «частным владением», и после того, как совершено «кооперирование переулков», в нем можно переносить. Такое ограждение в «форме входа» также называют «эрув». Установка подобного ограждения требует строгого соблюдения многочисленных законодательных тонкостей, и поэтому в каждом конкретном случае необходимо обратиться к раввину, чтобы выяснить у него, как следует поступить (Шмират Шабат ке-илхата 17:19, 21; Мишнат а-Шабат 43:4).

В городах, где есть улицы шириной в шестнадцать «локтей» (и тем более, если в городе находится не менее шестисот тысяч человек), эти улицы невозможно включить в общий «эрув». В таких случаях необходимо отдельно обнести оградой в «форме входа» районы, расположенные по обеим сторонам таких улиц (Мишна брура 364:6, 8; Шмират Шабат ке-илхата 17:22). И хотя большинство городов в Земле Израиля обнесены ограждениями в «форме входа» – даже те крупные города, в которых есть улицы шириной в шестнадцать «локтей», и многие полагаются на этот «эрув» и переносят внутри него (Мишнат а-Шабат 43:4), тем не менее, Б-гобоязненному человеку предпочтительно устрожить. Ведь для тех законоучителей, которые считают, что улицы шириной в шестнадцать локтей являются по Торе «владением многих», даже если по ним не проходят шестьсот тысяч человек, единственным способом превращения такого города в «частное владение» остается возведение окружной стены с воротами, закрываемыми по ночам (Шулхан арух 364:2, Мишна брура 8;  см. также коммент. 1-2 к мишне 1:1).

В больших городах, где нет общего эрува, необходимо, как указано выше, делать «объединение дворов» и «кооперирование переулков» в отдельных микрорайонах, а также «объединение» нескольких квартир в многоквартирных домах (Шмират Шабат ке-илхата 17:18, 21-22; Мишнат а-Шабат 43:4). И без такого «объединения» запрещено выносить вещи из квартир на лестничную площадку или наоборот, а также из одной комнаты в общей квартире в другую, если они принадлежат разным владельцам (в этом отношении квартиросъемщик также считается «владельцем» квартиры) (Шмират Шабат ке-илхата 17:11/58/). А поскольку связанные с этим законы имеют много сложных нюансов (и особенно в местах, где живут также неевреи или евреи, не соблюдающие законы Торы), следует спросить раввина, как поступить в данном конкретном городе и в данном доме (Кицур Илхот Шабат 39:11; Шмират Шабат ке-илхата 17:18).

(9) «В своем доме»

Поскольку «три вещи», о которых говорится в данной мишне, произносят, находясь «в своем доме», напоминание о субботних свечах делается в повелительном наклонении, а не в вопросительной форме, как два предыдущих. Ведь глава семьи и так видит, зажжены светильники или нет (Раши, Шабат 34а).

Законоучители подчеркивают, что перед зажиганием свечей главе семьи лучше находиться дома, чтобы самому проверить готовность семьи к Шабату, чтобы, не дай Б-г, не произошло осквернение этого святого дня. И если муж видит, что жена запаздывает с зажиганием свечей, ему следует зажечь самому (Хаей адам, Шабат 5:9; Зихру Торат Моше 4:2). Однако, понятно, что предпочтительнее всего организовать подготовку к Шабату так, чтобы все было сделано вовремя и установленным образом.

(10) О чем следует напоминать в наше время?

В своде законов Рамбама из «трех вещей», перечисленных в данной мишне, приведено лишь одно напоминание – относительно свечей (Рамбам, Шабат 5:3).

Однако в кодексе Шулхан арух не только названы все три напоминания, но и добавлено четвертое – по поводу отделения халы (см. коммент. 3 к мишне 2:6). Рамо уточняет, что там, где не отделяют десятин (т.е. вне Земли Израиля), и напоминать об этом не нужно (Орах хаим 260:2).

Вместе с тем, в комментарии Мишна брура указано, что, поскольку в наше время принято делать «объединение дворов» лишь один раз в год (в канун Песаха), а «объединение границ» вообще не принято делать, то и напоминать об этом не нужно. Да и об отделении халы тоже не принято спрашивать (Мишна брура 260:12-13). Но некоторые законоучители полагают, что по поводу халы лучше напомнить (Шмират Шабат ке-илхата 42:62/240/). Что же касается отделения десятин, то в тех местах Земли Израиля, где, как правило, покупают плоды, от которых уже произведены все необходимые отделения, об этом не напоминают (Пискей тшувот 260:2/11/).

В Мишне бруре так же указывается, что, наряду с напоминанием о свечах, следует остеречь домашних, чтобы они прекратили все запрещенные в Шабат виды работ. И даже если «перед сумерками» глава семьи не находится дома (например, он в микве или в бейт-мидраше), он должен напомнить через посланца (например, направить домой кого-то из сыновей) (Мишна брура 260:14) – а в наше время напомнить можно по телефону.

Правда, некоторые законоучители полагают, что субботняя сирена, которую включают перед наступлением Шабата, заменяет такое напоминание. Но практическое решение зависит от особенностей каждой семьи и от традиционных установлений данного дома. Во многих случаях, безусловно, следует напомнить, несмотря на сирену (Пискей тшувот 260:2/11/). И также рекомендуется напомнить о других вещах, которые невозможно сделать в Шабат: например, отключение лампы в холодильнике (или перевод его на субботний режим), отключение бойлера, открывание бутылок и консервных банок и т.п. (Шмират Шабат ке-илхата 42:62).

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=52094