Трактат Шаббат — Глава седьмая — Мишна вторая — продолжение

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1422
трактат шаббат, трактат шабат

Трактат Шаббат. Глава седьмая. Мишна вторая

От редакции. До конца данной мишны мы публикуем продолжение комментария «Дополнительная душа».

אֲבוֹת מְלָאכוֹת אַרְבָּעִים חָסֵר אֶחָת. הַזּוֹרֵעַ. וְהַחוֹרֵשׁ. וְהַקּוֹצֵר. וְהַמְעַמֵּר. הַדָּשׁ. וְהַזּוֹרֶה. הַבּוֹרֵר. הַטּוֹחֵן. וְהַמְרַקֵּד. וְהַלָּשׁ. וְהָאוֹפֶה. הַגּוֹזֵז אֶת הַצֶּמֶר. הַמְלַבְּנוֹ. וְהַמְנַפְּצוֹ. וְהַצּוֹבְעוֹ. וְהַטּוֹוֶה. וְהַמֵּסֵךְ. וְהָעוֹשֶׂה שְׁנֵי בָתֵּי נִירִין. וְהָאוֹרֵג שְׁנֵי חוּטִין. וְהַפּוֹצֵעַ שְׁנֵי חוּטִין. הַקּוֹשֵׁר. וְהַמַּתִּיר. וְהַתּוֹפֵר שְׁתֵּי תְפִירוֹת. הַקּוֹרֵעַ עַל מְנָת לִתְפֹּר שְׁתֵּי תְפִירוֹת. הַצָּד צְבִי. הַשּׁוֹחֲטוֹ. וְהַמַּפְשִׁיטוֹ. הַמּוֹלְחוֹ וְהַמְעַבֵּד אֶת עוֹרוֹ. וְהַמּוֹחֲקוֹ. וְהַמְחַתְּכוֹ. הַכּוֹתֵב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת. וְהַמּוֹחֵק עַל מְנָת לִכְתֹּב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת. הַבּוֹנֶה. וְהַסּוֹתֵר. הַמְכַבֶּה. וְהַמַּבְעִיר. הַמַּכֶּה בַפַּטִּישׁ. הַמּוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת. הֲרֵי אֵלּוּ אֲבוֹת מְלָאכוֹת אַרְבָּעִים חָסֵר אֶחָת:

Основных работ (авот мелахот) – сорок без одной.

Сеет и пашет, и жнет, и собирает в снопы. Молотит и веет. Перебирает. Мелет и просеивает, и замешивает тесто, и выпекает.

Стрижет шерсть. Выбеливает ее и растрепывает ее, и красит ее, и прядет, и натягивает продольные нити, и делает две петли в рамах ткацкого станка, и ткет две нити, и распускает две нити. Завязывает и развязывает, и сшивает двумя стежками. Рвет для того, чтобы сшить двумя стежками.

Ловит оленя. Зарезает его и снимает с него шкуру. Солит и выделывает его шкуру. Скоблит ее и разрезает ее.

Пишет две буквы и стирает для того, чтобы написать две буквы. Строит и разрушает. Тушит и разжигает. Ударяет молотком. Выносит из одного владения в другое.

Вот эти основные работы – сорок без одной.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Сеет и пашет – здесь не написано сначала «пашет» (1), а потом уже «сеет» (2), как это принято делать. Из этого мы учим, что, даже если земля очень твердая, и, перепахав ее и посеяв в нее, ее вновь перепахивают, второе пропахивание тоже считается запрещенной работой «пашет».

Жнет – это относится к зерновым. Но и собирающий с деревьев плоды тоже совершает запрещенную работу «жнет» (3).

Собирает в снопы – собирает уже сжатые зерновые и складывает их в одно место (4)(5).

Веет – бросает лопатой по ветру (6). Перебирает, удаляя отходы руками или через сито (7)(8). Просеивает через решето (9). Все эти три работы имеют единое назначение – все они выполняются для того, чтобы отделить отходы от еды. Но, поскольку все три работы выполнялись в Скинии Завета, каждая из них считается отдельной работой – пусть они и похожи между собой. Еще одна причина – они не совершаются вместе, а делаются последовательно, одна за другой (10)(11).

Выпекает – такой работы не было в Скинии, так как выпекают лишь хлеб, а хлеб при возведении Скинии не выпекали. Просто в мишне представлен порядок изготовления хлеба. Однако работа «варит», подобная работе «выпекает», совершалась и для возведения Скинии, когда изготовляли снадобья для окраски шерсти в цвет тхелет, а также в пурпурный и багряный цвета. Тот, кто помешивает в кастрюле или кладет крышку на кастрюлю, стоящую на огне, совершает работу «варит» (12). И все предыдущие работы, перечисленные в этой мишне, – «сеет», «жнет», «молотит» и т.д. – все они выполнялись при изготовлении красителей для Скинии (13).

Стрижет шерсть – эта и все другие работы по обработке шерсти нужны были для изготовления шерсти тхелет, которую использовали при возведении Скинии (14)(15).

Выбеливает ее – стирает в реке (16).

Растрепывает ее – бьет ее палкой, а также расчесывает ее гребнем (17)(18)(19).

Натягивает продольные нити – на старофранцузском языке «ордир» (20).

Делает две петли в рамах ткацкого станка – продевание двух нитей в кольца на рамах (21)(22).

Распускает – выплетает продольные нити из поперечных или поперечные из продольных для того, чтобы ткать дальше (23).

Завязывает и развязывает – ловцы хилазона, из которого изготовляют краситель для тхелет (24), завязывают (25) и развязывают (26). Ведь, поскольку иногда нужно взять веревки из одной сети и добавить их в другую, их отвязывают от одной и привязывают к другой.

Сшивает …рвет – это тоже при изготовлении полотнищ (27). Ведь если полотнище проела моль, проделавшая в нем маленькое круглое отверстие, нужно разорвать ткань выше и ниже этого отверстия, чтобы при зашивании не было складок (28). Сшивает двумя стежками и завязывает, ведь если он не завяжет, соединение не сохранится. При этом он совершает две запрещенные работы – и завязывает, и сшивает.

Ловит оленя – все работы, связанные с выделкой кожи, совершались для обработки шкуры тахашей (29)(30)(31)(32)(33).

Солит и выделывает его шкуру – в Гемаре (75б) задан вопрос: «Ведь засаливание – это и есть выделка?» (34). И отвечают: действительно, следует убрать из перечня одну из этих двух работ и добавить вместо нее «размечает», так как разметка – это тоже одна из основных работ (35).

Скоблит ее – соскребает волоски (36).

Разрезает ее – рассекающий и разрезающий ее на ремни и для сандалий (37).

Пишет …и стирает – при изготовлении Скинии подписывали брусья, чтобы знать, какие из них парные. Писали букву на одном брусе и букву на другом (38), а порой, когда ошибались, то букву стирали (39)(40)(41).

Тушит и разжигает – огонь разводили под чаном с красителями (42)(43).

Ударяет молотком – это завершение изготовления предмета. Так мастер, завершая работу, ударяет по наковальне. Поэтому запрещенная работа «ударяет молотком» совершается, когда завершают изготовление предмета (44)(45).

В начале мишны уже названо общее число: «Основных работ – сорок без одной», а затем все работы перечислены по порядку. Это сделано для того, чтобы научить: даже если человек сделает все работы, существующие на свете, в одном забвении и за один Шаббат, он не будет обязан принести больше, чем сорок [без одной] грехоочистительных жертв. Ведь все остальные работы являются производными от этих основных. А когда он сделал основную работу и производную от нее, он обязан принести лишь одну жертву (46)(47).

Комментарий «Дополнительная душа»

(5) Работа «молотить»

Следующая работа, названная в этой мишне, – «молотит» (דָּשׁ – даш). Она заключается в отделении плода от основы, на которой он вырос (например, зерен от колосьев или гороха от стручка). При этом сама «основа» (т.е. колос или стручок) уже отделена от земли при выполнении работы коцер – «жать».

При изготовлении Мишкана работу «молотить» выполняли в отношении растений, из которых изготовляли красители («Мишнат а-Шаббат» 8, а-Даш).

Основной работой (ав мелаха) является выбивание спелых зерен из колосьев. Сжатые колосья в снопах свозили на гумно, где раскладывали на твердой земле ровным слоем. В древности для молотьбы использовали тяжелые бревна, которые быки протаскивали поверх снопов, и зерна выбивались из колосков («Орхот Шаббат» 1, 4). Позднее для этого стали использовать молотильный каток (мораг; см. Йешаяу, 41:15) – широкую и плоскую доску, в которой были закреплены ряды острых камней или металлических ножей. Скот тянул эту доску по снопам, разложенным на земле, и ножи выбивали зерна. А сравнительно небольшое количество снопов обмолачивали цепом – орудием из двух подвижно привязанных друг к другу палок (см. «Мишнат а-Шаббат» 8, а-Даш/1/).

К основной работе даш относят также трепанье льна, ведь при создании Мишкана стебли льна трепали, чтобы получить льняные нити для изготовления полотнищ, ведь написано (Шмот, 26:1): «Покрывало Шатра сделай из десяти полотнищ, пусть будут они из скрученных вместе нитей льна, шерсти тхелет, багряницы и червленицы» (Тосафот, Шаббат, 74а, Аф-аль-гав; см. Шаббат, 73б). Как уже объяснялось, для изготовления льняной нити стебли льна сначала замачивали, чтобы размягчить, а затем разбивали – «трепали», чтобы извлечь волокна, отделив их от одеревеневшей части стебля. А потом уже волокна «прочесывали», чтобы отделить их друг от друга и получить нити.

Но некоторые комментаторы считают, что трепанье льна является не основной работой, а производной – толада (Меири; см. Раши, Шаббат, 73б).

К производной работе от основной работы «молотить» относится также отделение таких съедобных плодов как, например, бобовые, от несъедобной основы, на которой они росли (т.е. от стручка). Эта производная работа названа в Талмуде мефарек — «отделяет», «разбирает на части» (Шаббат, 73б, Раши). Важно отметить, что работа мефарек совершается только в том случае, когда отделяемая и отбрасываемая оболочка плода непригодна в пищу, как стручки бобов. Но если зеленый горошек извлекают из стручков, которые еще не затвердели и пригодны в пищу, то это разрешено, ведь при этом человек просто отделяет одну пищу от другой («Хаей Адам», Шаббат, 14; «Орхот Шаббат», 1, 4:5/8-9/).

Кроме того, запрещенной работой «отделять» (мефарек) является только такое отделение съедобной части плода от оболочки, которое производится при сборке и обработке урожая, а сам плод продается и подается на стол уже, как правило, без оболочки и кожуры. К этой категории относятся, например, бобовые (китнийот), которые обычно подают без стручков, а также миндальные и другие орехи, которые продают и подают без зеленой оболочки, окружающей твердую скорлупу. Но плоды, которые обычно продают и подают на стол в кожуре, разрешено очистить непосредственно перед едой, потому что это обычный путь их употребления в пищу, а не предварительное отделение съедобной части плода от оболочки, подпадающее под запрет «молотить» и «отделять» («Шмират Шаббат ке-Илхата», 3/92/; «Мишнат а-Шаббат», 8:1/2-3/). Именно поэтому разрешено очистить перед едой луковицу и дольку чеснока, расколоть грецкий орех и арахис (земляной орех), а также снять с арахиса тонкую шелуху («Мишна Брура», 319:24; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:31, 38; «Орхот Шаббат», 4:4 и 6). Правда, некоторые комментаторы полагают, что следует воздержаться от раскалывания в Шаббат скорлупы арахиса. Во-первых, по ряду мнений, разрешено очищать лишь такие плоды, которые соединены со своей кожурой или скорлупой, а плоды арахиса отделены от скорлупы и лежат в ней, как в своеобразной «коробочке». А во-вторых, в последнее время принято отделять плоды арахиса (да и другие орехи) от скорлупы еще на пищевом комбинате и продавать их в уже очищенном виде, – и поэтому следует устрожить («Тшувот Шевет а-Леви», 1:81). Тем не менее, во многих общинах этого устрожения не придерживаются («Орхот Шаббат», 4:4/7/; «Мишнат а-Шаббат», 8:1/3/).

В соответствии с вышеизложенным принципом, разрешено отделять от грозди отдельные виноградины или ягоды вишни, а также бананы от связки. Но запрещено отделять от связки финики, – и это производная работа мефарек. Ведь финики, как правило, отделяют при подготовке к продаже, а ягоды винограда или вишни – непосредственно перед употреблением их в пищу («Орхот Шаббат», 4:2-3/4/, 7/11/).

Производной работой мефарек считается также выжимание таких плодов, которые выращивают специально для выжимания. К этой категории относятся виноград, из которого делают вино, и оливки, которые выращивают для изготовления оливкового масла (Шаббат, 143б-145б; Рамбам, «Шаббат», 8:10, 21:12; «Шулхан Арух», 320:1, «Мишна Брура», 1). Выделение сока из плода подобно отделению плода от оболочки, в которой он вырос («Орхот Шаббат», 1, 4, с. 191).

Мудрецы запретили выжимать сок и из таких плодов, которые, хотя и не выращивают специально для выжимания, но все же порой выжимают (Рамбам, «Шаббат», 21:12; «Мишна Брура», 320:5). К этой категории относятся, например, гранаты («Шулхан Арух», 320:1), а также яблоки и морковь («Орхот Шаббат» 1, 4:10 с. 191). Законы, связанные с выжиманием плодов, будут подробно рассмотрены далее.

Минимальным объемом плодов, за «обмолот» или «отделение» которых нарушитель подлежит наказанию или, в случае неумышленного нарушения, должен принести искупительную жертву хатат, так же, как и в предыдущих работах, является, ка-грогерет – с ягоду инжира (Рамбам, «Шаббат», 8:7). Но совершать эту работу по отношению к меньшему объему тоже запрещено из Торы («Хаей Адам», «Шаббат», 14).

В основном, запреты «молотить» и «отделять» относятся к растениям – гидулей карка (Шаббат, 75а; Рамбам, «Шаббат», 8:7). Вместе с тем, производной работой мефарек считается также доение (Шаббат, 95а; Рамбам, «Шаббат», 8:7). При этом молоко отделяется от коровы подобно соку, выжимаемому из плода, в котором он образовался (см. Тосафот, Шаббат, 73б, Мефарек). Такую работу совершает и женщина, которая выцеживает молоко из груди в сосуд – поэтому это запрещено («Шулхан Арух», 328:34, «Мишна Брура», 111), кроме тех случаев, когда младенец болен или находится в какой-либо опасности («Хаей Адам», «Шаббат», 14:9). И хотя в наше время появились многочисленные заменители материнского молока, и многие дети привыкли к ним, но есть и такие, которые отказываются их пить. В связи с этим, в каждом отдельном случае следует спросить знатока Торы, каким образом матери разрешено поступать с накопившимся в груди молоком («Орхот Шаббат», 4:35/61/). Но, во всяком случае, женщине, у которой в груди скопилось лишнее молоко, разрешено сцедить его так, чтобы им невозможно было воспользоваться – например, в раковину и т. п. (там же, 4:33).

Важно подчеркнуть, что работа мефарек выполняется лишь при выжимании молока в сосуд. Но кормить ребенка грудью, безусловно, разрешено (Рамбам, «Шаббат», 8:10), ведь для него это просто процесс еды. И женщина может помогать младенцу, рукою нажимая на свою грудь («Шулхан Арух», 328:35, «Мишна Брура», 112; «Орхот Шаббат», 1, 4, с. 201/52/).

Производной работой мефарек является также выжимание ткани, впитавшей в себя жидкость – ведь это подобно выжиманию сока из плода. Выжимание мокрой одежды является примером того, что одно и то же действие может относиться к двум различным «основным работам» (авот мелахот) в зависимости от цели, которая преследуется при его совершении. Если одежду или любую ткань выжимают для того, чтобы ее высушить, а выжимаемая жидкость при этом идет на выброс, тогда это часть процесса стирки и производная работа от основной работы «выбеливать». Но если ткань выжимают для того, чтобы воспользоваться выжатой жидкостью (вином или оливковым маслом), то это производная работа от «молотить» (Тосафот, Шаббат, 111б; «Мишна Брура», «Беур Алаха» 320, Еш ми ше-матир).

(6) Работа «веять»

Работа «веет» (זּוֹרֶה – зорэ) заключается в отделении зерна от отбросов с помощью ветра.

После обмолота зерно всё еще остается смешанным с шелухой – мякиной и другими мелкими обломками колосков. Для того, чтобы отделить зерно, эту смесь подбрасывали против ветра: более легкая шелуха относилась ветром в сторону, а тяжелые зерна падали вниз («Орхот Шаббат», 1, 3, с. 126 и 185). Обычно эту процедуру повторяли два раза. Первый раз смесь подбрасывали широкой деревянной лопатой, называемойרַחַת (рахат) – отרוח (руах – «ветер»). Второй раз – инструментом, называемым מִּזְרֶה (мизрэ – «веяло»). Эти инструменты упомянуты в стихе Танаха (Йешаяу, 30:24): «…провеянный лопатой и веялом» (Раши, Ибн Эзра, «Мецудат Давид» и «Мецудат Цийон»). Причем, в первый раз отсеивались более крупные отбросы (обломки колосьев), а во второй – более мелкий сор (Маари Кара).

Основной работой (ав мелаха) является такое отделение зерен, которое совершается на ветру с помощью специальной лопаты («Иглей Таль», а-Зорэ, 4; см. Раши, Шаббат, 73а).

При изготовлении Мишкана работу «веять» выполняли в отношении растений, из которых изготовляли красители («Мишнат а-Шаббат» 9, а-Зорэ).

Производная работа (толада) совершается, когда смесь бросают на ветер руками или дуют на смесь зерен (или орехов) с шелухой, чтобы сдуть шелуху («Иглей Таль», а-Зорэ 5; см. «Кицур Алахот Шаббат», Зорэ).

Минимальным объемом, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является, как и в предыдущих случаях, ка-грогерет – с ягоду инжира (Рамбам, «Шаббат», 8:11).

(7) Работа «перебирать»

Работа «перебирает» (בּוֹרֵר – борер) совершается, когда из смеси отбирают несъедобную часть и оставляют съедобную. Ведь после того, как зерна уже провеяли, они все еще перемешаны с мелкими камушками, комьями земли и другим мелким сором. Поэтому перед тем, как молоть зерно, его очищали от этих примесей, – это и была работа борер («Орхот Шаббат», 1, 3, с. 126).

При изготовлении Мишкана отбирали мелкий сор от тех частей растений, из которых изготовляли красители («Мишнат а-Шаббат» 10, а-Борер).

Основной работой (ав мелаха) является отделение сора с помощью специального приспособления (например, сита или фильтра), а также отбор сора руками («Иглей Таль», а-Борер, 1). И хотя сама работа заключается в удалении из смеси сора, ее цель сводится к тому, чтобы «исправить» оставшуюся пищу, сделав ее пригодной для еды или для другого использования («Беур Алаха» 319:3, Леэхоль мияд; «Орхот Шаббат» 1, 3/133/).

Согласно закону Торы, запрещено «перебирать» только так, как это делают в будни: вынимать отбросы (псолет) от пригодного в пищу (охель) с помощью специальной утвари (например, сита) для того, чтобы использовать оставшуюся пищу не сразу, а спустя некоторое время. Если присутствует хотя бы одно из этих условий – например, человек отбирает из смеси пищу рукой, но не собирается ее сразу съесть или отбирает пищу, чтобы сразу ее съесть, но делает это с помощью специального приспособления (например, фильтра), он ответственен по закону Торы («Мишна Брура», 319). И если человек отбирает еду из смеси с отбросами для того, чтобы съесть ее позднее (например, на следующий день) – это производная работа (толада) от основной работы борер («Иглей Таль», а-Борер 2; см. «Шулхан Арух», 319:2).

Но отбирать пищу рукой для того, чтобы ее сразу съесть, безусловно, разрешено. Ведь таким путем работу «перебирать» в будни не совершают – это обычный «способ еды» (дерех ахила), а не работа борер («Шулхан Арух», 319:1, «Мишна Брура», 3; «Орхот Шаббат», 1, 3, с. 127-128).

Условие, согласно которому необходимо съесть пищу «сразу» (ле-алтар), не подразумевает, что она должна быть съедена в ту же секунду или сразу же по завершении отбора. Достаточно того, что ее отбирают для ближайшей субботней трапезы и непосредственно перед ней – по отношению к «отбору» это тоже называется «сразу» («Мишна Брура», 319:4; «Орхот Шаббат», 1, 3:4). И не важно, отбирает ли человек пищу для себя или для того, чтобы ее «сразу» съели другие (Тосафот, Шаббат, 74а, Борер).

На протяжении Шаббата человек много раз сталкивается с опасностью совершить работу борер, часто по невнимательности или незнанию («Мишна Брура», 319). Так, запрещено вынимать из миски с фруктами сгнивший плод, но можно отодвинуть от него и убрать другие плоды, чтобы есть их во время ближайшей трапезы.

Нельзя отделять в тарелке кость от мяса или рыбы, ведь кость – это псолет, а пока она соединена с куском пищи, это считается «смесью». Поэтому следует отделить пищу (охель) от кости. Для этого нужно одной рукой придержать кость, а другой потянуть к себе кусок пищи («Беур Алаха», 319:4, Метох охель). И также разрешено отделить псолет вместе с небольшим количеством пищи («Мишна Брура», 504:20). В частности, есть разрешающие вынуть кость с мясом на ней («Беур Алаха», 319:4, Метох охель; «Орхот Шаббат», 1, 3:66) или подгнивший плод, часть которого еще пригодна в пищу («Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:25; «Орхот Шаббат», 1, 3:70/77/).

По мнению ряда законоучителей, запрещено отделять с помощью ситечка чайную заварку от плавающих в ней чаинок. Но разрешено наливать прозрачную заварку из заварочного чайника, в носик которого вмонтирован фильтр, – даже если на дне находятся чайные листья, ведь при этом отбора не происходит («Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:57/165/). А есть законоучителя, разрешающие наливать через вмонтированное в носик ситечко даже такую заварку, в которой плавают чаинки, поскольку заварочный чайник в первую очередь предназначен для того, чтобы разливать заварку в стаканы, а отсеивание чаинок происходит лишь попутно. И в этом вопросе принято облегчать, так как чай можно пить и в том случае, когда в нем остаются чаинки, и поэтому отсеивание не является необходимым (там же 3/125/, 3:57/167/; «Орхот Шаббат», 3:77/86; «Мишнат а-Шаббат», 10:7/9-91/). И все же лучше всего приготовить заварку в канун Шаббата с помощью заварочных пакетиков и извлечь их из заварки еще до наступления Шаббата. Но если пакетики остались в заварке, то необходимо проявить осторожность: ведь внутри пакетиков заварка смешана с чаинками, и когда в чайнике осталось лишь немного заварки, получается, что при выливании заварка отделяется от чаинок, а бумага, из которой сделаны пакетики, служит в качестве фильтра, – и это запрещено. А если пакетики забыли вытащить до Шаббата и вытаскивают в Шаббат, запрещено отряхивать их над чайником или стаканом, так как это тоже отделение заварки от чаинок с помощью фильтра. И чтобы избежать этого, лучше вытащить их не рукой, а ложечкой. А если несколько капель заварки самопроизвольно проливаются из вынутого пакетика, никакого нарушения в этом нет («Орхот Шаббат», 3:78).

Важно подчеркнуть, что в процессе самой еды, когда пища уже во рту, разрешено отделять даже псолет от охель – например, вытащить косточку изо рта, ведь это не отбор, а обычный способ еды (Хазон Иш, «Орах Хаим», 54:1; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:11). А некоторые законоучители считают, что можно отделить кость от рыбы или косточку от плода, даже когда пища еще в руке, по пути ко рту («Мишна Брура», 321:84; «Орхот Шаббат», 1, 3:97/110-111/).

Разрешается снимать кожуру с овощей и плодов для того, чтобы съесть их не позже ближайшей трапезы. И хотя при этом отделяют псолет от охель, это не «отбор», а обычный способ еды (дерех ахила), ведь другим путем добраться до самого плода невозможно. Соответственно, при приготовлении в Шаббат салата из вареных яиц и лука, нужно обратить внимание на то, чтобы очищать скорлупу с яиц и кожуру с лука только перед той трапезой, на которую салат предназначен (Рамо 321:19, «Мишна Брура», 83-84; «Орхот Шаббат», 1, 3:91).

Согласно закону Торы, запрещено не только отделять отбросы от пищи, но и вынимать один вид пищи, который не собираются есть, из смеси с другим, который желают съесть (Шаббат, 74а, Тосафот; Рамбам, «Шаббат», 8:12-13; «Шулхан Арух», 319:1 и 3). При этом вид, который не собираются есть, рассматривается как псолет по отношению к пище, предназначенной сейчас для еды (Тосафот, Шаббат 74а; «Мишна Брура», 319:12). Поэтому если на блюде или в тарелке смешались различные плоды, нельзя убирать те, которые не собираются есть, но надо извлечь те, которые собираются есть в ближайшей трапезе. Но если разные плоды навалены друг на друга в несколько слоев, то разрешено разгрести и переместить верхний слой, чтобы добраться до нужных плодов, лежащих внизу («Мишна Брура», 319:12 и 15; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:4).

Запрет «перебирать» нарушается только в том случае, если два вида пищи, действительно «смешаны» (т. е. либо плотно прилегают друг к другу, либо положены близко друг к другу, без всякого порядка). Но если они просто лежат недалеко друг от друга, в одном месте, или даже прикасаются друг к другу, но при этом они строго упорядочены и разделены по сортам, тогда их можно отделять друг от друга и перекладывать любым образом («Беур Алаха», 319:3, Леэхоль мияд; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:3).

Согласно мнению большинства авторитетных законоучителей, запрет «перебирать» не относится к смеси продуктов одного вида, и даже когда смешаны большие и маленькие куски одного вида пищи (Рамо, 319:3). И если на блюде находятся большие и маленькие яблоки или большие и маленькие куски курицы, разрешено убрать те, которые сейчас не желают есть («Мишна Брура», 319:15). А если некоторые куски одного вида пищи лучше, чем другие: например, одни приготовлены из «живой» рыбы, а другие – из мороженой, – тогда такие куски считаются «двумя видами», и даже по мнению большинства законоучителей, «перебирать» их запрещено. И также считаются «двумя видами» жареные и вареные куски курицы («Мишна Брура», 319:15).

Минимальным объемом, за который совершивший «отбор» ответственен по закону Торы, также как и в предыдущих случаях, является ка-грогерет – «с ягоду инжира» (Раши, Шаббат, 74а; Рамбам, «Шаббат», 8:11). Но совершать эту работу по отношению к меньшему объему тоже запрещено из Торы («Беур Алаха», 319:1, бе-Канон).

В отличие от ряда других работ, запрет «перебирать» относится не только к пище, но и к любым предметам («Мишна Брура», 319:15). Так, например, из образовавшейся на столе груды книг можно взять только ту, которой хотят воспользоваться сейчас («Орхот Шаббат» 1, 3:24). И если на полу в куче лежат игрушки, то нельзя сортировать их по видам. Но когда они просто разбросаны по полу, не образуя единой кучи, можно возвратить каждую на свое место (там же, 3:12).

Как уже отмечалось, «отбор» (брейра) является одной из самых распространенных работ, связанных с подготовкой к трапезе, самой трапезой, мытьем посуды и приборкой в доме, например, разборкой книг и одежды. Вместе с тем, «отбор» часто не воспринимается людьми как работа. Ведь при этом человек не совершает какого-то особого действия, как при жатве или помоле – он «просто» перекладывает продукты или предметы с одного места на другое. А поскольку при отборе и сортировке человек легко может нарушить запрет Торы, каждое совершаемое в Шаббат действие требует особенного внимания и предварительного обдумывания. И особенно важно тщательно изучать законы Шаббата со всеми частностями и подробностями, чтобы ясно понимать, что является нарушением, а что разрешено. Причем, особенно много тончайших нюансов связано именно с законами, относящимися к работе борер («Мишнат а-Шаббат», 10, а-Борер с. 55).

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=73960