Трактат Шаббат — Глава третья — Мишна первая — часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

60
трактат шаббат, трактат шабат

часть 1

В этой мишне рассматривается ряд законов, связанных с оставлением горячей пищи на плите на Шабат.

כִּירָה שֶׁהִסִּיקוּהָ בְקַשׁ וּבִגְבָבָא, נוֹתְנִים עָלֶיהָ תַּבְשִׁיל, בְּגֶפֶת וּבְעֵצִים, לֹא יִתֵּן עַד שֶׁיִּגְרֹף, אוֹ עַד שֶׁיִּתֵּן אֶת הָאֵפֶר. בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים, חַמִּין אֲבָל לֹא תַבְשִׁיל. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים, חַמִּין וְתַבְשִׁיל. בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים, נוֹטְלִין אֲבָל לֹא מַחֲזִירִין. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים, אַף מַחֲזִירִין:

 Если плиту топили соломой или тонким хворостом, на неё помещают варево, но если жмыхом или дровами – не помещают прежде, чем сгребут угли или засыплют их пеплом.

Школа Шамая говорит: кипяток, но не варево. А школа Гилеля говорит: кипяток и варево.

Школа Шамая говорит: берут, но не возвращают. А школа Гилеля говорит: и возвращают.

 Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

Плита (кира) – приспособление, которое устанавливают на земле. На него помещают две кастрюли, а под ними горит огонь.(1) Тонким хворостом – тонкими, как солома, веточками, которые собирают в поле.(2) На неё помещают варево в канун Шабата, чтобы оно осталось там на Шабат. Жмыхом – т.е. отходами, которые образуются после выжимания масла из маслин и кунжута.(3) Не помещают в канун Шабата, чтобы оно осталось там на Шабат, прежде чем сгребут угли и извлекут их из плиты или засыплют пеплом, чтобы скрыть их и остудить.(4) Это постановление мудрецов вынесено из опасения, как бы не поворошили угли в Шабат, чтобы ускорить приготовление пищи.(5) Это постановление вынесено только по поводу кушаний, которые либо еще полностью не сварились, либо, хотя и полностью сварились, но от дальнейшей варки становятся еще вкуснее, – тут существует опасение, как бы не поворошили угли. Но такие кушанья, которые либо вообще еще не варились, либо полностью сварились и дальнейшая варка вредит им, разрешают оставлять на плите, даже если не выгребли угли и не покрыли их пеплом. В таких случаях не опасаются, как бы не поворошили угли, поскольку от подобных кушаний «отвлекаются» (т.е. как бы забывают о них до тех пор, пока не наступит время соответствующей трапезы).(6)

Школа Шамая говорит: горячую воду ставят на плиту после того, как выгребли угли, ведь ее не нужно снова варить, и поэтому нет опасения, как бы не поворошили [остатки углей]. Но не варево – ведь, хотя угли и выгребли, тем не менее, невозможно выгрести все угли так, чтобы там не осталась ни искорки, – и человек может ее раздуть, поскольку он заинтересован в дальнейшей варке.(7)

Школа Шамая говорит: берут, но не возвращают. Даже кипяток, который разрешено оставлять на плите после того, как из нее выгребли угли или присыпали их пеплом, – после того, как его взяли, уже не возвращают, потому что это выглядело бы как варка в Шабат. А школа Гилеля говорит: и кипяток, и варево разрешено возвратить после того, как взяли. Но школа Гилеля разрешает возвратить только в том случае, если кастрюля еще в руках и ее не поставили на что-либо другое. Однако после того, как ее поставили на землю или на что-либо другое, запрещено возвращать даже по мнению школы Гилеля, так как это выглядит, будто кастрюлю изначально ставят на плиту в Шабат.(8)(9)(10)

Комментарий «Дополнительная душа»

  Что такое «кира»?

Словом кира плита») называли переносную печь из глины, обожжённой на солнце (Раши, Ваикра 11:35, Сифтей хахамим 400; Раши, Бава батра 20б). В Торе такая плита названа кираим (Ваикра 11:35). Двойственное число – кираим – вероятно, связано с тем, что на такой плите «есть место для двух сосудов с пищей» (Раши, Шабат 38б).

Комментаторы сравнивают плиту с перевернутым котлом, внутри которого разводят огонь. Для устойчивости плиту обмазывали снизу сырой глиной, временно прикрепляя ее к земле на выбранном месте. Сбоку, на уровне земли, было сделано отверстие для разведения огня и выгребания углей. Сверху, над огнем, проделано еще два отверстия (типа конфорок) (Тифэрет Исраэль).

Сосуды с пищей можно было либо устанавливать на отверстия, либо подвешивать под ними, либо размещать внизу, непосредственно на углях. Однако в данной мишне говорится именно о размещении на самой плите, над отверстием, ведь написано: «на нее помещают варево».

Рамо указывает, что к печам для приготовления пищи, которые использовались в Европе, относятся те же законы, что и к такой «плите» (Рамо 253:1). Современные газовые и электрические плиты тоже приравниваются в этом отношении к «плите с углями» (Игрот Моше, Орах хаим 1, 93; Орхот Шабат 1, 2:1).

Солома и хворост

Для растопки плиты использовали два основных вида топлива: либо прогорающее полностью, не оставляя углей – например, «солома или тонкий хворост», либо оставляющее угли – в частности, «жмых или дрова».

Комментаторы поясняют, что каш – это «хвосты колосьев, которые остаются в поле после жатвы» (Ран). А гевава – это «тонкие …веточки, которые собирают в поле» (см. комментарий р. Овадьи из Бартануры). Но Маарша считает, что каш – это верхняя часть стеблей, которая была сжата вместе с зернами, а гевава – нижняя часть стеблей, которая при жатве осталась в поле и высохла (Маарша, Шабат 36б).

К этой же категории топлива, не оставляющего углей, относится помет мелкого рогатого скота (Рамбам, Шабат 3:4).

Жмых

В комментарии к данной мишне Раши указывает, что гефет жмых») – это отходы, которые образуются при выжимании масла из семян кунжута (Раши, Шабат 36б). А в другом месте Раши добавляет, что гефет – это также отходы от выжимания оливкового масла в давильне (Раши, Бава батра 17а).

Рав Овадья из Бартануры объединил оба эти объяснения: и то, и другое называют гефет (Мишна брура 253:3).

К той же категории топлива, что и «жмых», относятся не только «дрова», но и уголь, а также навоз крупного рогатого скота (там же 253:4).

В данной мишне (кроме первого примера) рассмотрены ситуации, когда для растопки было использовано топливо, оставляющее угли.

 Груфа и ктума

В словах мишны ад ше-игроф прежде чем сгребут») подразумевается, что еще до наступления Шабата из плиты  должны быть удалены все угли.

Плиту, из которой все угли извлечены, называют груфа.   

И также достаточно засыпать горящие угли пеплом, чтобы уменьшить их жар – причем, даже небольшим слоем, но пепел должен покрывать все угли (Шулхан арух 253:1, Мишна брура 253:13-14)..

Плиту, в которой угли засыпаны пеплом, называют ктума – от арамейского слова китма – «пепел» (Раши, Шабат 36б; см. Ункелус, Бемидбар 19:9).

Законоучители указывают, что не только «пепел», но и иная преграда, отделяющая огонь от кастрюли с пищей и уменьшающая жар огня, придает плите статус ктума. Это может быть пустой котелок, поставленный на огонь (а на нем – котелок с пищей) или металлический лист (блех), на который устанавливаются кастрюли (Мишна брура 253:81; Игрот Моше, Орах хаим 1, 93).

 «Как бы не поворошили…»

Оставляя в канун Шабата пищу на огне на Шабат, человек не нарушает запрет Торы «варить», ведь в данном случае запрещенную работу выполняет не он сам, а его утварь – плита и кастрюли. А закон определен в соответствии с точкой зрения школы Гилеля, по которой не заповедано прекращать в Шабат работу инструментов и утвари (швитат келим) (см. коммент. 4 и 7 к мишне 1:5, а также коммент. 1 к мишне 1:6).

Однако мудрецы запретили оставлять в Шабат на огне не сваренную пищу из опасения, как бы человек, отвлекшись и на секунду забыв, что Шабат уже наступил, не поворошил бы по привычке угли, чтобы увеличить силу огня, как это обычно делают в будни. Ведь тем самым он бы нарушил запрет Торы «разводить огонь» (мавъир) (см. также коммент. 2 к мишне 1:6). Но если из плиты перед Шабатом удалили все угли, такого опасения не существует, и оставлять на ней пищу разрешено. Таков же закон в случае, когда угли присыпают пеплом – ведь тем самым показывают, что не заинтересованы в увеличении жара, а значит, и не станут ворошить угли (Шулхан арух 253:1, Мишна брура 253:14).

Хотя в современной газовой плите нет углей, тем не менее, существует опасение, что в Шабат по забывчивости и невнимательности могут прибавить газ. Но если газовую плиту прикрыли металлическим листом (блехом), этим показывают, что не заинтересованы в увеличении жара (еще лучше, если металлический лист закрывает также винтили, с помощью которых добавляют газ, но это не обязательно). Поэтому на блехе разрешено оставлять горячую пищу в канун Шабата (см. Игрот Моше, Орах хаим 1, 93).

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=53350