Танах рассказывает — Книга Эзры — Декларация царя Кореша

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1070

Что побудило царя Кореша издать указ о строительстве Храма в Иерусалиме?

Декларация Кореша включает в себя заявления и обращения к разным группам людей. В первом же предложении Кореш заявляет, что он властвует над всей землей, но на небесах правит Всевышний, который и сказал ему построить Храм в Иерусалиме. Не совсем ясно, когда и где Всевышний открылся Корешу. В наших источниках нигде не упоминается подобное. Но вряд ли царь стал бы говорить о том, чего не было, и комментаторы находят объяснение тому, что послужило источником утверждения Кореша. В книге пророка Йешаяу (44:24-28) есть пророчество: «Так сказал Г-сподь, Избавитель твой и Творец твой от утробы (материнской): Я – Г-сподь, который создал все, Я Один распростер небеса, Сам разостлал землю; (Я) расстраиваю знамения обманщиков и обнаруживаю безумие чародеев, поворачиваю мудрецов вспять и знание их делаю глупостью; (Я, Который) осуществляет слово раба Своего и совет посланников Своих исполняет, который говорит о Иерусалиме: “Он населен будет” и о городах Йеуды: “Они построены будут, и развалины ее восстановлю”; Который глубине говорит: “Иссохни, и реки твои иссушу!” Который говорит Корешу: “Пастырь Мой, и всякое желание Мое исполнит он” – и (повелевает) сказать Иерусалиму: “Построен будет!” и Храму: “Основан будешь!”»

Комментаторы утверждают, что это пророчество Йешаяу стало известно Корешу, и именно оно послужило основанием утверждать: «Так сказал Кореш, царь Персии: Все царства земли дал мне Г-сподь Б-г небесный, и повелел Он мне построить Ему Храм в Иерусалиме, что в Иудее».

Посмотрите дальше, что обещает Всевышний Корешу (Йешаяу, 25:1-6): «Так сказал Г‑сподь помазаннику Своему, Корешу, которого Я держу за правую руку его, чтобы покорились пред ним народы, и Я распояшу чресла царей, чтобы открыть пред ним двери, и (чтобы) ворота не закрывались. Я пред тобой пойду и неровности сровняю, двери медные сокрушу и засовы железные сломаю. И дам тебе сокровища тьмы и клады скрытые, чтобы узнал ты, что Я – Г-сподь, вызывающий тебя по имени, Б-г Израиля. Ради раба Моего – Яакова, и Израиля – избранника Моего, Я вызвал тебя по имени твоему, позвал тебя, хотя ты не знал Меня. Я – Г-сподь, и нет иного, кроме Меня – нет бога; Я препояшу тебя, хотя ты не знал Меня, чтобы знали от восхода солнца и до запада, что нет кроме Меня; Я – Г-сподь, и нет иного». Удивительно! Всевышний называет Кореша помазанником Своим и обещает подчинить ему народы! И так действительно произошло, когда персидский царь разбил войска вавилонян, приняв эстафету мирового лидерства.

Еще на один интересный момент обращают наше внимание комментаторы. Кореш провозгласил себя царем всей земли, оставив Всевышнему лишь небеса. Кореш был персом, согласно религии которых, над разными стихиями властвовали различные боги. Он, в силу своих предрассудков, решил, что Б-г Израиля властвует над небесами. Поэтому Всевышний исправляет его: «Я вызвал тебя по имени твоему, позвал тебя, хотя ты не знал Меня. Я – Г-сподь, и нет иного, кроме Меня – нет бога; Я препояшу тебя, хотя ты не знал Меня, Чтобы знали от восхода солнца и до запада, что нет кроме Меня». 


http://www.beerot.ru/?p=14416