Танах рассказывает — Эзра — Утраченные моменты истории

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1099

Известно, что репатриация евреев из Вавилонии и Персии проходила очень тяжело. Из второй главы книги Эзры известно, что число вернувшихся в Израиль не достигло даже пятидесяти тысяч. И Мальбим добавляет, что сорок две тысячи – это не количество евреев первой волны возвращения (из группы Зерубавеля), а общее число евреев, вернувшихся в землю Израиля за весь период шиват Цийон, возвращения в Сион.

Почему так мало евреев вернулось в Израиль? Видится, что для описания состояния народа Израиля в том поколении нет ничего лучше, чем слова Мальбима из предисловия к его комментарию на книгу пророка Хагая.

Пишет Мальбим: «Уже много говорил об этом рав Ицхак Абарбанель, и я также писал об этом в нескольких местах. С момента начала первого порабощения Царства десяти колен царем Санхеривом начинается эпоха изгнания. Но вместе с этим начинается и время потенциального будущего избавления, потому что уже с момента изгнания Санхеривом десяти колен пророки стали говорить о полном избавлении. Но приближение этого момента зависело от того, смогут ли евреи удостоиться его. И если бы евреи смогли правильно использовать предоставляемые им судьбоносные моменты, то немедленно им было бы послано полное избавление. Такие моменты были во времена царя Хизкияу и позже – во времена царя Йошияу.

Но евреи не исправили свои грехи, Первый Храм был разрушен Навуходнецаром, а евреи были изгнаны в Вавилон. Увидел Всевышний, что если бы они остались еще какое-то время в изгнании, то осквернились бы в среде идолопоклонников и совершенно оставили бы веру своих отцов, потому что уже за семьдесят лет Вавилонского изгнания, многие успели перемешаться с живущим там народом и забыть родной язык и обычаи. Чтобы не произошло окончательной ассимиляции, Всевышний вселил в персидского царя Кореша особый дух, который побудил его дать разрешение евреям вернуться в Святую Землю и начать возводить Второй Храм. И многие евреи вернулись по приказу Кореша, а среди них Мужи Великого Собрания, которые начали восстанавливать утраченные народом духовные позиции.

Все эти моменты в истории еврейского народа могли бы стать переломными, если бы евреи пришли к полному раскаянию в своих грехах и поднялись бы из Вавилона в Святую Землю как стена, в полном составе. Cказали об этом наши мудрецы: могли удостоится евреи полного избавления уже во времена Эзры, и что Всевышний готов был вывести их из изгнания с великими чудесами, но грех смешанных браков стал причиной того, что этого не произошло. И Всевышний лишь частично реализовал это, чтобы предотвратить ассимиляцию.

Царь Кореш повелел строить Второй Храм, но, после наветов притеснителей евреев, им же была заморожено строительство на длительное время, вплоть до правления царя Дарьявеша. А в те годы, когда строительств было остановлено, евреи потеряли надежды на его возобновление. Однако пришел пророк Хагай и от имени Всевышнего сказал им и лидеру народа Зерубавелю, что пришло время для возобновления возведения Храма, несмотря на то, что нет еще разрешения от властей. И об этом времени сказали мудрецы, что оно было способным на великие изменения, и если бы евреи удостоились, то с Небес было бы послано им полное избавление, Зерубавель стал бы Машиахом, а Второй Храм остался бы стоять вечно. Однако этого вновь не произошло, и Зерубавель был возвращен в Вавилон и свои последние дни провел там. И теперь лишь в будущем произрастет росток Машиаха из его потомков». 


http://www.beerot.ru/?p=15238