Великий мудрец Торы, руководитель и наставник поколения, рав Яаков Исраэль Каневский родился в маленьком местечке Горностайполь (Украина) в 5659 году. Его отец, рав Хаим Перец, был чернобыльским хасидом и выполнял обязанности местного шойхета.
О детских годах рава Яакова Исраэля известно немного. Его семья жила в крайней бедности, а отец умер, когда ему было всего семь лет. В возрасте 11 лет рав Каневский поступает в известнейшую ешиву Новардок, где обучается у великого мудреца Торы рава Йосефа Юзла Горовица (Саба из Навардока). Очень быстро молодой ученик из бедной хасидской семьи обретает репутацию мудреца Торы, отличающегося непревзойденным постоянством и упорством в учебе. Среди своих товарищей рав Яаков Исраэль получает прозвище «илуй из Горностайпля» или просто «Горностайплер» (позднее это сократится до известного во всем еврейском мире прозвища – Стайплер).
В возрасте 19 лет Стайплер отправляется в Рогачов (Беларусь), где по указанию Сабы из Новардока открывает филиал ешивы.
Однажды к Стайплеру обратился глава одной ешивы с очень сложным вопросом. Дело касалось одного мальчика, который вот уже 5 лет учился в этой ешиве, но не преуспел. Рав склонялся к тому, чтобы исключить мальчика за полное отсутствие интереса к учебе, однако, прежде чем пойти на это, решил посоветоваться с главой поколения, и приехал в Бней Брак.
На встречу со Стайплером они прибыли вдвоем. Великий гаон (уже будучи в курсе того, с чем к нему пришли) пожелал поговорить с мальчиком наедине. Очень скоро выяснилось, что все, что сказал глава ешивы, к сожалению, верно. Мальчик не имел особого старания в изучении Талмуда с комментариями, его уровень знаний был чрезвычайно низок. То же самое касалось и книг мусара. Единственная книга, о которой мальчик рассказывал со знанием дела, была «Мишна Брура». Ее, как оказалось, он изучал постоянно и с большим энтузиазмом. Лицо гаона озарилось улыбкой, и он напоследок задал всего один вопрос: «Что ты изучал до того, как попасть в ешиву?» Выяснилось, что мальчик был не из семьи мудрецов Торы, и единственной книгой, которую изучал с ним его отец время от времени, – была «Мишна Брура».
Стайплер попросил мальчика выйти и пригласил главу ешивы. «Как же так? Вы хотите выгнать этого мальчика? Но ведь до того, как попасть в ешиву, этот мальчик учил лишь “Мишна Брура”! И понятно, почему у него есть трудности в Гемаре. Однако и этого достаточно. Он учит кодекс Хафец Хаима с величайшим прилежанием, и если вы поможете ему в этом, то он сможет вырасти и во многом другом!»
Слова Стайплера реализовались в полной мере. Мальчик остался в ешиве. Ко дню своей свадьбы он не только знал весь кодекс «Мишна Брура» наизусть, но и стал весьма сведущим в Гемаре с комментариями и мусаре.
Большевистская революция внесла свои страшные коррективы. Стайплер был насильно призван в Красную Армию, однако и во время службы он четко соблюдал все заповеди. Однажды за отказ нарушить Шаббат он был жестоко избит сослуживцами. Много лет спустя он вспоминал этот факт, как исключительный образец стойкости в вере, который ему довелось испытать один раз за всю свою жизнь.
Однажды, когда гаон Стайплер был уже в преклонном возрасте и здоровье его ослабло, он попросил отвезти его на бар-мицву одного мальчика из их района. Семья и ученики рава Каневского были несколько озадачены – мальчик не был ни родственником, ни учеником, и никто не мог вспомнить никакой связи между ними.
Ситуацию разъяснил сам Стайплер: «Несколько лет назад я ругал этого мальчика в бейт-мидраше, но позже узнал, что он был не виноват. Я сразу же извинился перед ним, и он должным образом простил меня. Однако впоследствии я понял, что катан (ребенок, не достигший совершеннолетия) не может дать надлежащего прощения, так что я обещал себе прийти к нему на бар-мицву. Сегодня он уже не катан, и я могу пойти и попросить у него полное прощение».
После окончания тяжелейшего испытания большевистской армией рав Каневский переезжает в Польшу (свободную от советского влияния), в Белосток. Там он продолжает изучение Торы под руководством рава Авраама Яфена, зятя Сабы из Новардока. Здесь же в 5685 году он издает свою первую книгу, «Шаарей Твуна». Книга приносит Стайплеру признание во всем еврейском мире.
Великий мудрец Торы, глава поколения Хазон Иш, узнав о том, что молодой мудрец Торы до сих пор не женат, организует ему сватовство со своей сестрой Мирьям.
Был в Бней Браке один молодой человек, который был немного медленным. Несколько лет назад он начал изучать вторую главу трактата Бава Меция (которую обычно изучают новички в Гемаре) и только благодаря невероятным усилиям ребе в ешиве смог ее закончить – пускай и за весьма продолжительный срок. Это стало поводом для больших торжеств и у него дома, и в ешиве.
Для юноши, к сожалению, эти торжества не стали утешением. Незадолго до этого он посетил шадхана с просьбой подыскать ему подходящую пару. Та встреча закончилась полной катастрофой. Когда шадхан узнал об «успехах» юноши в учебе, то вынес приговор: «Ведь ты совершенно не способен к учебе! Как я могу помочь тебе найти подходящую пару? Ты же не знаешь, что такое изучение Торы! Да такой неуч, как ты, испортит жизнь даже самой терпеливой девушке!» Рыдая, юноша убежал домой, где заперся в комнате и долгое время не выходил оттуда, несмотря на уговоры близких.
Юноша бросил ешиву и сидел безвылазно дома. Никакие просьбы родителей он не слушал, и дело принимало очень тяжелый оборот. Никто не мог помочь даже советом, и отец мальчика принял решение обратиться к Стайплеру.
С трудом юношу уговорили на встречу с великим гаоном. Отец мальчика подробно объяснил ситуацию, однако Стайплер, следуя своему подходу, попросил оставить их с юношей одних.
Как только двери закрылись, Стайплер спросил: «Что же не так в вашей учебе?» Юноша, с трудом сдерживая рыдания, сказал: «Мне понадобились годы для того, чтобы закончить вторую главу трактата Бава Меция. Однако и этот “успех” в прошлом. Тот шадхан был совершенно прав – я неспособен в учебе». Стайплер подвинулся поближе к юноше и сказал твердым голосом, глядя прямо в глаза: «Знай, что когда ты учишь главу из трактата Гемары, Всевышний, благословен Он, слышит тебя! И неважно, сколько времени ты занят учебой – пока ты учишься, Творец мира слушает тебя! Можно не слушать великолепные уроки ешив Поневеж и Мир, а просто сидеть и быть погруженным в свою учебу – этого достаточно, чтобы Небеса слушали тебя! Даже изучая единственную главу трактата в течение долгого времени, ты приносишь великую радость нашему Отцу Небесному».
Юноша вышел из комнаты Стайплера другим человеком. Он вернулся к учебе и через некоторое время женился. Его «медлительность» из недостатка превратилась в великое достоинство: никто в его колеле не мог похвастаться столь глубоким пониманием Гемары, кроме человека, так долго и вдумчиво изучающего каждый лист.
После свадьбы Стайплер становится главой отделения ешивы Новардок в Пинске. В 5694 году, следуя совету Хазон Иша, рав Каневский поднимается в Святую Землю и поселяется в Бней Браке. Здесь он возглавляет ешиву «Бейт Йосеф» (по имени рава Йосефа Юзла Горовица), филиал ешивы Новардок в Святой Земле. В 5720 году Стайплер оставляет пост руководителя ешивы и полностью сосредотачивается на собственной учебе (его учебный режим составлял до 36 часов учебы подряд, чередуемых с отдыхом) и написании книги «Кеилот Яаков», ставшей основным трудом его жизни.
Великий мудрец Торы, рав Яаков Исраэль Каневский, был призван в Небесную Ешиву в 5745 году. Проводить главу и светоча поколения пришли более ста тысяч человек. Его сын, великий мудрец Торы рав Хаим Каневский, является признанным главой нашего поколения.
Одна семейная пара в Бней Браке обратилась к Стайплеру за советом. Муж и жена поспорили между собой. Они были уже не молоды, и вот, на склоне лет, муж решил немного побаловать себя и семью – купить автомобиль. И не просто автомобиль, а новейшую модель с самой шикарной отделкой и характеристиками. Жена же опасалась, что такая роскошь непременно вызовет зависть и дурной глаз со стороны соседей. С этим вопросом они и пришли к главе поколения.
Стайплер выслушал их и начал задавать вопросы мужу.
— Хорошо ли Вы ориентируетесь во всем Шасе (Гемаре)?
— Нет, я – не великий мудрец Торы.
— Быть может, есть отдельный трактат, который Вы проучили досконально?
— И такого нет…
— Возможно, Вы знаете главу из отдельного трактата или даже один лист в совершенстве?
— Нет.
Стайплер вздохнул, и вынес решение.
— Вы можете купить ту машину, которую хотите, без опаски. Никто в Бней Браке не станет вам завидовать…