Недельная глава Матот
«Человек, который даст обет Б-гу или поклянется, приняв на себя какой-либо запрет, не может нарушить свое слово, все, что вышло из его уст, пусть выполнит» (Бемидбар, 30:3).
Талмуд (Недарим, 8а) говорит: «Откуда выводится закон, что можно поклясться исполнить заповедь [и эта клятва будет действительна]? Из написанного (Теилим, 119:106): “Я поклялся – и исполню, чтобы исполнить Твои справедливые законы”». Далее Талмуд объясняет, что эта клятва призвана не обязать человека выполнить заповедь – он и без того обязан делать все сказанное в Торе – а подстегнуть его в ее исполнении. Дурному началу будет труднее заставить его нарушить и заповедь, и клятву. Надо осмыслить, как же это поможет? Если человек страшится Небес, ему не нужны еще стимулы, а если его Б-гобоязненность – неполноценна, какой толк в еще одном запрете?
Но надо помнить, что дурное начало названо «старым [многоопытным и хитрым] царем, мастером оболванивания». Когда ему «попадается» Б-гобоязненный еврей, оно не пытается подбить его на прямое нарушение воли Творца – это не поможет. Дурное начало старается убедить человека, что тут вовсе нет запрета, наоборот. Например: воровать нельзя, но у такого-то, известного грешника, просто мицва «забрать» деньги, – иначе он все пустит на свои грехи! Не надо далеко ходить за примерами, «сердце знает беды своей души» (Мишлей, 14:10), и мы не станем вдаваться в подробности.
Против таких уловок поможет человеку клятва, о которой говорит Талмуд. Так он ответит своему дурному началу: «Будь по-твоему! Тора это, возможно, и не запрещает. Но я поклялся, и я сам себе запретил подобные поступки!» Ведь в результате клятвы разрешенное действие становится запрещено, – и так, с Б-жьей помощью, будут отвергнуты все аргументы искусителя.
К такому способу «самозащиты» прибег Боаз, когда к нему ночью пришла Рут. Написано (Рут, 3:8), что он сначала «испугался и обхватил себя руками, и вот: женщина лежит у него в ногах», и далее (3:13): «Как жив Б-г [одна из формулировок клятвы]: спи до утра». [Дополнение р. Игаля Полищука. До постановления царя Давида не было запрета на уединение с незапрещенной женщиной.] Дурное начало нашептывало Боазу: она гийорет [принявшая иудаизм], из царской семьи, если оттолкнуть ее, она может оскорбиться и вернуться к прежней жизни и идолопоклонству. Но Боаз взял и поклялся, что ничего не станет предпринимать до утра, и таким образом сдержал свои порывы.
В свете изложенного слова недельной главы Матот читаются превосходно: «Человек, который даст обет Б-гу или поклянется, приняв на себя какой-либо запрет». А если спросишь, какой смысл так делать, отвечает стих, что таким способом ты «не можешь нарушить свое слово», потому что «все сказанное тобой выполнишь».
Перевод – рав Ш. Скаржинский