Леках Тов — Тазриа — Женщина, когда зачнет

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2653
зачнет

Недельная глава Тазриа

Весь мир – в человеке

«Говори сынам Израиля так: “Женщина, когда зачнет…”» (Ваикра, 12:2).
«Сказал раби Симлай (Ваикра Раба, 14:1): “Подобно тому, как создание человека произошло после всех зверей и птиц, так и законы, связанные с человеком, Тора приводит после законов, связанных с животными”» (Раши).

Что хотел сказать раби Симлай, на какой вопрос отвечает он этими словами? Рав Салант говорит: слова приведенного Мидраша объясняют, откуда берется нечистота, присущая человеку.

Среди всех живых существ на земле (зверей, птиц, пресмыкающихся) лишь человек при жизни может как принять нечистоту и служить ее источником, так и очиститься от нее.

В святой книге «Зоар» говорится, что человек создан последним, чтобы он мог включить в себя все Творение. Свойства и особые качества природы каждого создания, заложенные в него Творцом, даны и человеку, объединяющему и вмещающему в себя все Мироздание.

После греха Адама как силы святости и добра, так и силы нечистоты и зла могут властвовать над человеком, увлекая его за собой.

Поэтому в добрых делах человека зачастую присутствует злое начало (стремление к собственной выгоде, почестям), а в грехе может быть сила добра. Об этом говорят наши мудрецы, благословенной памяти (Авот де-раби Натан): «Все, что создал Всевышний, благословен Он, в мире – создал для человека».

Теперь понятно, почему у человека, в отличие от всех других созданий, состояние чистоты сменяется состоянием нечистоты, и наоборот.

Данная Творцом сущность каждого существа неизменна. И только человек, сочетающий качества и силы как добрые, так и злые – подвержен изменениям. Понятно и то, что нечистота человека тяжелее, чем нечистота всех других существ. Человек в делах своих может сознательно использовать силы зла, которыми обладает.

Но, с другой стороны, освящая и очищая себя, он может прибегнуть к силам святости и стать выше ангелов. Об этом и сказал раби Симлай.

Поэтому Тора говорит о человеке после того, как уже было рассказано о зверях, птицах и других существах, из которых каждое – только отдельная деталь творения. А человек – венец, включающий в себя все мироздание, высшие и нижние миры.

Счастье праведным в этом мире и в мире грядущем

«”Женщина, когда зачнет…” – об этом сказано “Спереди и сзади [до рождения и после смерти – «Мецудат Давид»] Ты создал меня” (Теилим, 139:5). Если удостоится человек – наследует оба мира: и этот мир, и грядущий (в начале и в конце). А если нет – ему предстать перед Судом, как сказано “и легла на меня ладонь Твоя”» (Мидраш Раба, 14).

Слова мидраша о том, что праведник удостоится обоих миров (и нынешнего, и грядущего) противоречат, на первый взгляд, сказанному раби Йохананом: «Не всякий удостаивается двух столов» (мудрости и богатства). Однако дело в том, что ощущение евреем радости и счастья в этом мире не зависит от материальных благ.. Еврей испытывает счастье в меру близости к Всевышнему, Его Торе и заповедям.

Рав Симха Зисл Зив из Кельма говорил, что есть люди, полагающие, что если их жизнь горька в этом мире, то в мире грядущем, им, наверняка, уготовано благо. Они ошибаются. Тому, кто постоянно печален и несчастен в этом мире, следует опасаться за свое будущее и в мире грядущем.

Представим себе людей, которые едут на свадьбу. Уже во время поездки они веселы и радостны. Они веселятся, несмотря на то, что путь может быть сопряжен с неудобствами. Но ведь они спешат на свадьбу! Так и человеку, «едущему» в этом мире к вечному благу мира грядущего, надлежит быть веселым и счастливым. Навстречу какому будущему «едет» тот, кто печален?

Действительно, не каждому дано удостоиться в этом мире богатства, духовного или материального. Но радости осознания близости к Всевышнему в этом мире может удостоиться каждый.

Раби Нехунья бен Акана, выходя из бейт мидраша, благодарил Всевышнего, Который «дал нам удел среди сидящих в доме учения, а не среди сидящих в углах»: «Мы спешим, и они спешат. Но мы спешим к жизни в грядущем мире, а они спешат к преисподней…»

Почему он не сказал: «Мы спешим к жизни в грядущем мире, а они спешат к жизни в этом мире»? Потому что их жизнь в этом мире, лишенная смысла и радости – не жизнь.

Приведем здесь два письма, которые написал наш учитель Хазон Иш.

«Я хотел бы попросить тебя сообщить мне о твоем благополучии. Известно, что нет другого такого блага, каким является Тора. Есть многое, что увлекает человека и пробуждает вожделение его. Ибо все приятное волнует тело человека, прельщая будущим удовольствием, и радует, в известной мере, и его душу.

Но этому удовольствию не сравниться с изысканным наслаждением труда мудрости, в котором душа человека возносится над людской суетой, подымаясь в небесные выси, чтоб насладиться сиянием высшей Мудрости. В этом великое и исключительное благо, данное человеку. Об этом я спрашиваю тебя, насколько удалось тебе ощутить собственными человеческими чувствами, что все земное – тщета, поскольку в силах человека слиться со светом жизни, наслаждаясь Высшим разумением, радующим душу и сердце?

И еще. Важнейшей основой понимания долга человека в этом мире является осознание того, что человек создан обязанным выполнять заповеди. Заповеди дают ему удел в вечности, в сокровищнице жизни. И весьма тщательно нужно следить за тем, чтобы исполнить заповедь во всех необходимых деталях».

«Я хотел бы повторить вновь то, о чем мы уже упоминали… У всякой мудрости, приобретаемой человеком, есть связь с его душой. Душа человека наслаждается мудростью, и мудрость пускает корни в сердце обладающего ею. Нити, связывающие мудрость человека с его сердцем, мы и называем любовью. В природе человека наслаждаться родниками мудрости, презирая все мирские утехи.

Однако ядовитые микробы наполняют воздух мира, чтобы сбить человека с толку и смешать его разум, чтобы обратить его усладу в печаль и заставить полюбить звуки улиц и лепет несмышленых, отрывая сердце от мудрости так, что мудрость оставляет его.

Что же привяжет мудрость к сердцу человека? Исполнение заповедей. Тот, у кого следование заповедям стоит выше мудрости – мудрость его сохранится, его убеждения будут прямы и неизменны, его не соблазнит пустой блеск, и не опечалят ложные страхи».

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=37861