Тазриа — Помнить, зачем ты создан

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1039
конец света

«Если женщина зачала и родила мальчика (захар букв. – младенца мужского пола)» (Ваикра, 12:2).

Сказано в мидраше («Ялкут Реувени», 11): почему он называется захар (от слова лизкор – помнить). Потому, что должен помнить Творца и Его заповеди, и знать, что ради этого он создан, и ради этого существует. Поэтому каждый (включая девушек и женщин) должен говорить себе: «Ради меня создан мир», и радовать своего Создателя.

Меня спросили: какова связь между началом и концом. Между тем, что он назван захар, чтобы помнил своего Создателя, и тем, что человек должен говорить себе: «Ради меня создан мир».

Я ответил, что нужно вспомнить слова мидраша («Ваикра Раба», 1:1), которые приведены у Раши: «Так же, как первый человек был создан после всех животных и птиц в шесть дней Творения, так и законы, связанные с рождением человека, объясняются после законов о животных и птицах». На первый взгляд, это непонятно. Какая связь между тем, что первый человек был создан последним во время Творения, и рождением каждого еврея?

В трактате Санедрин (38а) сказано, что человек был создан в канун Шаббата, чтобы он сразу же мог приступить к трапезе. Подобно царю, который построил дворец, украсил его, приготовил роскошную трапезу, и только после этого позвал гостей, чтобы они пришли на все готовое. А в «Мидраш Раба» (к Коэлет, 7:19) сказано, что, когда Всевышний сотворил человека, Он взял его, показал ему все деревья Ган Эдена, и сказал: «Посмотри, как прекрасны Мои деяния! Все, что Я создал – создал для тебя. Будь осторожен, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир».

В мишне (Санедрин, 37а) сказано, что именно поэтому человек был создан один – чтобы показать величие Всевышнего. Когда люди чеканят монеты, печать на монетах абсолютно одинаковая. А Царь всех царей, Всевышний, поставил «печать» Первого человека на каждом человеке, и ни один из них не похож на другого (ни внешне, ни по характеру). Поэтому каждый человек и обязан говорить «ради меня создан мир». Объясняется в книге «Яд Рама», что, поскольку Всевышнему было важно создать каждого человека уникальным, это показывает, что каждый важен Ему, как Первый человек, как будто нет в мире никого, кроме него.

Сказано в трактате Брахот (58а): «Если человек видит, как собрались вместе шестьсот тысяч сынов Израиля, он должен благословить: “Благословен, Ты… Знающий скрытое” (имеется в виду Знающий, что в сердце каждого человека).

Бен Зома увидел такое собрание народа Израиля, находясь на вершине Храмовой горы, и сказал: “Благословен Ты… Знающий скрытое. Благословен Ты, что создал всех их служить мне”». Бен Иш Хай говорит, что это высказывание может показаться высокомерным, но на самом деле смысл его совершенно другой. Этот факт накладывает на человека огромную ответственность: если все создано ради него, он должен доказать своими деяниями, что действительно стоило создавать ради него. И видится, что Бен Зома сказал это, поскольку его жизнь была полностью посвящена изучению Торы, как сказано (Брахот, 6б), что весь мир создан в помощь праведнику. Однако, как мы говорили выше, каждый человек должен говорить себе, что весь мир, включая всех остальных людей, создан ради него.

И это приводит нас к следующему отрывку: «Он (Бен Зома) говорил: сколько приходилось трудиться первому человеку, чтобы приготовить хлеб: он пахал, и сеял, и собирал урожай, и собирал его в снопы, и молотил, и провеивал, и перебирал, и молол, и просеивал, и замешивал тесто и выпекал, и только после этого ел. А я получаю готовый хлеб!

Сколько приходилось трудиться первому человеку, чтобы у него была одежда: он состригал шерсть, отбеливал ее, расчесывал, плел нити, ткал, шил – и только после этого ему было что носить. А я встаю утром – и у меня есть готовая одежда!»

Именно это и есть мировоззрение «весь мир создан для меня» – все сельское хозяйство, комбайны и грузовики, пекарь и продавец в магазине, – все они трудятся ради моей буханки хлеба (кстати, подсчитано, что от момента вспашки земли до того, как хлеб попадает на полку магазина, трудятся сорок шесть человек)! А сколько труда вкладывают ради остальных продуктов, а ради одежды и обуви!

Продолжим. «Он (Бен Зома) говорил: “Что говорит хороший гость? Как хозяин расстарался ради меня! Сколько мяса он мне принес, сколько вина, какими пирогами меня угощал! И все, что он хлопотал – все только ради меня”. А плохой гость что говорит? “Что уж там было хозяину стараться для меня? Я съел-то всего кусочек хлеба и кусочек мяса, и выпил один стакан. Так что все, что он хлопотал – все делал ради своей жены и детей”».

Пишет Рабейну Йона, что Всевышний – Хозяин мира, а хороший гость говорит, что хозяин старался ради него. Так что как он должен быть Ему благодарным, и как оправдывать этот мир, который создан ради него!

Вот, что я вам расскажу.

Как-то раз рав Исраэль Салантер приехал в Париж, столицу Франции. Там он занимался общественными делами: он желал объединить общины беженцев из России и Польши, назначить раввина, который бы руководил ими, старался организовать кошерную шхиту и открыть талмуд-тору для мальчиков. Однажды рав шел по бульвару в Париже и вдруг почувствовал жажду. Он огляделся и увидел столики кафе, выставленные на улицу. Сел за столик, и перед ним тут же появился официант: «Что вам угодно?» – «Стакан воды», — ответил рав. «Одну минуту!» Через минуту официант вернулся с красивой чашкой, полной воды, поставил на столик блюдце, на него – чашку. Рав Исраэль выпил и поблагодарил его. «Сколько я должен?» – спросил он. «Тридцать су», — ответил официант. Если перевести это на наши деньги – около тридцати шекелей, восьми долларов.

«Тридцать су за стакан воды?» – поразился рав Исраэль. «Да, такая цена», — сказал официант. Рав Исраэль сразу же заплатил, чтобы, не дай Б-г, не подумали плохо о религиозном еврее, и не было осквернения Имени Творца. А потом спросил: «Можно узнать, почему такая высокая цена?» «Я спрошу», — поклонился официант. Вернулся с хозяином кафе. «Есть жалобы?» — спросил тот.

«Нет, что вы! – ответил рав Исраэль, — Вода была чистой и прохладной, и сервис прекрасный. Но все-таки мне хочется понять – почему стакан воды, цена которому – грош, стоит у вас тридцать су?»

Хозяин кафе улыбнулся: «У себя дома, уважаемый, можете пить бесплатно. Но здесь – вы поймите, вы сидите в одном из самых дорогих мест Парижа, за которое я плачу высокую арендную плату. Это раз. Шикарная мебель тоже стоит денег. Это два. Официантам нужно платить зарплату, это три. Кроме того, в кафе играет пианист и радует посетителей приятными мелодиями. Ему тоже нужно платить. А сколько я заплатил за эту роскошную хрустальную люстру – вы и представить себе не можете!

Каждый посетитель, даже если он всего лишь пьет стакан воды, платит за все это».

«Я понимаю, — ответил рав Салантер, — вы совершенно правы!»

Хозяин кафе расцвел в улыбке.

А рав Исраэль, закончив свои дела в Париже, поехал в Литву. Он собрал своих учеников в Ковно (Каунасе) и сказал им: «Как известно – “кто мудр, тот, кто учится у любого человека” (Авот, 4:1). Послушайте, что я выучил у хозяина кафе в Париже».

Он рассказал им, почему стакан воды стоил тридцать су, и продолжил: «Я никогда не мог понять – человек пьет стакан воды, и должен благословлять “создавший все по Своему слову”. Сколько уж он там выпил – двести грамм воды, и на это нужно благословлять, что все – абсолютно все в этом мире – создано по слову Творца?

А в Париже я понял. Мы и представления не имеем, как нужно благодарить за воду саму по себе. Но более того: весь наш мир в сотни раз прекраснее самого роскошного парижского бульвара, пение птиц намного приятнее, чем звуки пианино, а солнечную зарю и сравнить нельзя со светом хрустальной люстры.

И когда человек удостаивается выпить этот стакан воды спокойно, радостно и будучи здоровым… Кроме того, “для меня создан мир” – океан, с поверхности которого вода испарилась, поднялась в небо и превратилась в облака, которые пролились дождем, а дождь этот попал в колодец, из которого набрали воду.

Вот за все это нужно благодарить! За все это, и еще больше, намного больше!»

В месяце Кислев 5689 (1929) г. Хафец Хаим написал послание, которое опубликовали в религиозных газетах. Он счел нужным обратить внимание людей на значимость железной дороги, которая соединяет города, на то, что машины стали заменять повозки с лошадьми. Если мы смотрим на мир взглядом «как Хозяин постарался для меня», то насколько нужно быть благодарными за удобство и экономию времени, и как нужно использовать освободившееся время, чтобы выполнять волю Хозяина, и посвятить его изучению Торы.

А теперь давайте подумаем, насколько более легкой и усовершенствованной стала наша жизнь с тех пор!

В 1929 году в наших краях не было водопровода, воду набирали из колодцев. Практически не было личных автомобилей. В большинстве поселений еще не было электричества. Не было канализации, туалет находился на улице. Не было ни холодильников, ни морозилок. Ни электрических плит и духовок. Даже газовых плит не было, а кто уж говорит о микроволновой печи. Не было ни стиральных, ни сушильных машин. Не было кондиционеров.

Что мы делаем для того, чтобы быть достойными всего этого изобилия? Насколько мы благодарим за него?

Хотя бы, понимать это. Видеть Творца, Его милость и Его добро.

Об этом и говорят слова мидраша, и их очень легко понять. После того, как Тора объясняет законы, касающиеся животных и птиц, она переходит к законам, связанным с людьми. Показывая, что весь мир создан ради человека. Но все это – при одном условии: «Если женщина зачала, и родила мальчика (захар)». Потому он называется захар, что обязан помнить (лизкор) Творца и Его заповеди, и знать, что ради этого он был создан, ради этого родился, и ради этого живет. Ведь только из-за этого человек является венцом творения, и достоин, чтобы весь мир был создан ради него. Только ради одного: если он действительно помнит своего Творца, благодарен Ему за все, и изо всех сил старается выполнять Тору и заповеди, из благодарности. Именно поэтому каждый должен говорить себе: «Ради меня создан мир», и это обязывает его доставлять радость своему Создателю!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87386