Леках Тов — Ноах — Опасность влияния дурной среды

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

207
воды ноаха

«Ноах, муж праведный, непорочным был в поколениях своих» (Берешит, 6:9).

«Некоторые из учителей наших видят в словах “в поколениях своих” похвалу, другие же – порицание. Рейш Лакиш говорил: “«в поколеньях своих» – тем более, будь он в поколениях праведников, был бы еще большим праведником”. Рабби Йоханан говорил: “в своих поколениях он был праведником, а в поколении праотца Авраама ничем бы не выделялся”» (Раши, на основе Санедрин, 108).

Рав Робман задает вопрос: как могут те, которые видят в словах Торы порицание Ноаха, умалять его праведность, тогда как сам Всевышний свидетельствует, обращаясь к нему: «Ибо тебя увидел Я праведным передо Мной в этом поколении»? Тем более, что Радак пишет о Ноахе так: «“С Б-гом ходил Ноах” – Ноах един был с Ним и все пути его – во Имя Б-га. И в этом – великая сила его разума, превозмогшая природу его. Ибо, будучи в поколении злодеев и грабителей, он не научился делам их. И не было никого, кто бы служил Всевышнему, кроме него». Также и слова «ничем бы не выделялся» вызывают удивление. Ведь и по мнению рабби Йоханана, видящего в словах Торы порицание, Ноах был все же великим праведником, единственным в своем поколении. Разве быть праведником поколения так просто?

На этот вопрос можно дать следующий ответ: рабби Йоханан и Рейш Лакиш спорят вовсе не об уровне праведности Ноаха, а лишь о значении слов «в своих поколениях». Каждый из них хвалит Ноаха, разница лишь в понимании значения стиха. Рабби Йоханан, видевший в словах стиха порицание, понимал, что Ноах, как говорит Тора, выделялся праведностью только в своем поколении. Будь он в поколении Авраама, его праведность не была бы редкостной. Досадно, что из-за окружавшего его поколения злодеев он не смог достичь высших ступеней праведности и величия, уготованных ему. Ведь написал Рамбам (Илхот Деот, 6), что от природы человеку свойственно следовать за своими ближними и товарищами во мнениях и поступках. Если слова «в поколениях своих» используются в негативном смысле, они подчеркивают, что Ноах достиг только ступени «праведника в своих поколениях» – из-за той ступени, на которой пребывало его поколение.

Но, с другой стороны, в этом самом кроется причина той значимости, которая придается праведности Ноаха. Ведь в таком низменном поколении ему, несомненно, пришлось приложить немало усилий, чтоб достичь любой ступени страха перед Небесами и добродетели.

Подобную идею высказывает Мидраш: «Если учил ты Тору в спокойное время, не отдыхай  от нее и во время невзгод, ведь лучше одна (заслуга) в несчастье, чем сотня в покое, как сказано: “Утром засевай семена свои и к вечеру не опускай руки твоей”» (Авот де-Рабби Натан, 3,6). В этом видел заслугу свою и праотец Яаков, который сказал: «С Лаваном я жил и шестьсот тринадцать заповедей хранил».

Посредством сил, которые вынужден был потратить Ноах, чтобы служить Всевышнему в своем поколении, он мог бы достичь гораздо большего, живи он в поколении Авраама. Поэтому Тора говорит о его величии и праведности, как если бы он достиг ступени праведника в поколении Авраама и, может быть, даже более того.

Это и имел в виду Рейш-Лакиш, восславлявший Ноаха.

Выходит, что говорящие о достоинстве Ноаха подчеркивают положительную сторону. Они видят в нем не менее великого праведника, чем праведники других поколений, в силу труда, который тот вложил в служение Творцу. Видящие же в словах Торы порицание, подчеркивают другую сторону – отрицательную. Ведь, в конце концов, он не достиг ступени праведника поколения Авраама. Но не по своей вине, а лишь из-за тех, кто окружал его.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51506