Недельная глава Бехукотай
Есть известный комментарий автора «Мешех Хохма», рава Меира-Симхи из Двинска, явно написанный с помощью пророческого духа святого постижения, на стих из нашей главы «Но при всем том, когда они будут в стране наших врагов, Я не стану презирать их и гнушаться ими; Я не истреблю их, не нарушу Мой союз с ними, ибо Я – Г-сподь, их Б-г».
Вот, что пишет рав Меир-Симха: жизнь народа Израиля в изгнании подобна маятнику. Как только евреи укореняются в какой-нибудь стране, преуспевают там духовно и материально, Тора расцветает на этой земле, тут же появляется новое поколение, которое отбрасывает традиции отцов, оставляет изучение своей религии ради изучения чужих языков, объявляет Берлин новым Иерусалимом, и, как сказано в трактате Санедрин (39б): «Их самые лучшие деяния вы не делали, а самые испорченные – делали» и «Пусть не радуется Израиль вместе с радостью других народов» (Ошеа, 9:1) — «тогда поднимается ураган, и вырывает их с корнем», и заставляет бежать в другое место и начинать все с начала.
Там они возвращаются к себе, и изучение Торы снова расцветает, как и прежде, а потом все происходит заново.
Об этом и сказано: «Даже, когда они будут в стране наших врагов, Я не стану презирать их» – это процесс отхода от Торы, «и не стану гнушаться ими» – это процесс, когда неевреи отдаляют их и «выплевывают их», все это происходит не для того, чтобы «истребить их» в наказание, и не увековечить, не дай Б-г, забывание Торы, а только «ведь Я – Г-сподь, Б-г их», чтобы Тора заново поднялась и расцвела на новом месте.
Как он предвидел страшную Катастрофу, произошедшую из-за того, что евреи приблизились к неевреям, а в результате ее – народ бежал из стран, где прижился было, на свою родину, и здесь Тора заново расцветает, и множество людей возвращаются к своим источникам!
Есть одна история на эту тему. Царица, мать русского царя Николая Второго, как-то прочитала в одной книге о евреях и их жизни, их традициях. Там описывались польские евреи в своих шапочках с козырьком, бархатных ермолках, длинных плащах и широких поясах. У царицы пробудилось любопытство: она в жизни не видела еврея! Как известно, евреи тогда проживали в узкой «черте оседлости» на границе с Польшей, которая тоже в те времена принадлежала России, и им было запрещено селиться внутри страны. Царица велела своим слугам: «Я хочу посмотреть на еврея. Если увидите одного такого в Петербурге, приведите его ко мне, и я дарую ему сто рублей!» Огромная сумма в те времена.
Тем временем, один бедный меламед (учитель Торы) страдал от нападок властей…
Они предъявляли ему то одну, то другую претензию, и в итоге ему пришлось ехать в столицу, чтобы привести в порядок свои бумаги. Он получил разрешение от местного губернатора, и поехал в Санкт-Петербург. Там он потерянно ходил туда-сюда, не зная, к кому обратиться. Неожиданно его остановил полицейский: «Стой!» Он замер на месте, сердце забилось от страха. «Что ты тут делаешь?» – потребовал полицейский объяснений. Наш еврей, запинаясь, стал объяснять, по какому делу приехал. «Слушай! – велел полицейский, — Завтра, ровно в одиннадцать утра приходи к входу в царский дворец. Царица желает на тебя посмотреть! Она даст тебе сто рублей, да и дела свои сможешь уладить».
С одной стороны, новость – лучше и не пожелаешь! И дела все уладит без хлопот, да еще и разбогатеет! Такую сумму он мог бы заработать лет за двадцать! Но с другой стороны – как он появится в таком виде перед царицей? Она ведь привыкла видеть людей, начисто выбритых, в коротких сюртуках. Наверняка она придет в ужас от его странного вида. Прикажет дать ему палок, а то и отправит в тюрьму в пожизненное заключение. Жена останется одна-одинешенька, соломенной вдовой, а дети будут живыми сиротами.
Делать нечего. Со слезами на глазах и болью в сердце он пошел в парикмахерскую, срезал свои длинные красивые пейсы, сбрил густую бороду. Когда посмотрел на себя в зеркало – чуть в обморок не упал. Но что делать, тут речь идет об угрозе жизни!
Оттуда пошел в магазин одежды. Купил рубашку, короткий сюртук, брюки и галстук. Посмотрел в зеркало – ну чистый клоун! А как его встретят в его городке? Да ни один отец не захочет послать к нему своего сына учиться. Ну, ладно, это потом. Главное выйти живым из царского дворца.
Назавтра в назначенное время он подошел к вратам дворца. Полицейский его сначала не узнал. Он представился, и его ввели во дворец, провели к царице. Она увидела и возмутилась: «Мне что – мало бритых и коротко одетых вокруг? Я хотела на настоящего еврея посмотреть!» И выгнала его с позором.
Так он со всех сторон проиграл…
Перевод: г-жа Лея Шухман