Бехукотай — Не отчаиваться!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

585
не жалейте сил ради Торы

Недельная глава Бехукотай

«»Если будете ходить по Моим законам». Здесь имеется в виду исполнение заповедей? Но об исполнении заповедей сказано: «и заповеди Мои будете соблюдать». Получается, что «если будете ходить по Моим законам» – имеется в виду, чтобы вы трудились над изучением Торы. А «заповеди Мои будете соблюдать» – трудитесь над Торой, чтобы соблюдать и исполнять ее законы, как сказано (Дварим, 5:1): «И учите их и соблюдайте, чтобы исполнять» (Ваикра 26:3 и Раши)».

Каков смысл слов Раши?

Прежде всего, расскажу. Как-то раз ко мне обратился один учащийся ешивы. Он был в в отчаянии. Ощущал, что совершенно не продвигается в учебе, топчется на месте. Как было вчера, так и сегодня, да и завтра будет то же самое. Так что он решил разорвать этот круг, уйти из ешивы. Куда пойдет? Работать или в армию, неважно, куда.

Я сказал ему: «Есть у меня два ответа на твой вопрос». Во-первых, сказано: «если будете ходить по Моим законам» – имеется в виду, будете трудиться над изучением Торы. Почему изучение Торы названо «Моими законами»? Я тебе скажу: слово бэ-хукотай (по Моим законам) по пути проложенному Моими законами по ровной, проложенной дороге. Что имеется в виду? К примеру, человек хочет поехать в Иерусалим. Он идет на остановку, приходит автобус. Он входит, платит и садится. Автобус едет, доезжает до какого-то перекрестка и останавливается. Пробка. Слава Б-гу, сиденье удобное, кондиционер работает, но ехать – не едут. Так что теперь, он встанет, попросит водителя открыть дверь и сойдет с автобуса? Куда, под палящее солнце посреди дороги? Как бы не было досадно, он заставит себя успокоиться и ждать, пока пробка рассосется, автобус заново поедет и, в итоге, прибудет на место назначения. «Понимаешь, — сказал я ему, — ешива – это проложенная дорога, это проверенный маршрут. Да, бывает, что иногда застреваешь на месте. Это досадно и очень раздражает, я не отрицаю. Но с автобуса нет смысла сходить – ведь в итоге все равно приедешь, куда нужно!»

Парень внимательно выслушал, понял идею, но заметил: «Рав, вы говорили, что у вас два ответа…»

«Да, скажу тебе и второй. Один аврех пришел к своему раву, великому Ребе из Гур, автору «Хидушей а-Рим» с той же жалобой: он не ощущает, что продвигается и растет в учебе. Все время тоже же самое: молитва – еда – учеба – сон, и так далее. Как ты говорил? Что было вчера, то будет и сегодня, и завтра. Короче, он подавлен и разочарован в себе.

Ребе ответил ему, что в трактате «Авода зара» (5б) мы учим, что человек всегда должен смотреть на себя в отношении учебы Торы, как бык под ярмом или осел под ношей. Что это значит? Хозяин запрягает быка в плуг. Что ж, тот рад принести пользу. Подставляет шею под ярмо и отправляется в путь. Хозяин сзади держит ручку плуга и направляет быка в нужную сторону. Бык идет и идет, тянет плуг и доходит до конца поля. Хозяин поворачивает его и подталкивает его идти обратно, прокладывать параллельную борозду. Бык не понимает: только что я проходил этот путь, зачем возвращаться? Ну, ладно. С каждым шагом я приближаюсь к хлеву, а там еда… Он идет дальше, доходит до конца поля, и снова хозяин поворачивает его, пахать третью борозду! Бык вообще ничего не понимает: только что я прошел туда и обратно, зачем идти еще раз?! Но плетка убеждает его не спорить, и он делает тот же путь снова и снова, и сердце у него сжимается, когда он смотрит на параллельные борозды, напоминающие ему, сколько раз он уже проходил этот бесполезный путь…

Что тут скажешь? Бык, конечно, глупый, он ничего не понимает. Так и нужно – вспахать все поле, чтобы сеять, выращивать урожай.

Ну, слава Б-гу, урожай вырос хороший, его собрали, обмололи, провеяли, просеяли, собрали зерна в мешки. Теперь приходит очередь осла: на него нагружают мешки и везут их в амбар. Нагружают два мешка, он идет, потом их снимают. Заново нагружают – и заново снимают. Нагружают – и снимают. Осел возмущается: что за бесполезная работа? Только нагрузили мешки – снова сняли. А мне что с этих мешков? Зачем меня заставляют работать зазря?

Но что можно ожидать от осла? Никто не требует, чтобы он понял смысл своей работы, главное, чтобы он ее делал. А хозяин знает, что мешки перевезены с поля в амбар.

«Так и мы, — сказал Ребе из Гур, — «человек всегда должен смотреть на себя в отношении учебы Торы, как бык под ярмом или осел под ношей». Ты делай свое дело и не напрягай мозг в раздумьях, почему ты должен учиться сегодня, как вчера, и завтра, как сегодня, заново и заново молиться; нужно быть, как бык, который вспахивает борозду за бороздой, как осел, несущий мешок за мешком».

Это слова Ребе из Гур, и каждое слово – чистая истина. Но есть одно различие, глубокое и базисное: бык и осел работают и приносят пользу хозяину, не понимая, как именно они ему помогают. А мы ведь трудимся ради самих себя, мы растим свой урожай, и пшеницу переносим в свои амбары!

Да, мы не понимаем, как и что, но мы растим самих себя: «соблюдайте все Мои законы и постановления и делайте их» (Ваикра, 19:37), как будто делаете самих себя (Санедрин, 99б). «Если будете ходить по Моим законам» – как бык, идущий по проложенным бороздам, как осел, несущий свои мешки по ровному пути. Да, он не чувствует, что что-то делает, что духовно растет и приносит пользу, но на самом деле – выполняет свое предназначение, строит самого себя каждым шагом!

Что я вам скажу? Слава Всевышнему, парень остался в ешиве. И как себя построил, какую семью создал, как выстроил свою жизнь на славу! Каждый раз, когда мы встречаемся, он с улыбкой бросает мне фразу о пробке на дороге или о быке и осле, и только я и он понимаем, о чем речь…

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90783