Недельная глава Бо
«Пусть едят ее с мацой и марором» – пасхальную жертву. И нужно понять: ладно, Песах – поскольку Всевышний пропустил (пасах) в Своем наказании дома наших предков в Египте. Маца – поскольку тесто не успело закваситься, и за это мы благодарим и восхваляем.
Но для чего помнить горечь, зачем вспоминать тяжкое рабство, за что тут благодарить?
Ах, сколько нужно благодарить за него, как нужно радоваться ему! Ведь только благодаря ему стало возможным Избавление, Геула! Благодаря ему было освящено Имя Всевышнего в мире, – посредством египетских казней и нашего выхода из Египта. Разве это не стоило того?
Сказано в Гемаре: «Спросил злодей Турнусруфус раби Акиву: “Если ваш Б-г так любит нищих, почему Он не обеспечивает их?” Ответил ему раби Акива: “Чтобы благодаря им (благодаря помощи им – прим. пер.) мы спаслись от Геинома!”»
На первый взгляд, нищий может возмутиться: что я – жертва богачей? Мне предписано жить в бедности и нищете, что тяжелее мучений Йова, ради того, чтобы через меня богачи спасались от наказания Геинома?
Я слышал от великого рава Элияу Элиэзера Деслера, что задающий такой вопрос не понимает сказанного в «Нефеш а-Хаим»: человек создан не для самого себя, а только для того, чтобы помогать другим во всем, чем он только может, и увеличивать славу Небес. И все на свете стоит того!
Подобно этому есть заповедь помочь другому навьючить груз на его осла и помочь развьючить. Заповедь помочь разгрузить осла, если тот свалился под тяжестью, предшествует заповеди помочь навьючить груз, — из-за запрета Торы мучить животных. Ведь осел лежит под тяжестью груза, как можно видеть его страдания! Однако: «Если речь идет о том, чтобы помочь другу разгрузить осла, или помочь ненавистному тебе навьючить – заповедь помочь именно недругу, чтобы сломить свое дурное начало».
Осел может тут выступить с претензией: чем я виноват, что тот хочет сломить свое дурное начало и помочь недругу, а я тем временем падаю с ног под тяжестью груза! Почему это он должен работать над собой за мой счет?
Однако это ослиная логика. Ведь если бы он не был ослом, он был бы рад стать для другого инструментом преодоления дурного начала, даже за счет своих страданий!
Вот, что говорит автор «Бейт а-Леви» в объяснении слов мидраша: «Сказал Моше: я согрешил посредством аз (тогда, с тех пор), когда сказал: “И с тех пор как я поговорил от Твоего Имени с фараоном, этому народу стало хуже”, и посредством аз я воспою Тебе песнь: “Тогда запоет Моше”». Ведь он благодарил задним числом за все мучения и тяготы рабства, благодаря которым мы стали инструментом для освящения Имени Всевышнего, когда пришло Избавление. Именно это имел в виду и царь Давид: «Возблагодарю Тебя, потому что Ты мучил меня и стал мне спасением» (Теилим, 118) Возблагодарю и за мучение, ведь посредством него пришло Спасение Свыше, и таким образом было освящено Имя Творца!
Перевод: г-жа Лея Шухман